- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеурочное занятие РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (2)
Внеурочное занятие РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (2)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Н.Б. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (2)
ПРИВЕТСТВИЕ. НАСТРОЙ НА РАБОТУ.
Я рада приветствовать вас на занятии, девизом которого предлагаю пословицу:
«Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи!».
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (работать с душой, вдумчиво, беречь время, ценить время, что мы проводим вместе)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
А чтобы понять, чему посвящено наше занятие, попробуйте вставить ключевые слова в пословицу «… человека кормит, а … портит». (Труд человека кормит, а лень портит)
Итак, о чем будем говорить на занятии? А я перефразирую вашу мысль, и наша тема прозвучит так «Рецепт ТРУДОЛЮБИЯ, или о том, как не стать ленивым».
ПЛАН РАБОТЫ
Выскажите предположения, что надо предпринять, узнать, проанализировать, чтобы написать рецепт трудолюбия и ответить на вопрос, как не стать ленивым.
-
Анализ понятий «труд», «лень», «трудолюбие».
-
Привести примеры из жизни о том, как помогаете взрослым, какой труд вам посилен?
-
Вспомнить литературных персонажей - ленивых и трудолюбивых.
-
Обратиться к народной мудрости - пословицам и поговоркам о труде.
-
Сделать общий вывод.
-
А я ещё предложу вашему вниманию мультфильм по теме!
Итак, мы наметили план работы. Пора действовать!
ОБЩАЯ РАБОТА
Словарик
Что такое труд, лень? Какого человека мы называем трудолюбивым?
-
Труд - вид социальной деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях. (все блага, окружающие нас в школе, дома и т.п. - это результат труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ - забота каждого.)
-
Трудолюбивый - старательный, работящий, труженик.
-
Трудолюбие - любовь к труду.
-
Трудолюбие - нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумение жить без дела.
-
Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Приведите примеры, как вы помогаете взрослым? Какие поручения есть у вас в школе? Каким важным трудом занимаются все школьники?
РАБОТА В ГРУППАХ
Мы тоже продолжим трудиться, но уже в группах. (2 группы по 5 чел из 10 человек)
Каждая группа готовит ответ по плану:
-
Мы получили задание…
-
Мы получили результат…
-
Мы сделали вывод …
ЗАДАНИЕ 1 «Пословицы».
1 ГРУППА «Пословицы»
Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.
Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?
(желание трудиться, занятость делом, важность результата труда, старание, умение доводить начатое дело до конца)
-
Была бы охота - будет ладиться работа.
-
Маленькое дело лучше большого безделья.
-
Каков мастер, такова и работа.
Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?
2 ГРУППА «Пословицы»
Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.
Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?
(желание трудиться, старание, добросовестность, радость от труда, стремление достичь цели)
-
Не сиди сложа руки - не будет скуки.
-
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом создаётся.
-
Без труда мечта мертва.
Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?
ЗАДАНИЕ 2. «Анализ литературного источника»
1 группа
Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.
Вл. Лифшиц «Разговор»
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…
Вопросы:
Что бы вас насторожило на месте мамы?
Как это характеризует героя?
Что могло быть дальше?
Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как…
(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца… )
2 группа
Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.
Вл. Лифшиц «Разговор»
…И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Вопросы:
Почему мама обиделась на сына?
Каким «важным» делом был занят сын?
Как вы думаете, стихотворение закончилось?
Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как…
(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца… )
Окончание стихотворения.
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар -
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, -
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять - не смог…»
Кто знает, кто такой Тимур и его команда? Чем они занимались?
Чего не понял в книжке сын?
(Человек славен делами. В человеке должны быть такие качества, как обязательность, желание помочь, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца. «Меньше говори, а больше делай»)
ИНФОРМАЦИЯ
Книги Аркадия Петровича Гайдара - бессмертны! Ведь его произведения очень искренни и человечны, писатель призывает быть сильным, честным, не бояться трудностей! Именно таковы герои повести «Тимур и его команда». Девочка Женя приезжает на каникулы на дачу, и сразу же с ней начинают происходить странные вещи. Ей приходится ночевать в чужом пустом доме, а поручение старшей сестры, которое ей не удалось выполнить накануне, наутро оказывается выполненным таинственным Тимуром. Самого Тимура и его друзей она встречает на чердаке сарая в своем собственном саду, где те организовали свой штаб. А собрал Тимур свою команду для того, чтобы помогать и оберегать тех, чьи отцы, братья и сыновья ушли в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, мальчуган Тимур стал образом, которому много лет подражали мальчишки и девчонки.
Аркадий Петрович прожил жизнь яркую и короткую - всего 37 лет, он погиб смертью героя 26 октября 1941 года на Украине в бою, прикрывая отход соратников-партизан.
ОБЩИЙ ВЫВОД
Приветствуется труд. Осуждается лень.
А почему отношение к ленивым людям всегда негативное? (Ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит за него работают другие.) А по заслугам и награда!
МУЛЬТФИЛЬМ «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Посмотрим отрывки из мультфильма и решим, что поначалу хотел Вовка и к какому выводу в итоге пришёл?
Поначалу хотел «награду без труда», результат без дела, а пришёл к выводу, что «только то видать надёжно, что даётся нам трудом». Трудиться герою даже очень понравилось!
Мультфильм помогает понять важность труда, ответственности, самостоятельности, желания и умения трудиться.
ИТОГ
Каков итог нашей работы? Так что же мы запишем в «Рецепт трудолюбия»?
На карточках перечислены различные качества человека. Выберем только подходящие для рецепта трудолюбия! (Дети подходят к ватману, наклеивают листочки с качествами, исключают «завистливость», лень», «необязательность»).
Наклеим ваши фамилии, чтобы зафиксировать авторство.
ВЗРОСЛЫЕ В ЭТО ВРЕМЯ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ ТАКЖЕ КАЧЕСТВА, НА ИХ ВЗГЛЯД, ПРИСУЩИЕ ТРУДОЛЮБИВОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
СРАВНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ!
«Рецепт трудолюбия»
-
Умение трудиться
-
Старание
-
Умение заставить себя довести начатое дело до конца
-
Добросовестность
-
Дисциплина труда
-
Самостоятельность
-
Желание помочь
-
+ Хорошее настроение!
Итак, мы добились результата? Ответили на вопрос, как не стать ленивым? Я ещё каждому подарю рецепты от лени, чтобы наверняка «Труд каждого кормил, а лень не портила»!
1. Каждый день, с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.
2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух всё, что нужно сделать за день.
3. Перед сном необходимо вспомнить всё, что сделано за день, и составить план на следующий день.
4. Затем нужно выпить стакан тёплого напитка удовольствия с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.
Мы получили продукт нашего труда, авторские права защищены, апробацию прошли прямо на занятии.
РЕФЛЕКСИЯ
Оцените свое участие в работе. На заготовке смайлика нарисуйте улыбку, если материал занятия оказался для вас полезным и интересным. Если материал совсем не затронул вашу душу, изобразите огорчение. (ОБЩИЙ ФОН НАСТРОЕНИЯ)
Я желаю вам всегда оставаться такими заинтересованными, трудолюбивыми, усердными и помнить, «только то видать надёжно, что даётся нам трудом»! УДАЧИ ВО ВСЕМ!
4