Внеурочное занятие РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (2)

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (2)

ПРИВЕТСТВИЕ. НАСТРОЙ НА РАБОТУ.

Я рада приветствовать вас на занятии, девизом которого предлагаю пословицу:

«Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи!».

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (работать с душой, вдумчиво, беречь время, ценить время, что мы проводим вместе)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

А чтобы понять, чему посвящено наше занятие, попробуйте вставить ключевые слова в пословицу «… человека кормит, а … портит». (Труд человека кормит, а лень портит)

Итак, о чем будем говорить на занятии? А я перефразирую вашу мысль, и наша тема прозвучит так «Рецепт ТРУДОЛЮБИЯ, или о том, как не стать ленивым».

ПЛАН РАБОТЫ

Выскажите предположения, что надо предпринять, узнать, проанализировать, чтобы написать рецепт трудолюбия и ответить на вопрос, как не стать ленивым.

  • Анализ понятий «труд», «лень», «трудолюбие».

  • Привести примеры из жизни о том, как помогаете взрослым, какой труд вам посилен?

  • Вспомнить литературных персонажей - ленивых и трудолюбивых.

  • Обратиться к народной мудрости - пословицам и поговоркам о труде.

  • Сделать общий вывод.

  • А я ещё предложу вашему вниманию мультфильм по теме!

Итак, мы наметили план работы. Пора действовать!

ОБЩАЯ РАБОТА

Словарик

Что такое труд, лень? Какого человека мы называем трудолюбивым?

  • Труд - вид социальной деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях. (все блага, окружающие нас в школе, дома и т.п. - это результат труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ - забота каждого.)

  • Трудолюбивый - старательный, работящий, труженик.

  • Трудолюбие - любовь к труду.

  • Трудолюбие - нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумение жить без дела.

  • Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Приведите примеры, как вы помогаете взрослым? Какие поручения есть у вас в школе? Каким важным трудом занимаются все школьники?

РАБОТА В ГРУППАХ

Мы тоже продолжим трудиться, но уже в группах. (2 группы по 5 чел из 10 человек)

Каждая группа готовит ответ по плану:

  1. Мы получили задание…

  2. Мы получили результат…

  3. Мы сделали вывод …

ЗАДАНИЕ 1 «Пословицы».

1 ГРУППА «Пословицы»

Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.

Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?

(желание трудиться, занятость делом, важность результата труда, старание, умение доводить начатое дело до конца)

  • Была бы охота - будет ладиться работа.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Каков мастер, такова и работа.

Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?

2 ГРУППА «Пословицы»

Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.

Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?

(желание трудиться, старание, добросовестность, радость от труда, стремление достичь цели)

  • Не сиди сложа руки - не будет скуки.

  • Счастье не в воздухе вьётся, а трудом создаётся.

  • Без труда мечта мертва.

Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?

ЗАДАНИЕ 2. «Анализ литературного источника»

1 группа

Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.

Вл. Лифшиц «Разговор»

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он…


Вопросы:

Что бы вас насторожило на месте мамы?

Как это характеризует героя?

Что могло быть дальше?



Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как…

(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца… )

2 группа

Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.

Вл. Лифшиц «Разговор»

…И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

- Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..


Вопросы:

Почему мама обиделась на сына?

Каким «важным» делом был занят сын?

Как вы думаете, стихотворение закончилось?


Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как…

(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца… )


Окончание стихотворения.

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар -

Прославленный писатель

И храбрый комиссар, -

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять - не смог…»


Кто знает, кто такой Тимур и его команда? Чем они занимались?

Чего не понял в книжке сын?

(Человек славен делами. В человеке должны быть такие качества, как обязательность, желание помочь, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца. «Меньше говори, а больше делай»)

ИНФОРМАЦИЯ

Книги Аркадия Петровича Гайдара - бессмертны! Ведь его произведения очень искренни и человечны, писатель призывает быть сильным, честным, не бояться трудностей! Именно таковы герои повести «Тимур и его команда». Девочка Женя приезжает на каникулы на дачу, и сразу же с ней начинают происходить странные вещи. Ей приходится ночевать в чужом пустом доме, а поручение старшей сестры, которое ей не удалось выполнить накануне, наутро оказывается выполненным таинственным Тимуром. Самого Тимура и его друзей она встречает на чердаке сарая в своем собственном саду, где те организовали свой штаб. А собрал Тимур свою команду для того, чтобы помогать и оберегать тех, чьи отцы, братья и сыновья ушли в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, мальчуган Тимур стал образом, которому много лет подражали мальчишки и девчонки.

Аркадий Петрович прожил жизнь яркую и короткую - всего 37 лет, он погиб смертью героя 26 октября 1941 года на Украине в бою, прикрывая отход соратников-партизан.


ОБЩИЙ ВЫВОД

Приветствуется труд. Осуждается лень.

А почему отношение к ленивым людям всегда негативное? (Ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит за него работают другие.) А по заслугам и награда!


МУЛЬТФИЛЬМ «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Посмотрим отрывки из мультфильма и решим, что поначалу хотел Вовка и к какому выводу в итоге пришёл?

Поначалу хотел «награду без труда», результат без дела, а пришёл к выводу, что «только то видать надёжно, что даётся нам трудом». Трудиться герою даже очень понравилось!

Мультфильм помогает понять важность труда, ответственности, самостоятельности, желания и умения трудиться.


ИТОГ

Каков итог нашей работы? Так что же мы запишем в «Рецепт трудолюбия»?

На карточках перечислены различные качества человека. Выберем только подходящие для рецепта трудолюбия! (Дети подходят к ватману, наклеивают листочки с качествами, исключают «завистливость», лень», «необязательность»).

Наклеим ваши фамилии, чтобы зафиксировать авторство.

ВЗРОСЛЫЕ В ЭТО ВРЕМЯ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ ТАКЖЕ КАЧЕСТВА, НА ИХ ВЗГЛЯД, ПРИСУЩИЕ ТРУДОЛЮБИВОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

СРАВНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ!

«Рецепт трудолюбия»

  • Умение трудиться

  • Старание

  • Умение заставить себя довести начатое дело до конца

  • Добросовестность

  • Дисциплина труда

  • Самостоятельность

  • Желание помочь

  • + Хорошее настроение!

Итак, мы добились результата? Ответили на вопрос, как не стать ленивым? Я ещё каждому подарю рецепты от лени, чтобы наверняка «Труд каждого кормил, а лень не портила»!

1. Каждый день, с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.

2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух всё, что нужно сделать за день.

3. Перед сном необходимо вспомнить всё, что сделано за день, и составить план на следующий день.

4. Затем нужно выпить стакан тёплого напитка удовольствия с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.

Мы получили продукт нашего труда, авторские права защищены, апробацию прошли прямо на занятии.

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свое участие в работе. На заготовке смайлика нарисуйте улыбку, если материал занятия оказался для вас полезным и интересным. Если материал совсем не затронул вашу душу, изобразите огорчение. (ОБЩИЙ ФОН НАСТРОЕНИЯ)


Я желаю вам всегда оставаться такими заинтересованными, трудолюбивыми, усердными и помнить, «только то видать надёжно, что даётся нам трудом»! УДАЧИ ВО ВСЕМ!

4

© 2010-2022