Статья. Опытно-экспериментальная работа. По следам образовательного события Живые картины Средневековья

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

По следам Образовательного События 2013-2014 «Живые картины Средневековья»


Анализируя и обобщая двухлетний опыт экспериментальной работы по проектированию, реализации и публичной презентации ОС:, можно сказать, что в 2013-2014 году мы уже более четко и конкретно определили себе приоритеты и ориентиры нашей деятельности и.

То есть три основные момента:

  1. Смыслы (цели и задачи) того, что мы делаем - в чем они?

  2. Технология (критерии и этапы, методы и формы) того, что мы делаем или как мы делаем ОС?

  3. Чего мы достигли (эффекты и количественный и качественный «прирост») и каковы перспективы того, что мы делаем?

Что касается приоритетов, а точнее даже можно их определить как СМЫСЛЫ нашей работы, то мы поняли, что:

Первое: мы действительно сами придумываем, как организовать интересную, интеллектуальную общественную школьную жизнь и единое образовательное пространство.

Второе: мы привлекаем и задействуем максимальное количество наших детей и взрослых, то есть всех субъектов образовательного процесса, как участников ОС.

Третье: мы создаем такого образовательную программу События, где организовано вариативное, многофакторное поле выбора поле выбора, позволяющее каждому получить реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории образования.

Четвертое: мощнейшим средством ОС мы формируем корпоративную культуру нашей школы и «разрушаем» внутренние барьеры и перегородки.

Что касается ориентиров, то это «пять столпов» HRM-мероприятий или Corporative Education Event (корпоративного образовательного события):

  • совместный досуг

  • командаобразование

  • внутренний и внешний PR

  • интенсивная образовательная программа

  • оценка участников в процессе включенного наблюдения

В аннотации к проекту подробно описана технология корпоративных образовательных событий, которая позволяет привлекать, увлекать и задействовать потенциал и ресурсы «своих» людей в учреждении. Задача учреждения в этом случае обеспечить условия для применения и развития способностей тех, кто там работает и учится. Польза в том, что обеспечены как стратегические цели учреждения, так и развитие личности «своих» людей.

В 2012-2013 учебном году мы успешно реализовали «пилотное» ОС: «Древняя Греция. Прошлое для будущего», которое подробно описано в предыдущей статье. В 2013-2014 году, на наш взгляд мы еще более успешно спроектировали, реализовали ОС «Живые картины средневековья», а так же подвели итоги и отследили статистические данные, чего не было сделано в первый год проекта. Главные эффекты, которые мы получили в результате реализации нашей идеи - это желание учеников, их родителей и учителей продолжать практику ОС, также то, что мы сумели задействовать до 100% всех субъектов образовательного процесса школы. В результате ОС действительно можно сказать, получило статус мощного и серьезного общешкольного проекта, что отражено в концепции образовательной программы ОУ МБОУ «Школа №4» - Школа образовательных событий. На неделю ОС были запланированы разноформатные мероприятия связанные с темой ОС, где также были задействованы все учебные дисциплины. Завершить ОС доложен был финальный день инсталляций: «Путешествие в «русское» и «европейское» средневековье». Воспитательная служба вывесила план мероприятия в виде огромного манускрипта в фойе на первом этаже.

Карты ИОТ (индивидуальной образовательной траектории) были спроектированы заранее и в этом году были общие на класс, где каждый классный руководитель отслеживал участие своих детей в запланированных мероприятиях. Это позволило определить статистические данные.

В ОС 2013-14 учебного года мы также в начальной школе попробовали рассмотреть уроки как подготовку к ОС и включить в уроки технологии, ИЗО, окружающего мира, чтения элементы подготовки к инсталляции. Также активно задействовали внеклассное чтение и перемены. Например на окружающем мире изучали историю народных промыслов и возникновение ремесел на Руси, делали презентации, на технологии дети сами изготавливали изделия, атрибуты и игрушки нужные для дня инсталляций, а на ИЗО их оформляли и раскрашивали. Провели конкурс рисунков лучших орнаментов, на чтении инсценировали русские народные потешки, на внеклассном чтении разучивали народный фольклор: потешки, заклички, считалки, песни. Даже на переменах играли в народные игры. Для 1-ых классов была организована экскурсия в музей: «Народные промыслы», именно поэтому почти все 1-ые классы взяли эту тему на инсталляции. И хотя почти все техники и дымковская, и филимоновская, и хохломская возникли позже эпохи средневековья, было решено оставить эти красочные инсталляции, так как они были вполне уместны на русской ярмарке. В основной школе мероприятия были проведены как на уроках, так и во внеурочное время. На внеурочные могли попасть все желающие.

И наши завучи тоже не остались в стороне объявив конкурс на «узнавание» средневековых произведений искусства. Они смонтировали подборку изображений, которые транслировались по телеэкранам в школьных рекреациях. Дети выясняли авторство произведений и время их создания и опускали ответы в специальный ящик с подписями своей фамилии. Позже был подсчет, кто больше произведений узнал. Правда здесь большого числа участников не наблюдалось, всего 5 высокоинтеллектуальных ребят сбросили свои ответы.

Расписание участия в ОС «Живые картины средневековья» в рамках ИОТ

Предмет/

учитель

Мероприятие в рамках ОС

Формы и виды учебной деятельности

Формы и виды внеурочной деятельности

Параллели классов-участников

Математика /

Егорова О.А.

Осипенко Н.В.

Вандышева А.А.

Кодинцева А.А.

Заиченко Н.Н.

Осмоналиева Р.А.

Занятия - практики:

«Средневековье в реальных задачах»

Групповая и индивидуальная работа/

Систематизация знаний - подготовка к ГИА (модуль «Реальная математика»).

Решение познавательных задач (проблем). Закономерные связи между единицами различных измерений.

Опыты, открытия, познания.

Проведение исследовательского эксперимента.

5- 9 классы на уроках.

Литература/

Гатауллина А.А.

Левина Н.В.

Яркиева Н.В.

Театрализованное представление.

Средневековье на страницах «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Составление плана деятельности, поиск и отбор информации, углубление знаний о творчестве А.С. Пушкина, коммуникативная деятельность - взаимодействие учащихся друг с другом, а также с учителем.

Работа над оформлением сцены

(проектирование и создание декораций), изготовление костюмов, опыт театральной пробы.

6-7 классы

Изобразительное искусство/

Лазарева Н.И.

Урок-практикум:

«Одежда говорит о человеке»

Индивидуально-коллективная работа, создание творческих проектов на тему: «Бал в интерьере дворца»

Дополнительные знания о статусе человека в средневековье, одежда как знак положения человека в обществе. Суть: по одежде определить социальный статус человека.

6-7 классы на уроках

Английский язык/

Каличак С. А.

Исаева Л.Ю.

Карина

Театральная постановка:

«Ромео и Джульетта» Отрывок.

Средневековье в творчестве У. Шекспира

Навыки монологической и диалогической речи.

8-9 классы

Немецкий язык/

Стратьева Е.С.

Урок

«Рыцари средневековья»

Развитие навыков и умений монологической речи; практика диалогической речи по заданной теме

Восприятие на слух небольшого текста с пониманием основного содержания

Изготовление реквизитов для инсталляции

7-8 классы на уроках.

Информатика/

Ахмадышин Е.Р.

Мультимедийный проект: «Путешествие в средневековье»

Работа с программой PowerPoint. Создание гиперссылок. Работа с мультимедийными файлами. Создание интерактивных переходов между слайдами. Создание презентаций, поиск информации в Интернет, работа в команде.

Публичная презентация, дополнительная информация

8-9 классы

Физика/

Бестужева С. Г.

Хасанова Л. А.

Тематический вечер

Гастроли мадам физики в средневековье

Поиск и отбор информации, составление плана деятельности, повысить интерес учащихся к изучению физики, углубление знаний о ученых по физике средневековья,

коммуникативная деятельность - взаимодействие учащихся друг с другом, а также с учителем.

Проектирование, создание презентаций, плакатов,

кроссвордов, стенда, видео роликов.

7-9 классы

Биология/

Ахмадышина Н.В.

Огуенко Н.А.

Учебные проекты:

«Медицина средневековья»

7-9 классы

Химия /

Аширбакиева Р.С.

Факультативное занятие.

Представление проекта:

«Достижения алхимии».

Виды деятельности со словесной основой:

- слушание объяснений учителя;

- слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- наблюдение за демонстрациями учебных презентаций;

- анализ таблиц и схем;

- анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности на практической основе:

- решение экспериментальных задач;

- работа в группах.

1. Поиск необходимой информации по проекту «Достижения алхимии» по разделам:

А)Возникновение алхимии;

Б) Философские основы алхимии. Элементы Аристотеля;

В) Родина алхимии;

Г) Основные идеи и цели алхимии;

Д) Понятие философского камня;

Е) Практические достижения алхимии;

Ж) Иатрохимия.

2. Работа с научно-популярной литературой.

3. Представление разделов проекта (доклады учащихся, презентации).

4. Подготовка практической части проекта (подбор материалов для опытов).

5. Постановка опытов для демонстрации.

6. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

8 классы

Музыка/

Инсталляция средневековой сцены «Скоморошьи забавы».

Странствующие артисты средневековья. Скоморохи. Музыкальные инструменты скоморохов. Образ скомороха в музыке русских композиторов.

Исследование скоморошьего искусства (работа с информационными ресурсами по теме в группах); коллективное пластическое интонирование русских народных плясок; вокально-хоровая работа над русскими песнями; обучение игре на детских музыкальных инструментах и игра на них.

Слушание, сравнение и анализ произведений русских композиторов;

Подбор декораций и костюмов к картине-сцене «Скоморошьи забавы»; закрепление музыкального материала: доработка и закрепление вокального, музыкально-ритмического и пластического сопровождения сцены «Скоморошьи забавы».

4-5 классы

Технология

Вильданова А.И.

Мазурик Н.В.

Факультативное занятие

«Гербы средневековья»

Групповая и индивидуальная работа. Поиск и исследование информации, создание творческих проектов

Поиск информации по проекту «Гербы средневековья», подбор материалов и инструментов.

6 классы

География

Захарова Т.В.

Факультативное занятие «Геральдика средневековой Руси»

Групповая и индивидуальная работа и создание готового продукта «Карта средневековой Руси с геральдикой городов». Углубление знаний о российской геральдике

Изготовление атрибутики для факультатива и инсталляции

7 классы

История - 6 классы

Малышева Е.П.

Вечер обрядов «Колокольный светлый звон»

Навыки публичного выступления. Личностное самоопределение освоение новых социальных ролей и правил

Продуктивная групповая деятельность работа в команде Решение творческого задания и представление результатов своей деятельности

Опыт театральной пробы, изготовление костюмов и атрибутов для мероприятие.

Дополнительные знания по истории средневековой культуре Руси.

5-6 классы


Для финального дня инсталляций, который ознаменовывал закрытие ОС, был выделен весь периметр 2 этажа, в левом «крыле» разместилась вся «средневековая ярмарка» начальной школы, в центральной рекреации располагалось «русское средневековье», в правом «крыле» господствовала - «Европа». Готовились с вечера, устанавливали декорации которые просто потрясали своей фантазией и «настоящестью». Откуда только что взялось из атрибутики того времени? Как оказалось многие реквизиты были изготовлены самостоятельно из совершенно неожиданных материалов. Конечно очень выручили еще и специально спроектированные и заказанные родителями баннеры, но очень много было сделано вручную. Вход предполагался свободный, однако для родителей было составлено расписание для каждых двух параллелей классов по 30 минут. Конечно те, кто посетил нашу школу в день инсталляций попал в настоящее средневековье, как будто действительно ожили картины этого времени. А посетивших было немало, почти все родители, чьи дети участвовали пришли. По их отзывам получилось настоящее «погружение» в историю, где они сами узнали много нового и побывали как будто в другом времени. При этом возле каждой инсталляции была подготовлена информационная табличка, где размещалось не только название инсталляции, но и находилась краткая информация содержащая сведения о ней. Только в инсталляции нам удалось привлечь 61% (участвовало в подготовке) и соответственно 26% (задействовано в самих инсталляциях) наших детей. Особенно поразила, бушующая разнообразием красок русская средневековая ярмарка «начальной школы», где раскинули свой пестрый шатер бродячие музыканты, скоморохи и цыгане, которые могли погадать всем желающим. На цепи танцевал большой косолапый мишка (чей то переодетый папа) за горстку монет. Водили хоровод вокруг столба с яркими разноцветными лентами русские девушки в сарафанах. Звонко стучали молоточки кузнецов по подковам в кузнице, рядом «торговали» квасом, горячим чаем, ароматными баранками и калачами. Для желающих познакомиться с русской кухней гостеприимно распахнула свои двери харчевня «Три пескаря». Коробейники с лотков продавали леденцовые «петушки» на палочках и пряники. Были здесь представлены огромное количество разнообразных народных промыслов и ремесел. «Торговали» и редкими заморскими товарами: пряностями и великолепными отрезами тканей. Все ярмарка кипела, бурлила жизнью и народ не скучал, потому что различные ярмарочные забавы и игры тоже были организованы.

В основной школе в двух рекреациях расположились «русское» и «европейское» средневековье. Инсталляции поражали своей реальностью: вот у огромной нарисованной руками детей церкви толпится народ и глазеет на скоморохов и зазывал. Рядом сидят слепые гусляры, и три богатыря очень похожи на тех, что с картины В.М. Васнецова. Рядом на Чудском озере (более 150 листов бумаги ушло на поклейку ледяного покрова озера), среди льдин из пенопласта в самом разгаре «Ледовое побоище» Слышно: «За Русь-матушку» «Да за веру православную» «Не в силе Бог, а в правде», «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» - это самая массовая инсталляция. Справа от «Ледового побоища» стоит русская изба, где крестьянские девушки вышивают, прядут, поют и ждут своих воинов с победой, а восточнее, справа ханские баскаки с плетками согнали русский люд на сбор дани в Золотую Орду, на коленях связанные девушки и самые лучшие ремесленники - их уведут пленниками в Орду. Так и называлась инсталляция 6-В и 6-А «Русь между Востоком и Западом», где с одной стороны одолевали крестоносцы, а с другой душили данью монголо-татары. Запорожские казаки писали письмо турецкому султану, раздражая аппетит присутствующих поеданием домашней колбасы, сала, зеленого лука и хлеба, успевая азартно играть в карты. Однако стоящие рядом крестоносцы и русское войско Александра Невского не растерялись и отыскав где то несколько пакетов с баранками уселись в круг, объявив, что у них временное перемирие и «война войной, а обед по расписанию». Далее святой Сергий Радонежский благословляет на бой великого князя Дмитрия Ивановича. Возле берегов Индии под пальмой сидит и пишет свою книгу «Хождение за три моря» «тверской Колумб» русский путешественник Афанасий Никитин. А вот кельи монахов-летописцев, где под сводами монастырей скрипят перья и переписываются древние книги. В мастерских средневековых ремесленников оружейники, ювелиры и гончары создают свои шедевры, в этих инсталляциях и классные руководители со своими ребятами в костюмах. Сельская школа, словно «сошла» с полотна Б.М. Кустодиева «Земская школа в московской Руси».

Заворачиваем в «Европу»: на самостоятельно сделанном балконе у колонны грустит прелестная Джульетта, а на колене под балконом страдает юный Ромео. Далее в библиотеке среди старинных книг и рукописей, среди канделябров со свечами работает сам король. А вот суд инквизиции где на костре сжигают «Орлеанскую деву» юную Жанну д'Арк. И следом на фоне звездного неба великие ученые Джордано Бруно и Галилео Галилей с телескопом. Здесь же ходят викинги «гроза морей» в шлемах с рогами пугая робких цветочниц и крестьян, это не только кадеты из 9-К, но и два наших молодых педагога историк и учитель ОБЖ, все бегут за ними с фотоаппаратами, они грозные и смешные одновременно. Завершал экскурсию по средневековью настоящий «пир во время чумы», где был сделан огромный замок с бродящими людьми в белых одеяниях, похожих на привидения, они собирали умерших от эпидемии, а горсть знатных жителей как будто не замечая умирающего города пили и ели за накрытым столом, понимая что им уже нечего терять.

Конкурсное жюри отметило все инсталляции разными номинациями и никто не остался не отмеченным.


Статистические данные участия основной и начальной ступени МБОУ «Школа №4»

в дне инсталляций: «Путешествие в «русское» и «европейское» средневековье

класс

Название инсталляции

Общее кол-во

уч-ся в классе

Участвовало уч-ся в подготовке к инсталляции

Участвовало уч-ся в инсталляции

Участие и помощь родителей

Общая тема для начальной школы 1-4 классы - «Русская средневековая ярмарка»

1-А (РО)

Лавка с «заморскими» товарами (пряности и ткани) «Средневековая шкатулка»

24

24

2

6

1-Б (2100)

Посудная лавка

26

25

6

10

1-В (2100)

Народные промыслы: русская матрешка

27

27

7

9

1-Г (ШР)

Народные промыслы: филимоновская игрушка

20

17

3

8

1-Д (ККО)

Народные промыслы: дымковская игрушка

12

12

1

4

2-А

Народные промыслы: хохломская игрушка

25

25

6

8

2-Б

Ремесленный цех - плетение корзин

23

23

17

7

2-Г

Хоровод, тряпичные куклы-обереги

25

25

7

5

2-В

Коробейники, лоточная торговля

30

30

11

11

3-А (РО)

Скоморохи и медведь на цепи (шатер бродячих артистов)

19

8

8

3

3-Б (2100)

Прядение, вышивка, вязание, роспись шкатулок

25

25

4

2

3-В (2100)

Лавка с квасом

22

22

7

5

3-Г (2100)

Кузница

23

23

12

18

3-Д (ККО)

Русский пряник

9

7

2

2

4-А (РО)

Народные промыслы: городецкая роспись

23

23

5

5

4-Б (2100)

Игровые забавы и состязания на ярмарке

23

23

9

15

4-В (2100)

Цыгане (шатер бродячих артистов)

21

21

5

5

4-Г (2100)

Харчевня «Три пескаря»

23

24

4

11

4-Д (ККО)

Наряженные барышни на ярмарке

14

2

2

3

Итого по начальной школе

417

386

/93%

118

/28%

137

Общая тема для основной школы 5-9 классы: «Русское» или «Европейское» средневековье

5-А (ФГОС)

Пир во время чумы

26

11

11

11

5-Б

Ремесленные мастерские

оружейников и ювелиров

29

26

15

10

15

10

5

12

5-В (ФГОС)

5-Г

Цветочницы средневековья

5

3

3

0

6-А (РО)

Русь между Востоком и Западом: «Ордынская дань»

24

24

10

24

6-Р

В келье монаха-летописца

7

1

1

1

6-Б

Монахи-переписчики книг

25

15

4

6

6-В (ФГОС)

Русь между Востоком и Западом «Ледовое побоище»

26

19

19

26

7-А

Три богатыря по картине В.М. Васнецова

21

7

3

3

7-Б

О бедном гусляре замолвите слово…

23

20

3

3

3

3

0

0

7-В

7-К

Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

24

7

7

9

7-Г

Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича

9

4

4

9

8-А

Сельская школа на Руси по картине Б.М. Кустодиева «Земская школа в московской Руси»

25

9

3

6

8-Б

Суд инквизиции над Жанной Д/Арк

26

8

5

0

8-В

«Тверской» Колумб- Афанасий Никитин

25

10

2

0

8-Д

В келье монаха-леиописца

6

1

1

1

9-А

Служение прекрасной Даме: «Ромео и Джульетта»

27

6

2

12

9-Б

Библиотека Средневековья

24

1

1

24

9-В

Скоморохи на Руси

26

10

2

2

9-Д (ККО)

9-Е (ККО)

Средневековый глашатай

и народ у церкви

8

12

0

6

1

6

0

0

9-Р

(8 вид)

Не участвовали

5

0

0

0

9-К

Викинги - гроза морей

18

2

2

0

8-Г

«Видение отроку Варфолемею» по картине М.В. Нестерова

24

6

2

24

9-Г

Джордано Бруно и Галилео Галилей

24

8

4

0

Итого по основной школе


515

189

37/%

123

/24%

175

Итого по школе

Примечание: 932 без учета учащих на индивидуальном обучении

932

566/

62%

241/

26%


Однако в чем же «прирост» по сравнению с прошлым годом и какие главные эффекты мы получили?

ОС 2012-2013 гг.

«Древняя Греция. Прошлое для будущего»

ОС 2013-2014 гг.

«Живые картины средневековья»

1 год - учащиеся и учителя работали по заданным готовым инсценировкам

2 год - были заданы только хронологические рамки временного периода, темы инсталляций придумывались и определялись детьми и взрослыми самостоятельно

Подготовка осуществлялась во внеурочное время

Уроки рассматривались как подготовка к ОС

Просто демонстрация мероприятий и дня театра «Календарь великих дионисий» для широкой публики

Конкурсный режим дня инсталляций заставил работать в режиме азарта и творческой активности.

Не предусматривалось выдача свидетельств об участии

Все классы получили дипломы участия в различных номинациях, а так же определены призеры и победитель конкурса инсталляций

Не было подсчета количества участвующих

Отслежены и оформлены статистические данные

Нет данных

По сравнению с прошлым годом нам удалось привлечь 100% детей к участию в неделе мероприятий и 62%/26% к участию в инсталляциях.

Нет данных

Все учителя и классные руководители были задействованы в ОС и сдали разработки мероприятий.

Определена технология ОС - это формат НRM-мероприятия, Корпоративное образовательное событие

(Corporative Education Event)

Соответствовало всем заданным критериям HRM-формата

  • совместный досуг (по отзывам детей и взрослых, ОС было действительно праздником и отдыхом)

  • командаобразование (подготовка и реализация инсталляций)

  • внутренний и внешний PR

(внутренний PR: формирует чувство причастности и гордости того, что мы сами были авторами и участниками ОС; была создана обстановка, способствующая эффективной работе, была создана «система понимания» внутри коллектива, с помощью которой происходит обмен информацией между учителями и учениками, то есть благоприятные и доверительные отношения;

внешний PR: формируется не только благоприятный, но и собственный имидж школы, продвижение. Приглашено ТV "АСПЕКТ», наше ОС представлено в новостной передаче, написана статья в газету «Наш город».

  • интенсивная образовательная программа (была создана образовательная программа События, где организовано вариативное, многофакторное поле выбора поле выбора, позволившее каждому получить реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории образования)

  • оценка участников в процессе включенного наблюдения

(оцениваются взаимоотношения участников в процессе реализации ОС, цели деятельности, общие и групповые интересы, согласованность или конфликт интересов; стимулы, мотивы, средства для достижения целей (по содержанию и по моральной оценке), интенсивность деятельности (продуктивная, репродуктивная, напряженная, спокойная), результаты (материальные и духовные продукты);

В 2014-2015 году мы готовим проект ОС: «Титаны нового времени. Спасибо вам за будущее», где в центре будет «ЧЕЛОВЕК» нового времени, то есть реальные исторические персонажи: ученые и деятели культуры оставившие заметный след в истории и повлиявшие на будущее своими изобретениями, открытиями, бессмертными произведениями.


© 2010-2022