- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство русского платка (5 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство русского платка (5 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина Е.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Искусство русского платка»
Русские платки - это национальное
достояние и гордость России.
Цели:
-
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
-
Формировать интерес к её историческому прошлому.
-
Воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся.
-
Воспитывать бережное отношение к труду.
Оборудование: занимательный этимологический словарь «Откуда пришли слова», толковый словарь Ожегова, словарь В.И. Даля; заготовки загадок, тексты заданий для игр, экспонаты выставки.
Оформление: репродукции картин «Горожанка» и «Казачка» Сурикова, «Девушка-крестьянка» Н.А. Ярошенко; музыкальное оформление - песня или мелодия песни «Оренбургский пуховый платок», плакаты с пословицами «На чужой роток не накинешь платок», «Бабы бранятся, так платки с головы валятся», «Шесть досок да холстинки платок», «Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой».
Подготовительная работа: организация выставки работ мастериц Общества Ветеранов п. Хасан «Из бабушкиного сундука», приглашение на выставку члена совета ветеранов; приглашение мам для участия в мероприятии; приглашение библиотекаря с подборкой материалов о павлово-посадских платках; запись музыки; подготовка сообщений мамой и ребятами.
Форма проведения: тематическая беседа с игровыми и театрализованными «минутками».
Ход мероприятия:
-
Постановка проблемы
Можно ли мастеров платочного дела считать патриотами нашей страны?
-
Работа со словарём
Ребята ищут определение понятиям «шаль» и «платок».
ШАЛЬ - квадратная или прямоугольная полоска материи восточного происхождения, которая служит для защиты от холода предплечий и шеи.
III. Рассказ с элементами беседы
Кл. руководитель: История платка и шали
Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани - платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник, а затем и прямо на волосы
История донесла до нас самые разнообразные сведения об этих вещицах. Например, по древнерусскому обычаю женщины покрывали голову ситцевым платком, символом замужества. Позже появились платки-канаватки, которые привозили с Востока: большие платки из тонкого шелка с разноцветными полосами или из тонкой цветной шерсти с вытканными золотыми и серебряными нитями.
В XV веке шали делались в Кашмире из тонкой шерсти тибетских коз. Шаль стала популярна в Европе после египетского похода Наполеона, который привез в подарок своей жене Жозефине большое количество этих образцов восточной моды. Она и сделала кашемировую шаль неотъемлемой частью гардероба каждой модницы.
Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.
Выходит одна из мам, приглашённых на мероприятие, в русском народном костюме и демонстрирует, как это носилось.
В большом ходу был платок продолговатой формы, состоявший из двух неразрезанных платков. (демонстрация)
Вы сможете сами отгадать как она называлась, если вспомните, чем украшают себя современные невесты в день свадьбы. (фата)
Ее делали из шелка, кисеи или канавата. Особенно ценилась фата канаватная. В XVIII веке такой платок стоил от 7 до 45 рублей, поэтому в народе и родилась пословица: «Голь перекатна, а фата канаватна».
К платку относились очень бережно, а для похода в церковь или на праздник имели «парадный платок».
В 1790 году в парижских журналах мод появилось предложение носить шали. В Россию уже в XVIII веке шали поступали из Индии и Персии, и платили за них чистым золотом.
Сообщения ребят:
1. Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в имении помещицы Н. А. Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. Мерлинские шали были квадратными и прямоугольными, с белой серединой и широким бортом, затканным красочным «индийским» узором. Шали не имели изнаночной стороны.
2. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В. А. Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Пять лет ушло на изготовление специального станка - распускали кашмирские шали и смотрели, как располагаются нити, пытаясь по плетению определить устройство ткацкой машины... Летом на фабрике было занято около 50 крепостных ткачих, зимой - около 100. В зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до двух с половиной лет, соответственно и стоила сделанная ею вещь от 500 до 12 тысяч рублей.
Ткачество тончайшими нитями сложнейших узоров из более чем полусотни нитей различных тонов требовало необыкновенной гибкости и ловкости пальцев, а также колоссального напряжения зрения.
Кл. руководитель: Игра с ребятами на внимание «Найди отличие в платках».
3. Великолепны были знаменитые "колокольцевскне" шали. Назывались они так потому, что делались в селе Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д. Колокольцева. Изумительной белизны шалевое поле, обрамленное каймой из сирени и роз, - каждый цветок сложен из нитей нескольких оттенков, а в цветах и зеленых листьях более 60 разных теней; полотно такое тонкое, что если положить под него, к примеру, розовую материю, оно само станет розовым - просвечивает, как кисея.
Русские шали, не уступая европейским и азиатским по красоте, превосходили их в прочности, сохраняя долго живость красок, а также служили надёжной защитой в нашем суровом климате.
Кл. руководитель: Из истории появления оренбургского пухового платка
"Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - говорили городской девушке в местных деревнях".
На весь мир прославились наши российские оренбургские пуховые платки. (Одна из мам демонстрирует оренбургский пуховый платок)
Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.
Одно из сказаний гласит, что после присоединения уральской территории к России русские поселенцы спрашивали у местных скотоводов: "А чего у вас козы такие лохматые?", - и предлагали вычесать козу, сделав ее красивее. Так козы становились причесанными, а русские получали ценный оренбургский козий пух. Но более достоверной выглядит другая легенда о появлении оренбургского пухового платка...
Согласно данному преданию первые, прибывшие на Урал русские переселенцы были, удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Сообщение мамы:
История появления оренбургского платка связана со светским обществом. Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине II одной казачкой. Царица-матушка была поражена красотой искусной работы, она щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто подобной шали больше не связал. Но у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания. Промысел овеян еще одним красивым поверьем. Осенние паутинки, которые свободно летают в воздухе, переливаясь на солнце, рукодельницы в Оренбурге называют пряжей Матери Божией. И если поймает мастерица много таких паутинок, то посетит ее вдохновение и свяжет она красивый платок. Также при вязании на изделие крепят женщины оберег, чтобы работу не сглазил дурной человек.
Кл. руководитель: Отгадайте, через какое женское украшение по преданию должна проходить ажурная шаль - паутинка?
К
О
Л
Ь
Ц
О
Кстати, помимо прохождения в кольцо «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.
Кл. руководитель: Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.
Шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма - дворянского, а позже и купеческого и крестьянского. Особенно широкое распространение шали получают, начиная с середины ХIX века, когда на многих мануфактурах и фабриках налаживают производство более дешевых, по сравнению с ткаными, платков и шалей с набивным узором.
Ученик:
Вот платок из Павлово
Рассмотрю я заново.
По краям его тесьма,
Шерстяная бахрома.
Будет тёплым мой платок,
Станет тёплым вечерок!
Библиотекарь:
В конце 1850-х годов начинают производить подобные шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде. История платочного предприятия насчитывает уже больше двух веков - датой основания производства считают 1795 год. Известные как павлопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Лабзиным и Грязновым в начале 60-х годов XIX века. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «цветки» и « манеры». «Цветки» вырезали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Далее, контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было особенно трудоемким: узор на дереве выжигали на определенную глубину, потом заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски. С 70-х годов прошлого века большая часть павлопосадских платков и шалей набивалась другим способом - методом трафаретной печати.
При этом способе краска наносилась на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных капроновых или нейлоновых шаблонов.
Для платков и шалей, напечатанных таким способом в тот период, характерны меньшая детализация узора и более жесткие контуры орнамента. С конца 90-х годов XX века благодаря накопленному опыту на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются павловопосадские шали и платки с количеством красок до 23, по своему внешнему виду и качеству
значительно превосходящие платки, печатаемые методом набойки с помощью «цветок» и «манер».
В последнее десятилетия на мануфактуре проводится работа по восстановлению рисунков старых павлопосадских шалей.
III. Беседа.
- Ребята, попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале рассказа.
Вопросы по материалам беседы:
-
Что означит выражение «традиции живы»? В чем его смысл?
- Можно ли считать искусство русского платка общемировой культурной ценностью?
IV. Игры с платками
«Рифмы»
Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит какое-нибудь слово, а тот, кому бросается платок, должен поймать его и отвечать в рифму, после чего в свою очередь бросает платок кому-нибудь, произнося слово. Играющий, поймавший платок, но не ответивший в рифму, штрафуется фантом. Само собой разумеется, что при задавании трудных рифм, происходят довольно смешные озадачивания друг друга, что конечно, развлекает и смешит окружающих. Мы советуем запомнить несколько слов, на которые подобрать рифму особенно трудно.
«Достань платок»
Платок подвешен на шесте и его можно достать, лишь подпрыгнув с разбега. Поначалу это удаётся не всем. Тогда платок поднимают всё выше и выше, чтобы прыгающие старались добраться до него. Побеждает тот, кто прыгнул выше всех и достал платок.
V. Загадки о платках.
Кл. руководитель: На этом наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного о русском платке. А закончить мне хотелось бы следующими словами:
Россия издавна славилась своими мастерицами по вязанию платков, и теперь это искусство не забыто. Каждый платок - уникален, его оформляют лучшие мастера. Наверное, потому-то слава о русских платках и шалях гремит по всему миру.
Приложение
Конкурс афоризмов
Задание: Объяснить значение и историю афоризмов, связанных с нашей культурой, историей.
-
От «А» до «Я» (От начала до конца.)
-
«Белены объелся» (Так говорят о людях, делающих глупости, так как белена - куст с неприятным запахом и ядовита.)
-
«Лезть на рожон» (Вопреки здравому смыслу идти на гибель; «рожон» - по-старорусски - заострённый кол, с которым ходили на медведя)
-
«Косая сажень в плечах» (Великан, сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук мужчины.)
-
«Ободрать как липку» (Оставить не с чем, на лапти обдирали молодую липку.)
-
«Не лыком шиты» (Не из простых, лык - липовая кора, из которой делались вещи крестьян.)
Рукодельные частушки
Спицы длинные возьму,
Платок пуховенький свяжу
Из нежной мягкой ниточки
Тончайшей паутиночки.
Эх, накину тот платок
Да себе на плечи.
Пять минут осталось мне
До заветной встречи.
Я так быстро шью, вяжу,
Срок опережаю.
Я сама вс1 мастерю,
Себя наряжаю.
Вам хочу я похвалиться,
Уж такая мастерица:
В магазины не хожу,
Всё сама крою и шью!
Сшила я себе жакет
Ровненькими строчками,
А потом его расшила
Яркими цветочками.
Как надену свой жакет,
Пчёлочки слетаются.
С тех цветов медок собрать
Они намереваются.