Внеклассное мероприятие Грамматический бой (1-4 классы)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым














Внеклассное мероприятие

«Грамматический бой»

(1-4 классы)



Учитель Якименко Елена Афанасьевна







2016 г

Цель:

- закреплять знания и умения, полученные на уроках русского языка;

- прививать любовь к родному языку;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

    • Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    • Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

Оборудование:

- презентация;

- карточки с заданиями (прил.2);

- сводная таблица результатов(прил.1);

- словари (фразеологический, универсальный).

Ход конкурса

Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашего конкурса.

Ученик 1

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

Ученик 2

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Ученик 3

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Ведущий. Наш конкурс посвящен русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

Представление команд

- название

- девиз

- капитан

Ведущий.

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!

Кто победит, кто проиграет -
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Желаем удачи во всех конкурсах,
успехов в учёбе,
надёжных и верных друзей,
здоровья и весёлого настроения!

1. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ - 1 балл)

Вопрос 1 кл.

В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла,

Укатиться бы могла. (…)

Вопрос 2 кл.

Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

Вопрос 3 кл.

Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

Вопрос 4 кл.

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Вопрос 1 кл.

Эта буква широка

И похожа на жука. (……..)

Вопрос 2 кл.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 3 кл.

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Вопрос 4 кл.

Какая часть слова главная? (корень)

Вопрос 1 кл.

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3. (……)

Вопрос 2 кл

Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра (?)

Вопрос 3 кл.

В каком времени года не «живёт» буква «Е»? (Зима)

Вопрос 4 кл.

Первый звук в слове Яблоко? (й)


2. Кроссворд " Ква"

Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат "ква".
В середине и в начале,
И в разбивку и подряд:
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!

( Каждой команде по 2 вопроса)

  1. Плавает в этом рыбка - красавица. (Аквариум)

    К

    В

    А


  2. Этот "ква" научит читать. (Букварь)

    К

    В

    А


  3. Этот жажду в жару утоляет. (Квас)

    К

    В

    А


  4. Без этого конь лихой спотыкается. (Подкова)

    К

    В

    А

  5. Этот дает молоко и мычит. (Корова)

    К

    В

    А

  6. Этот не раз вы чертили в тетрадке. (Квадрат)

    К

    В

    А


  7. Эти растут в огороде на грядке. (Тыква)

    К

    В

    А

  8. Эта - фигура в умной игре. (Королева)

К


В

А



3. Конкурс «Весёлая грамматика»

Под ольхой в тени ветвей

Ёж созвал своих друзей.

Усадил их всех на кочку,

Дал росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Вам не сложно угадать?

Помогите их собрать!

1 задание

У каждой команды карточки со слогами, их нужно собрать в слова.

МЕД ДЯ СУК БАР ЛИ ВЕДЬ ЯЦ ТЕЛ ЗА СА

2 задание

Отгадайте загадки про знаки препинания.

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу -

Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас -

Закончила рассказ- (Точка.)

На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу!

(Восклицательный знак.)

Я - минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут... (тире).

3 задание

Расставьте знаки препинания в предложениях:

Медведь ловил рыбу _

Догонит лиса зайца _

Дятел, дятел, прилетай,

Червяков моих съедай _

4. Конкурс «Фразеологический»

- Скажите, что означают следующие фразеологизмы?

1 классу. Закончить предложения.

Голоден как…(волк)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Упрям как… (осёл)
Колючий как… (ёж)

2 -4 кл - найти ответы в словаре «Фразеологический»

Бить баклуши_____________бездельничать

Как снег на голову - _________неожиданно

Семи пядей во лбу - ___________очень умный

Лодыря гонять - _______________бездельничать

Душа ушла в пятки - __________сильно испугаться

Спустя рукава - ______________небрежно

5."Путаница"

Нет ни склада тут, ни лада:
Переставьте всё как надо!

Пингвины - жители пустыни.
Ужата очень любят дыни.
Шоферы знают толк в малине.
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине.
Медведи возят груз в машине.

Каждая команда дописывает правильный ответ.
Ответ:

Пингвины плавают на льдине.

Ужата ползают в трясине.

Шоферы возят груз в машине.

Ребята любят дыни.

Верблюды - жители пустыни.

Медведи знают толк в малине.

"Весёлая минутка".

На каждый вопрос дети отвечают хором: "Вот так!" - и жестом показывают нужное действие. Игра начинается с краткого объяснения ведущим правил игры.

- Как живешь?

- Вот так! (Показать большой палец)

- Как идешь?

- Вот так! (Прошагать )

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки "лодочкой" под щеку и положить на них голову)

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

- Как грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальцем, например, своему соседу)

- А шалишь?

- Вот так! (Надуть щеки и разом стукнуть по ним. Тут уж сказать "Вот так!" просто невозможно)

6.Конкурс «Неприятели»

А для всех команд мы приготовили интересное задание. Вам нужно найти и подчеркнуть слова, противоположенные по смыслу в весёлых словах.

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон - черный, голубь - белый!»

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев - забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев - весь мокрый, Глеб - сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, - вздыхает пес голодный, -
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.


7. Конкурс «Отгадай ребусы»

В словаре «Универсальный» на стр.91

8.Загадкино.

На доске записаны слова:

Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

Найдите слова, которые спрятались в словах, записанных на доске. Запишите их на листочках.

9.Пословицы «шутят».

Найти «заблудившуюся» букву.


Два сапога - тара.

Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Трус своей лени боится.

10.«Собери пословицу»

Пословицы для команды 1

Век живи, век учись.

Друзья познаются в беде.

Пословицы для команды 2

Поспешишь, людей насмешишь.

Делу время, потехе час.

Пословицы для команды 3

Семеро одного не ждут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Пословицы для команды 4

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.


9. Заключение

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!

10. Итоги. Награждение команд.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.

Литература

1.Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы) - М.: АСТ-ПРЕСС КНИКА, 2015.

2. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) - М.: АСТ-ПРЕСС КНИКА, 2015.



© 2010-2020