- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное мероприятие Грамматический бой (1-4 классы)
Внеклассное мероприятие Грамматический бой (1-4 классы)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якименко Е.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым
Внеклассное мероприятие
«Грамматический бой»
(1-4 классы)
Учитель Якименко Елена Афанасьевна
2016 г
Цель:
- закреплять знания и умения, полученные на уроках русского языка;
- прививать любовь к родному языку;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
Обучающие:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
развитие мотивации к изучению русского языка;
-
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-
Воспитывающие:
-
-
воспитание культуры обращения с книгой;
-
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
-
Развивающие:
-
-
развивать смекалку и сообразительность;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Оборудование:
- презентация;
- карточки с заданиями (прил.2);
- сводная таблица результатов(прил.1);
- словари (фразеологический, универсальный).
Ход конкурса
Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашего конкурса.
Ученик 1
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
Ученик 2
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
Ученик 3
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Ведущий. Наш конкурс посвящен русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Представление команд
- название
- девиз
- капитан
Ведущий.
Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Кто победит, кто проиграет -
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Желаем удачи во всех конкурсах,
успехов в учёбе,
надёжных и верных друзей,
здоровья и весёлого настроения!
1. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ - 1 балл)
Вопрос 1 кл.
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла,
Укатиться бы могла. (…)
Вопрос 2 кл.
Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
Вопрос 3 кл.
Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)
Вопрос 4 кл.
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос 1 кл.
Эта буква широка
И похожа на жука. (……..)
Вопрос 2 кл.
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 3 кл.
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 4 кл.
Какая часть слова главная? (корень)
Вопрос 1 кл.
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (……)
Вопрос 2 кл
Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра (?)
Вопрос 3 кл.
В каком времени года не «живёт» буква «Е»? (Зима)
Вопрос 4 кл.
Первый звук в слове Яблоко? (й)
2. Кроссворд " Ква"
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат "ква".
В середине и в начале,
И в разбивку и подряд:
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
( Каждой команде по 2 вопроса)
-
Плавает в этом рыбка - красавица. (Аквариум)
К
В
А
-
Этот "ква" научит читать. (Букварь)
К
В
А
-
Этот жажду в жару утоляет. (Квас)
К
В
А
-
Без этого конь лихой спотыкается. (Подкова)
К
В
А
-
Этот дает молоко и мычит. (Корова)
К
В
А
-
Этот не раз вы чертили в тетрадке. (Квадрат)
К
В
А
-
Эти растут в огороде на грядке. (Тыква)
К
В
А
-
Эта - фигура в умной игре. (Королева)
-
К
В
А
3. Конкурс «Весёлая грамматика»
Под ольхой в тени ветвей
Ёж созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
1 задание
У каждой команды карточки со слогами, их нужно собрать в слова.
МЕД ДЯ СУК БАР ЛИ ВЕДЬ ЯЦ ТЕЛ ЗА СА
2 задание
Отгадайте загадки про знаки препинания.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу -
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас -
Закончила рассказ- (Точка.)
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу!
(Восклицательный знак.)
Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут... (тире).
3 задание
Расставьте знаки препинания в предложениях:
Медведь ловил рыбу _
Догонит лиса зайца _
Дятел, дятел, прилетай,
Червяков моих съедай _
4. Конкурс «Фразеологический»
- Скажите, что означают следующие фразеологизмы?
1 классу. Закончить предложения.
Голоден как…(волк)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Упрям как… (осёл)
Колючий как… (ёж)
2 -4 кл - найти ответы в словаре «Фразеологический»
Бить баклуши_____________бездельничать
Как снег на голову - _________неожиданно
Семи пядей во лбу - ___________очень умный
Лодыря гонять - _______________бездельничать
Душа ушла в пятки - __________сильно испугаться
Спустя рукава - ______________небрежно
5."Путаница"
Нет ни склада тут, ни лада:
Переставьте всё как надо!
Пингвины - жители пустыни.
Ужата очень любят дыни.
Шоферы знают толк в малине.
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине.
Медведи возят груз в машине.
Каждая команда дописывает правильный ответ.
Ответ:
Пингвины плавают на льдине.
Ужата ползают в трясине.
Шоферы возят груз в машине.
Ребята любят дыни.
Верблюды - жители пустыни.
Медведи знают толк в малине.
"Весёлая минутка".
На каждый вопрос дети отвечают хором: "Вот так!" - и жестом показывают нужное действие. Игра начинается с краткого объяснения ведущим правил игры.
- Как живешь?
- Вот так! (Показать большой палец)
- Как идешь?
- Вот так! (Прошагать )
- А бежишь?
- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Руки "лодочкой" под щеку и положить на них голову)
- Как берешь?
- Вот так!
- А даешь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так! (Погрозить пальцем, например, своему соседу)
- А шалишь?
- Вот так! (Надуть щеки и разом стукнуть по ним. Тут уж сказать "Вот так!" просто невозможно)
6.Конкурс «Неприятели»
А для всех команд мы приготовили интересное задание. Вам нужно найти и подчеркнуть слова, противоположенные по смыслу в весёлых словах.
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон - черный, голубь - белый!»
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев - забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев - весь мокрый, Глеб - сухой!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
«Ох, - вздыхает пес голодный, -
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»
Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.
7. Конкурс «Отгадай ребусы»
В словаре «Универсальный» на стр.91
8.Загадкино.
На доске записаны слова:
Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
Найдите слова, которые спрятались в словах, записанных на доске. Запишите их на листочках.
9.Пословицы «шутят».
Найти «заблудившуюся» букву.
Два сапога - тара.
Сашу маслом не испортишь.
Терпение и пруд всё перетрут.
Трус своей лени боится.
10.«Собери пословицу»
Пословицы для команды 1
Век живи, век учись.
Друзья познаются в беде.
Пословицы для команды 2
Поспешишь, людей насмешишь.
Делу время, потехе час.
Пословицы для команды 3
Семеро одного не ждут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Пословицы для команды 4
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Цыплят по осени считают.
9. Заключение
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.
СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.
Литература
1.Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы) - М.: АСТ-ПРЕСС КНИКА, 2015.
2. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) - М.: АСТ-ПРЕСС КНИКА, 2015.