Сообщение на педсовете Учет возрастных особенностей в процессе их гражданского и патриотического воспитания

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Подготовка новых поколений российских граждан к служению Отечеству - длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Часто педагоги испытывают затруднения в определении специфики патриотического воспитания школьников разных возрастов.

В настоящее время разработан ряд концепций периодизации психического развития личности на основе выделения этапов формирования патриотической деятельности как ведущей деятельности гражданина России.

При этом выделяются сензитивные периоды каждого возраста, со своими особыми возможностями личностных приобретений.

Отмечается, что в жизни современного ребенка имеется шесть генетически преемственных типов ведущей деятельности:

  • Непосредственно- эмоциональное общение - у младенцев;

  • Манипулятивная деятельность - у ребенка в раннем детстве;

  • Игровая - у дошкольников;

  • Учебная - у младшего школьника;

  • Общественно полезная - у подростков;

  • Учебно - профессиональная - у старшеклассников.

Возрастной подход к построению процесса патриотического воспитания - это активное целенаправленное формирование развития личности защитника Отечества.

Приоритеты деятельности разных возрастных групп школьников.

Младшие школьники (1-4классы).

С младшего школьного возраста ведущее место в психическом развитии (и по значимости и по времени) занимает учебная деятельность.

В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно этому строить работу с учащимися. К сожалению, на начальном этапе обучения многие учителя недооценивают роль эмоционального мира ребенка и сосредоточивают внимание главным образом на вооружение учащихся знаниями и умениями. Но одно лишь знание понятий, определений, правил при всей важности не может гарантировать формирование поведения.

Если сила чувства зависит от темперамента человека, то содержание и направленность чувства определяются жизненной позицией человека, его отношение к процессам, протекающим в жизни.

Развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в формировании знаний о защите Отечества, эмоционально- волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, организованных в виде игры.

Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость мл. школьников, познакомить их с героической историей нашей родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание встать в их ряды.

Младшие подростки (5-7 классы)

Наиболее сложными для патриотического воспитания являются 5-7 классы. Объясняется это тем, что они занимают промежуточное положение между младшим школьным и старшим подростковым возрастом. Именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования отношения к окружающему миру, закладываются основы их жизненной позиции, чувства Родины.

Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, подросток стремится выйти за рамки ученических дел в какую- то новую сферу. Поэтому подростки активизируют стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.

Конкретным типом деятельности, обеспечивающим развитие взаимоотношений подростков, является общественно полезная деятельность, определяющая в этот период их психическое развитие.

Это обусловливается:

  • Особенностями развития подростков, которые характеризуют сознание своих растущих возможностей, интенсивное стремление к самостоятельности, утверждение себя среди других.

  • Участие подростка в общественно полезной деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

  • общественно полезная деятельность является новым уровнем деятельности ребенка, стремящегося оценивать самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу».

Общественно полезная деятельность подростка включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, художественная, организованно- общественная, спортивная. Она должна быть специально организована, предусматривать решение социально значимых задач и получать общественную оценку.

К общественно полезной деятельности относится участие в походах по местам боевой и трудовой славы, занятия в оборонно - массовых и спортивных кружках и секциях, конкретная помощь ветеранам войны и труда и др.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность подросткового возраста, как избирательность внимания. Дети отзываются на необычные, захватывающие уроки и классные дела. Быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном деле.

Особенности психического развития, присущее школьнику 5-7 классов, создают благоприятные предпосылки для патриотического воспитания. У подростков, наряду с конкретно - образным мышлением, начинает формироваться более глубокий тип мышления- теоретический, что позволяет им сопоставить и систематизировать свои представления о Родине, защите Отечества, службе в Вооруженных Силах, овладевать первоначальными навыками обобщения различных сведений об исторических событиях.

Важное место в формировании личности будущего созидателя и защитника Родины занимает учебный процесс. Особенно значимы для школьников этого возраста предметы гуманитарного цикла, естественно-научные дисциплины, физическое воспитание, разнообразные формы общественной деятельности патриотической направленности. Благодаря изучению истории и литературы, а также внеучебной работе учащиеся более глубоко осознают патриотические понятия: долг, честь, ответственность, защита Отечества, воин, воинская присяга, воинские уставы.

Патриотические чувства развиваются у подростков в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи именно этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении.

Младшие подростки совершают экскурсии по родному краю, к памятникам нашего Отечества, встречаются с ветеранами и труда, выпускниками школы - солдатами, курсантами офицерами Российской Армии и Флота, воинами - интернационалистами; с интересом знакомятся с историей и формой одежды различных родов войск, знаками отличия, орденами и медалями, военной техникой, участвуют в военно - спортивных играх, днях здоровья и спортивных соревнованиях, в поисковой работе.

Чувство Родины своими корнями уходит не просто в историю школы, воинской части, страны. Это история народа, людей и прежде всего - история родных и близких учащихся. Между тем дети сплошь и рядом плохо знают, где и кем работают их родители, какую пользу своим трудом приносят людям, ещё хуже знают жизнь своих дедушек и бабушек, совсем не знают своих прадедов. Формами влияния на подростков являются сама жизнь родителей, их надежность, уверенность, причастность ко всем делам общества, в том числе и в вопросах защиты Отечества.

Старшие подростки ( 8 - 9 классы )

Новый уровень развития личности связан с переходом в следующую возрастную группу. Основное психологическое новообразование юношеского возраста - это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте его самосознания, самоопределения.

Мероприятия патриотической направленности в 8 - 9х классах в основном те же, что и в 5 - 7 х однако роль старшеклассников в них, сам подход к их участию в этих мероприятиях существенно изменяются.

Во - первых, серьезно возрастают самостоятельность учащихся, их роль и ответственность. На них ложится основная нагрузка в подготовке и проведении мероприятий, они являются основными участниками смотров, конкурсов, военно-спортивных игр и т.п.

Во - вторых, в проведении этой работы они выступают не только как участники, но и как организаторы ее в младших классах, что еще более повышает их ответственность перед коллективом.

В третьих, серьезно возрастает воспитательная направленность этой работы, причем ученики выступают в ней и как непосредственные участники, и как организаторы ее они с помощью учителей сами организуют и проводят устные журналы, тематические вечера, уроки мужества, вечера вопросов и ответов, диспуты на патриотическую тематику и т.д., проводят патриотические чтения в младших классах.

В этот период они особенно нуждаются в тактичном контроле и помощи со стороны взрослых. Учителя поддерживают их усилия, отмечают успехи, стимулируют патриотическую активность.

Старшие подростки (10 - 11е классы)

Это завершающий в условиях школы этап патриотического воспитания, формирования гражданской позиции молодых людей. Для учащихся старших классов юношеский возраст - это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального развития, профессионального самоопределения, активизации физического развития, социального воспитания личности.

Юноши и девушки стремятся активно участвовать в жизни не только своего коллектива, но и общества.

Этому возрасту свойственны стремления к самостоятельности поступков, независимости суждений, бескомпромиссный максимализм в требованиях и оценках, стремление к самоутверждению к поиску своего места в жизни и стремление утвердить себя в ней.

Поиск этот осложняется двумя обстоятельствами.

Во-первых, юноши и девушки в этом возрасте еще не всегда могут объективно оценить свои возможности: их самооценка чаще всего либо завышена, либо, наоборот, занижена.

Во-вторых, в воспитательной работе с ними мы акцентируем внимание на, казалось бы, бесспорном положении: « главное- не кем быть а каким быть», но ведь определение места в жизни и утверждение себя в ней начинаются с определения « кем быть», и здесь роль самооценки исключительно велика.

Объективность, правильность самооценки в эти годы в решающей мере зависят от уровня постановки воспитательной работы в целом, от организации самоуправления, мудрости такта педагогов, умения вовремя и ненавязчиво прейти на помощь учащимся. Все это особенно важно учитывать, так как в 10 - 11х классах заметно ускоряется процесс формирования гражданской позиции учеников, углубляется, становится все более осознанным чувство Родины, необходимость ее защиты, растет стремление к самообразованию.

Центр тяжести в воспитательной работе переносится в этих классах на организацию таких отношений, которые создавали бы для каждого ученика необходимость саморазвития, самовоспитания, формирования в себе нужных нам качеств личности, в том числе и готовности к служению Отечеству.

Как и в предыдущих классах, основным стержнем этой работы остается система поручений и ответственности, но в 10-11х классах эта система должна максимально базироваться на доверии и сотрудничестве, а этот значит, что поручения должны исходить главным образом от коллектива и его самоуправления, а ответственность ученики несут прежде всего перед коллективом - теми, кто дал поручение. Здесь особенно важно, чтобы поручения были действительно целесообразными, исходили из интересов развития личности. Конечно, это требует от педагогов знания уровня сформированности качеств личности ученика, большого такта в отношениях с учащимися и родителями, но без этого невозможны само сотрудничество, целенаправленное педагогическое влияние на коллектив и его органы самоуправления.

Социальный педагог Покидко О.П.

4


© 2010-2022