Работа психолога с классными руководителями

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и перспективы.

Педагог-психолог Матвиенко С.И.

В настоящее время социологи отмечают значительное снижение воспитательной функции школы, превращением её в передачу знаний. По многочисленным свидетельствам, большинство подростков не чувствуют себя защищенными внутри школы, и разрешение конфликтов становится для ребят порой важнее процесса обучения. В школе помимо процесса обучения и воспитания идут другие, менее изученные процессы, которые приводят к криминальным последствиям, к вытеснению подростков из школы. Школьники пытаются разрешать конфликты самостоятельно, тоже используя силовые модели: «разборки», «стрелки», «крыши» и т.п.; идет освоение криминального языка, принципов, отношений, статусов и т.д. Подростки объединяются в группы, которым свойственна отгороженность от внешнего мира, в них выстраиваются статусы, и внутри возникает своя символика, свои традиции и законы. Выражением процесса криминализации является, в частности, «забивание стрелок», на которых происходит выяснение отношений между подростками и формирование новых статусов. Одним из решений существующих проблем имеет место школьная служба примирения. Она является посредником в разрешении конфликтных ситуаций, которая при использовании восстановительных технологий работает на восстановление социальных связей.

Школьная служба примирения МБОУ Будённовская СОШ №80 создана 10 сентября 2014 года. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и настоящего Положения. На сегодняшний день она состоит из семи взрослых (Матвиенко С.И., Митько С.С., Селявка Е.А., Седельникова М.Н., Лебедева О.И., Доценко В.И., Арипова Ч.И.) и 6 школьников - медиаторов (Сергеева В., Гузун К.,Чангуев С., Шапошникова К, Лукьяненко Д); от родительской общественности -1 человек (Асфандерова Н.Р.).

Основными принципами медиации являются:

1. Добровольность участия для конфликтующих сторон, которая предполагает, что:

- вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным (никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине), а медиатор - свободно выбранным (никто не может навязать его кандидатуру);

- все решения принимаются только по взаимному согласию сторон;

- каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.

2. Равноправие сторон - им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

3. Нейтральности медиатора - в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Он должен сохранять независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивать им равное право участия в переговорах (если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, что ему не удается избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса).

4. Конфиденциальность - все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается втайне (исключение - информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена). Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

5. Информированность сторон - медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

6. Независимость служб медиации - служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

С учащимися проводится теоретические занятия по методам работы ведущих с участниками конфликта по выяснению их чувств и потребностей во время предварительных встреч. Основным методом работы ведущих является беседа, в процессе которой мы должны установить доверительный контакт с собеседником. Во время беседы на предварительной встрече ведущие используют метод активного слушания.

Информацию о конфликте служба получает от педагогов, родителей, учащихся, администрации.

Ведущий медиатор проводит предварительную беседу со сторонами конфликта, предлагает рассмотреть вопрос на примирительной встречи.
После того, как участники конфликта дадут свое согласие на примирительную встречу, медиаторы обсуждают, какую форму проведения этой встречи целесообразнее выбрать. согласия в оценке ситуации, а также в характере предпринимаемых мер, он информирует Далее они выясняют, в какой форме, в каком количестве, в течение какого времени они хотели бы взаимодействовать с тем крутом лиц, который они вместе с членами определили в состав «Круга заботы». Круг решения проблем, которые нами рассматриваются, характерен для тех, конфликтов, где участие принимают много человек. Группа обсуждает, что случилось. Каждый имеет право высказаться и быть успешным.

На этапе проведения встречи констатируются интересы участников; при этом посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.

6. Основной этап медиации - выработка предложений. Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху). Также на результативность процесса влияет и искусство медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

7. Этап подготовки соглашения - проверка этих предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, устраивающего в равной степени все стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения.

Документация, которая ведется в службе: 1. Заявление на рассмотрение конфликта. 2. Согласие сторон конфликта на примирительную встречу. 3. Примирительный договор.

Согласно Положению о службе, если конфликтующие не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. Медиация не является психологической процедурой, поэтому не требует обязательного согласия родителей. Однако если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы необходимо согласие родителей или их участие в примирительной встрече.

Основной проблемой в реализации процедуры медиации в процессе конфликта является то, что ситуации, когда спорщикам самим нужно договориться и принять на себя ответственность за выбор того или иного решения их конфликта, многим людям кажутся еще достаточно необычными и непривычными. Да педагоги не спешат принимать участие в разрешениях конфликтов.

Основная роль классного руководителя - своевременно реагировать на конфликтные ситуации в классе, чтобы не допустить их перерастания в затяжные конфликты.

2. С 14.03.16 г. по 19.03. 16г. по плану работы службы примирения у нас будет проводиться Неделя школьной службы примирения. Я прошу обсудить мероприятия и рекомендовать для утверждения директору школу данный план (приложение 1).

Классным руководителям просьба обеспечить участие детей в мероприятиях.



© 2010-2022