Тема для Методического объединения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как организовать учебные дискуссии»

(методическое объединение гуманитарных наук)

Пробуждение творческой активности учителей, появление новых учебников обществознания, создание профильных классов способствуют развитию многих новых форм и методов обучения. Все чаще на уроке, семинарах, факультативах возникают дискуссии.

В научной литературе процесс обмена противоположными мнениями обозначается различными терминами: спор, полемика, диспут, дискуссия.

Слово «дискуссия» (от латинского) означает рассмотрение, исследование. Это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом в процессе решения проблемной ситуации.

Попытаюсь раскрыть механизм возникновения дискуссий. Проблемную ситуацию, характеризующую психическое состояние учеников, наряду с интеллектуальным затруднением, сопровождает возбуждение познавательной активности и желание разобраться в поставленной проблеме, то есть эмоции. Если потребность разобраться в проблеме сопровождается сильным эмоциональным подъемом, желанием высказаться, возникает дискуссия.

Дискуссия включает в себя три существенных взаимосвязанных компонента: познавательный, операционно-коммуникативный, операционно-оценочный. В познавательный компонент входят знания о предмете спора и возникшая проблемная ситуация. Операционно-коммуникативный включает умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществлять логические операции. Эмоционально-оценочный компонент включает эмоциональные переживания, потребности, ценности, отношения , оценки. Поэтому применение метода дискуссии можно рекомендовать в том случае, если учащиеся обладают значительной самостоятельностью в приобретении знаний, формулировании проблем, умении общаться друг с другом. Их можно организовывать как в среднем, так и в старшем звене школы, но в обучении и воспитании старшеклассников их значение особенно велико.

Дискуссии должны органично входить в учебный процесс по обществознанию и сочетаться с другими формами и методами обучения. Выделяют несколько разновидностей дискуссий. Первая - спонтанная дискуссия, возникающая в ходе общего решения проблемы всеми учащимися класса или группой их как взрыв эмоций. Обычно это бывает в случаях, когда проблема стала для детей личностно значимой. Вторая - заранее запланированные дискуссии. Для них характерно предварительное ознакомление детей с предметом спора, изучение дополнительной литературы, учащиеся обладают достаточными знаниями для решения спорных проблем.

В дискуссиях задействованы различные компоненты содержания обществоведческого образования: знания, умения и навыки, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности. Однако обращение к общечеловеческим ценностям в обществознании значительно повышает роль дискуссий, связанных с решением нравственных, ценностно-этических проблем.

Различают дискуссии и по количеству участников. Есть дискуссии, когда в них участвуют только два ученика. Такие дискуссии называются дискуссией - диалогом. Существуют групповые дискуссии, когда вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовые дискуссии, когда в споре принимают участие все учащиеся класса.

При подготовке к дискуссии учитель должен четко сформулировать задание. Причем желательно, чтобы задание содержало пояснительный текст, раскрывающий сущность проблемы и вопрос о возможных путях ее решения. Нередко для того, чтобы возникла дискуссия, целесообразно обращаться к именам ученых, специалистов ( прием персонификации). Это создает у детей коммуникативный настрой, и, если их позиция не совпадает с позицией специалистов, возникает дискуссия. Подготовка к дискуссии предполагает ознакомление учащихся с дополнительной литературой. Список необходимой литературы учащиеся получают заранее. Для более глубокого овладения содержанием прочитанного, определения собственной точки зрения можно предложить учащемуся памятку « Как изучать дополнительную литературу подготовке к дискуссии»: А) прочти предложенные учителем страницы книги; Б) определи свою позицию по спорному вопросу; В) сопоставь собственную оценку, сложившуюся в ходе чтения, с точкой зрения автора; Г) если изучаешь несколько статей или книг, о сопоставь различные оценки авторов по одному и тому же явлению; Д) продумай какую позицию и как ты будешь отстаивать.

Во вступлении к дискуссии необходимо обосновать выбор темы или вопроса, уточнить условия дискуссии, указатель целевые моменты обсуждаемой проблемы, создать необходимый настрой. Важный момент дискуссии - непосредственно спор. Часто бывает так, что вследствие авторитарности преподавателя спора не возникает. Проявляется это в формулировке вопросов, таких как «Что вы мне скажете? Как вы ответите на этот вопрос?» или в таких комментариях « Вы сказали глупость. Откуда у вас такие взгляды?» и т.п. Авторитарный стиль учителя не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего учитель, может использовать и такие приемы активизации ее участников: сделать акцент на противоположных точках зрения, подбадривать учащихся репликами, типа: « Хорошая мысль. Интересный подход. Давайте подумаем вместе. Какой неожиданный, оригинальный ответ» и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая им при этом формулировать свои мысли и развивая сотрудничество между собой и ими. Все это способствует гуманизации учебного процесса. В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам, от которых зависит формирование качеств личности школьников и научность их взглядов, необходимо вносить ясность.

Сейчас многие пишут о культуре дискуссий. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре. Крик, грубость чаще всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат не факты, понятия или закономерность, а только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и говорят на разных языках.

Важно обучать учащихся умению задавать вопрос, воспитывать у них такие качества, как выдержка, доброжелательность. Формированию культуры дискуссий поможет памятка « Как вести дискуссию»:

1.Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.

2.В споре не допускать тона превосходства, уважать мнения товарищей.

3.Грамотно и четко ставить вопросы.

4.Формулировать главные доводы.

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности. Учащиеся должны знать требования, предъявляемые к ним. Для овладения умениями доказательства и опровержения следует использовать памятку мыслительных действий:

1.расслушайте формулировку вопроса и определите, в чем проблема.

2.сформулируйте гипотезу, предположение.

3.раскройте предположение, аргументируйте его четко, ясно, не повторяя того, что было уже сказано.

4.внимательно слушайте доводы товарищей, стоящих на противоположной точке зрения, найдите в них сильные и слабые стороны.

5.опровергните их доводы.

6.что дала вам дискуссия?

В ходе дискуссии учитель должен направлять учащихся к выработке правильного решения. Не следует торопиться отвергать ошибочные суждения и навязывать свою точку зрения. Управляют ходом дискуссии при помощи вопросов, среди которых можно выделить следующие:

- направляющие ( пояснение, уточнение)

- оценочные (На каком основании сделан вывод? Согласны ли вы? Какова ваша точка зрения? Сделайте выбор)

- оценочно-конфликтные (Правильно ли? Что же лучше? Кто думает иначе?)

- ролевводящие (А как бы вы поступили? Чтобы вы предложили?)

- прогностические (Попытайтесь спрогнозировать).

Мастерство учителя - в умении заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, иначе начнется повторение сказанного, снизится интерес. По окончании дискуссии необходимо подвести ее итоги. Здесь важно сделать анализ выводов дискуссии, оценить правильность употребления обществоведческих понятий, глубину аргументов, степень умения использовать приемы доказательства, опровержения, выдвижения гипотезы, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки. Но не следует снижать ее (отметку), если ученик отстаивал неверную точку зрения. «Мнения, взгляды, отношения не измеряются в баллах»- писала известный методист М.К.Ковалевская. На заключительном этапе можно не только указать на путь решения обсуждаемой проблемы, но и поставить новые вопросы, требующие решения. Дать пищу для раздумий - это значит увидеть перспективу развития учащихся.

Как оценивать эффективность проведенной дискуссии? Вот некоторые критерии ее оценки:

-удовлетворение, полученное учащимися после дискуссии;

-умение школьников правильно, логично изложить свое и чужое мнение;

-культура дискуссии;

-умение школьников пользоваться приемами доказательства и опровержения;

-получение новых знаний;

-умение понять точку зрения другого;

-живой обмен мнениями.

разработала учитель истории и обществознания ТМК ОУ «КСШ-и» Торопова М.С.

© 2010-2022