Конспект: Мышление как психологический феномен

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шульгина Яна Александровна


Воспитатель


КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат

для обучающихся ОВЗ»









Мышление как психологический феномен.











Введение

Что делать? Куда идти? Как поступить в конкретной ситуации? Как преодолеть трудности? С этими и другими вопросами ежедневно сталкивается каждый человек. Что помогает нам решить различные проблемы? Конечно же мышление и ум. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. » - Джордано Бруно.

Мышление с далеких времен притягивает внимание психологов, которые стараются познать механизмы его возникновения и функционирования. Термин "мышление" знаком каждому. Люди считают себя умным или достаточно умным. На этот счет существует поговорка: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум". Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.

В процессе мышления раскрывается то, что непосредственно не дано в ощущениях и восприятии. Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях.

Мышление - это особый психический процесс, благодаря которому осуществляется многоступенчатый переход - от единичного к общему и от общего опять к единичному.

Мышление - основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.



  1. Мышление как психологический процесс в психологии.

В своей жизни человек все время сталкивается с такими задачами, которые невозможно решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или вспоминая то, что уже было раньше. На многие вопросы нужно искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов

и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная.

Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности.

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления. Не каждый раз даже опыт человека может дать полный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, полученный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.

Другой важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел. Речь - форма мышления. Мысли всегда преображаются в речевую форму. Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить.





2. Основные формы мышления.

Любой мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. К суждениям мы приходим как непосредственно, так и опосредованным путем - через умозаключения. Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений.

Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений - индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодействуют .





  1. Мыслительные операции.

Мыслительные операции помогают людям осуществлять мыслительную деятельность. Выделяют следующие виды мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем установить, что в одних отношениях они схожи между собой, в других - различны.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. Вместе они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и значительных признаков.

Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

  1. Виды мышления.

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное.

Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом:

  • предметно-действенное мышление - мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними);

  • наглядно-образное мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

  • абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

По характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

Если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство).

Мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений и фактов действительности. Практическое мышление в основном направлена, на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба.

В большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с возникающими перед нами трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры.



  1. Качества ума.

У каждого человека мыслительная деятельность проявляется по разному. Выделяют следующие особенности - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления всегда считалось важным критерием для оценки личности. Самостоятельность мышления - это умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Широта ума - это активная познавательная деятельность, охватывающая самые различные области науки и практики.

Глубина ума - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где другие люди её не видят.

Гибкость ума - умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, любого содержания и уровня сложности, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения на другой.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди.

Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.


Заключение

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Главная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. То есть, мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Мышление - высший познавательный процесс. Мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека, также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда используется для решения какой-либо задачи.

В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное изменение действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.


Список литературы


  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.

  2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: 2007.

  3. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.Г. Милорадова. - М.: Гардарики, 2007.

  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер, 2008.

  5. Сластенин, В.А. и др. Психология и педагогика / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2008.



© 2010-2022