Фестиваль Обычаи и традиции моего народа (Фестиваль Зарни шыкыс)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фестиваль «Зарни шыкыс»

Цель:

- Формировать гражданскую позицию школьников, предусматривающую уважительное отношение к культуре удмуртского народа.

- Создать комплекс условий для развития творческих и интеллектуальных умений у обучающихся школы, сформировать лояльную позицию по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия.

- Познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения.

- Содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.

- Формировать навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статусу и т.д.

Данная цель реализуется через задачи:

- заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы ни были (и внутренне, и внешне), объединяет нас то, что каждый из нас человек;

- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащегося, побуждать их к выработке личного отношения к ним, осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностей, в осознании собственной ценностной ориентации;

- через развитие самосознания и самооценки ребенка развить самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей;

- формировать установку на такое творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и толерантности воплощаются в нашей повседневной жизни;

- формировать у обучающихся культуру сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышать коммуникативную культуры школьников;

- развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях, способствовать их разнообразному самовыражению.

Песня «Тулкым» в исполнении …..

Ведущий ЧМГ: Зечбуресь, гажано куноос но отемъёс, пияшъёс но нылашъёс.

Дуннеын лыдъянтэм калыкъёс.

Нош коня калыкъёс, сомында ик сямъёс.

Удмуртлэсь но лякыт сюлэмо

Меда вань на калык?

Удмурт кадь ужгурез но гажась

Кин ке вань-а ужась?

Удмурт гур кадь кинлэн кырзанэз

Шундылэсь гинэ но синвузэ пызьыртоз,

Жожомем пилемлэсь бордэмзэ дугдытоз

Шудэныз?

Вань ке шат удмуртлэсь но усто адями?

Вань! - шуо калыкъёс.

Котькудиз но ушъя аслэсьтыз дор палзэ,

Аслэсьтыз кырзанзэ,

Улонзэ…

Бен вождэс ти эн вае,

Усто калыкъёс,

Сюлэмам бурмемын удмуртъёс.

Ведущий Кристина: Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущий ЧМГ: Туннэ Удмурт шаермылэн 95 ар тырмонэз азьын люкаським та шуныт залэ калыкмылэн сямъёсыныз но йылолъёсыныз данъяськыны.

ВедущийКристина: Мы очень рады видеть всех вас на нашем Фестивале народных обычаев и традиций, на котором каждая школа представит свою страничку о праздниках и обычаях.

На праздник приглашены почётные гости:

Пинегина Римма Рудольфовна - заместитель начальника управления образования муниципального образования «Глазовский район»;

Лукина Надежда Вячеславовна - методист управления образования;

…..- заслуженный работник культуры УР, председатель Глазовского отделения Всеудмуртской Ассоциации «Удмурт Кенеш»,

……- специалист Дома дружбы г. Глазова

…..- корреспондент газеты «Иднакар»;

…..- заслуженный работник культуры УР, руководитель народного фольклорного ансамбля «Чупчи гуръёс» Штанигуртского ДК ;

-

……- специалист муниципального образования «Куреговское»;

……- председатель СПК «Коротай»;

……- председатель СПК «Чиргино»;

…….- художественный руководитель Куреговского ЦСДК.

Также нашими дорогими гостями являются …….- уважаемые люди деревни Курегово.

Ведущий ЧМГ: Куноосын тодматэмын. Нош кузёез та шуныт залын, школаын луэ….(ФИО директора школы). Туннэ сое воштэ директорлэн юрттисез(ФИО заместителя директора). Али кыл сётиськом …(приветственное слово Поздеевой А. Р.)

Ведущий Кристина: Слово для приветствия предоставляется ….(приветственное слово Пинегиной Р. Р.)

Ведущий ЧМГ: Озьы ик кыл вераны куриськом …..(выступает Рябова И. А.)

Ведущий Кристина: У каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий всё ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. А дети - будущее России.

Ведущий ЧМГ: Удмурт Элькун! Вордскем шаер!

Та ньыль кылъёс дуно мыным:

Ас палъёсме мон гажаны

Кулэ пичи дырысеным.

Ведущий Кристина: Представляем членов жюри:…... При оценке выступления будет учитываться:

-уровень исполнительского мастерства;

- соответствие постановки содержанию, достоверность обряда, ритуала;

- поисковая работа коллектива по возрождению традиций и обрядов;

- использование национальных костюмов, атрибутов;

- сценическая культура.

Ведущий ЧМГ: Кыл сётиськом кузёослы - Куреггурт школаысь пиналъёслы. Соос возьматозы «Сундук басьтон» сямез.

Обряд «Сундук басьтон»

Ведущий Кристина: Молодцы! Готовится учащиеся Кожильской школы.

У удмуртов был такой обычай:

Один раз в году они ловили пару лебедей.

А потом отпускали их,

Чтобы лебеди

По Белой Каме доплыли до Великого Инмара

И напомнили ему о людях.

Верили люди в Инмара - не знаю.

Но, говорят,

Они очень верили в лебедей.

  1. - Давайте сейчас я вам загадаю Музыкальные загадки.


  • У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно, это звонкий наш…(рояль)

  • Он по виду - брат баяну, где веселье - там и он,

Я подсказывать не стану, всем знаком… (аккордеон)

  • Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется… (свирель)

  • Громче флейты, громче скрипок, громче труб наш великан!

Он ритмичен, он отличен! Наш веселый… (барабан)

  • Струны ты мой задень и услышишь: «динь - ди- лень»

Кто я? Ну-ка, отгадай-ка, озорная… (балалайка)

Наверное, я думаю, у ребят Кожильской школы заиграют все эти музыкальные инструменты.

Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Слово предоставляется учащимся Кожильской школы. Они покажут нам удмуртский танец «Синмаськон» (Заигрывание). Встречаем учащихся Кожильской школы.

Танец «Синмаськон»

Ведущий ЧМГ: Зечокъёс, та милям эшъёсмы. Кыче зол тапыртизы. Ойдолэ Дзякино школаысь дышетскисьёс дасяськытозь, кылзоме Иванова К…. кырзанэныз

Иванова … песня

- Кыл сётиськомы Дзякино школаысь пиналъёслы «Колядки» шудонэнызы.

«Колядки» ученики Дзякинской школы

Нянь ке вань, котьма вань:

Перепеч, кокрок, табань.

Коркамы шудбур но вань,

Тупаса улон но вань.

- Дондыкар школаысь артистъёс дасяськытозь, нош ик кылзоме …

физкультпауза Иванова А. В., Шудегова С. А.

Кыл сётиськомы Дондыкар школаысь пиналъёслы «Корка пырон» сяменызы. Пумиталэ!

Обряд «Корка пырон»

Ведущий Кристина: Пока готовится следующая школа, а готовятся учащиеся Качкашурской школы, мы послушаем песню «Писпуос» в исполнении Касаткиной ….

«Писпуос»кырзан Касаткина …..

Мне об Удмуртии надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Удмуртия!

Народная песня - это живое творчество народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша культура.

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз дети наши поют -

Знать, не все потеряно.

Слово предоставляется следующей школе - учащиеся Качкашурской школы покажут обряд «Пинал пыртон».

Обряд «Пинал пыртон»

Ведущий ЧМГ: Дунолэсь но дуно

Куреггурт дуннее.

Шулдыресь возьвыло

Вордиськем музъеме.

Тон сярысь туж уно

Вераме ни потэ.

Я, бен, усьты остэ,

Вашкала шыкыстэ.

Нюлэсъёс но возьёс,

Сюресъёс, ошмесъёс.

Вашкала вакытысь

Йылолъёс но сямъёс

Мынам вераме потэ, ойдолэ азьланьтоме таче пумиськылонмес.

Ведущий Кристина:

Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа. И мы с вами, друзья, в своей жизни и труде должны уважать и почитать традиции наших отцов и дедов.

Наш край оказался чудным,

Мы и думать не могли, что

Узнали столько тайн

Окружающей земли.

Очень сильно удивились,

Об истории узнав,

Мы чуть-чуть переменились,

Гордость появилась в нас

За родную нашу Удмуртию

И за милые деревни наши.

Ближе нам всё их раздолье,

Лучше края нет, чем наш.

Вот и все выступления. Ещё раз бурными аплодисментами поблагодарим наших участников фестиваля. Мы рады, что фестиваль был насыщенным и оставил незабываемое впечатление в душе каждого из вас. Это доказывают ваши многочисленные творческие выступления.

Ведущий ЧМГ: хочется поблагодарить за помощь в проведении фестиваля Никитину В. М., главу сельского поселения «Куреговское», Рябову И. А., председателя Глазовского отделения Всеудмуртской Ассоциации «Удмурт Кенеш», Шудегова И. В. и Дягелева М. Ю. председателей колхозов «Коротай» и «Чиргино».

Ведущий ЧМГ: Дунъясьёс ужатозь, пока жюри подводят итоги, асьмеос эшшо кылзоме на милям школаысь учыосты. Кыл сётиськомы егит дышетисьмылы Семёнова ….. Та кырзан милям школаын, котькуд школаын кадь ик, дыр, луэ ваньзэсты герзась, шумпотон кузьмась, соин ик кырзалэ чош.

Песня Семёновой….

Эшшо кырзалоз на Иванов ….

Песни Иванова …

Жюри подводят итоги

Ведущий ЧМГ: Слово предоставляется членам жюри.

(жюри подводят итоги)

Ведущий Кристина: Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту. Выбирать хороших и верных друзей. Давайте никогда не ссориться. И скажем, друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда «Ребята, давайте, жить дружно!»

Ведущий ЧМГ: Зеч луэ! Выльысь пумиськытозь!

Песня Иванова …. «Ум люкиське!»

© 2010-2022