Внеклассное мероприятие Военная поэзия и музыка

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №24»



Областной конкурс методических разработок

«Великой Победе посвящается…»






Номинация № 3

Методические разработки урока/учебного занятия или мероприятия для обучающихся 10-11 классов





« ВОЕННАЯ ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА »

литературно - музыкальный лекторий


Данная разработка ориентирована на старшеклассников. Позволяет познакомиться с творчеством поэтов, музыкой Великой Отечественной войны. Мероприятие носит дискуссионный характер, где учащиеся могут высказаться, опираясь на представленный материал. Целью разработки является осмысление старшеклассниками значения патриотического слова и музыки как вклад творческой интеллигенции в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.




Автор

Курова Надежда Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №24»

(учебно-консультационный пункт при ФКУ «Исправительная колония №9»)

г.Дзержинск, Нижегородская область


2015


План-конспект урока литературы в 10-12 классах


Тема урока: «Военная поэзия и музыка».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: литературно - музыкальный лекторий, посвященный

70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цели урока:

  1. ОБУЧАЮЩАЯ

♦ Расширить свои представления о развитии литературы в 40-е годы XX века. Дать обзор поэзии и песен Великой Отечественной войны.

  1. РАЗВИВАЮЩАЯ

♦ Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа поэзии, понимания основной идеи произведений, развития умения видеть его художественные особенности. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом, выделять главное.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

♦ Вызвать у учащихся размышление о прослушанных произведениях, душевный отклик на поэзию и музыку, как самые оперативные жанры, соединяющие высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями.

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Материалы и оборудование: иллюстрации плакатов времен Великой Отечественной войны; портреты писателей, поэтов, композиторов, героев войны; записи из произведений Рахманинова, Моцарта; записи песен военных лет.

ХОД УРОКА:

Этапы урока (реализация педагогических целей).

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:

организация начала урока

1 мин.

Звучит музыка Рахманинова.

На доске эпиграф к уроку:

Но время

не выстудит этого пыла,

прожегшего сердце столетья

насквозь.

Давайте припомнимте,

как это было,

как в наших душах

отозвалось.

Н. Асеев «Пламя Победы».

Учащиеся готовятся к восприятию учебного материала.

2 этап:

вступление в тему - слово учителя

2 мин.

Сегодня мы будем говорить о самом тяжелом и драматическом времени в истории нашей Родины, о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

- Какие ассоциации у Вас вызывает Великая Отечественная война?

Пугающие неудачи Красной Армии в первые месяцы войны сплотили советских людей. Весь народ поднялся на защиту своей Отчизны, и война приобрела характер Отечественной. Победа над фашистской Германией была бы невозможна без массового героизма на полях сражений и в тылу. На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, крестьянами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции. Сегодня мы сможем убедиться в этом и понять, что лирика и музыка в военное время стали уникальными явлениями.

- Как Вы думаете почему?



«Мозговой штурм»

Возможные варианты ответов:

Героизм, защита Родины, смерть, фашизм…..





Великая Отечественная война вызвала творческий подъем самых разных поэтов и музыкантов - и признанных, и молодых, из которых сформировалось новое поколение лириков.

3 этап:

выступление

1 ведущего





2 мин.





Вместе со мной к нашему уроку-лекторию готовились мои соведущие.

Слово - первому из них.





Доклад 1 учащегося.

Значение патриотических стихов было очень велико. Пример этому - стихотворение Льва Ошанина:

Кем я был на войне?

Полузрячим посланцем из тыла,

Забракованным напрочно всеми врачами земли.

Только песня моя

с батальоном в атаку ходила, - Ясноглазые люди ее сквозь огонь пронесли.

Я подслушал в народной душе

эту песню когда-то -

И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: «Лети!»

И за песню солдаты

встречали меня как солдата,

А враги нас обоих старались убить на пути…

4 этап:

активизация познавательной деятельности учащихся учителем.

4-5 мин.

- Прокомментируйте значение песни для солдат. Почему враги старались убить и поэта?


Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (звучит отрывок из песни в записи).

- Почему эта песня стала легендарной?

Потому что «перо приравняли к штыку», слово вдохновляло, поднимало в атаку, заставляло биться за жизнь и свободу Отечества. И тот, кто сочинял эти строки, был так же опасен для врага, как советский воин.



Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту Родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

5 этап:

выступление

2 ведущего

активизация познавательной деятельности учащихся учителем





.

4-5 мин.

Следующее выступление посвящено творчеству К.Симонова.







- Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?


Именно стихи Алексея Суркова стали знаменитой песней «В землянке». Музыка К. Листова. (звучит песня «В землянке»)

Доклад 2 учащегося.

Ярким примером военной поэзии является творчество Константина Симонова, который к началу войны уже был известен как поэт и военный корреспондент, прошедший Халхин-Гол. Нам всем известно его стихотворение «Жди меня» -стихотворение-заклинание, стихотворение-молитва, которое переписывали от руки, заучивали наизусть. Оно остается популярным и в наши дни. Но я хочу прочитать сегодня не менее знаменитое стихотворение Симонова, посвященное другу, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

(читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем». Отступающие оставляют родных, родных в беде, которые молятся за них. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна: невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

6 этап:

введение учителем элемента изучения нового материала











5-6

мин.

Я хотела бы к этим всенародно известным именам добавить еще одно: Абрамовский Илья Филиппович.

- Вы попытайтесь ответить на вопрос: Какой увидел войну И.Ф. Абрамовский?

Это поэт-фронтовик, мой земляк, дзержинец, мой современник и коллега, учитель русского языка и литературы, оставивший свои произведения-воспоминания Нижегородскому краю. Он родился и вырос в г. Горьком, на старой Алексеевской улице прошло его детство. Во дворце культуры Илья Абрамовский занимался в кружке художественного творчества, а преподавал там Николай Иванович Кочин, который уже тогда выделял талантливого мальчика. 19-летним юношей уходит на фронт. Страшный первый бой: 450 необстрелянных бойцов-новобранцев атакуют немецкие танки. В живых осталось 15 человек, в их числе И.Ф. Абрамовский. Война перевернула не только его жизнь, но и его сознание, его представления обо всем на свете. На фронте Абрамовский продолжает писать стихи, поменяв тематику и тональность. На 3-ем Белорусском фронте с его стихами знакомится А. Твардовский, по рекомендации которого стихи печатают в армейской газете. Вернувшись с войны, продолжает писать, наставником Абрамовского стал Борис Ефремович Пильник. Много лет И.Ф. Абрамовский был руководителем поэтического клуба «Окская лира» в г. Дзержинске.

Зачитываются стихотворения: «Фронтовое письмо», «Ее величество пехота», «Русский солдат».

-Какой лексикой Абрамовский описывает войну?



Осмысление, поиск ответа на проблемный вопрос.













Для каждого учащегося предоставляется распечатанная подборка военных стихов И.Ф. Абрамовского.

Работа с текстом, анализ стихотворения

7 этап:

выступление

3 ведущего:

4-5 мин.

Мы прочитали замечательные строчки нескольких поэтов, а сколько молодых и талантливых не смогли продолжить свое творчество. Они погибли…

Заслушаем доклад учащегося .










Не хватит и дня, чтобы всех

перечислить, их тысячи…

Почтим их память минутой молчания (звучит запись метронома).

Доклад 3 учащегося.

На фронт ушли 941 человек поэтов и писателей, не вернулись - 417. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Они умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран - в военных госпиталях. (фоном звучит песня «Журавли»).

Вот несколько имен:

♦ Павел Коган, автор знаменитой «Бригантины», погиб в 1942. Это в его стихотворении «Звезда» читаем: Светлая моя звезда,

Боль моя старинная.

Гарь приносят поезда

Дальнюю, полынную…

♦ Николай Майоров, политрук пулеметной роты, погиб в 1942-ом на Смоленщине.

♦ Муса Джалиль, татарский поэт, взят тяжелораненым в плен в1942, в 1944-ом казнен.

♦ Борис Костров, доброволец, умер от тяжелого ранения в Восточной Пруссии в марте 1945г.

♦ Михаил Кульчицкий, пулеметчик, погиб в 1943 году под Сталинградом.

♦ Владислав Занадворов, поэт и геолог, погиб в 1942 году под Сталинградом.

♦ Иосиф Уткин - погиб в1944-ом.

Формирование эмоциональное восприятия прослушанных фактов.

8 этап:

выступление

4 ведущего:

8-9 мин.

На фронтах Великой Отечественной войны песня согревала солдата на передовой и в тылу.

Доклад 4 учащегося.

Фронтовые песни… Они обладали неожиданной силой, помогали

воевать и выживать на фронте и в тылу. Их было немало - сегодня они составляют песенную летопись Великой Отечественной войны. И тут уж мимо творчества Клавдии Ивановны Шульженко не пройти. Мечта стать эстрадной певицей позвала Клавдию Шульженко из родного Харькова в Ленинград. Первое выступление на сцене Мариинского театра - и оглушительный успех. Клавдия Шульженко - солистка

Ленинградской эстрады, популярная исполнительница модных лирических песен. Но приобрести поистине всенародную любовь слушателей, стать

первой певицей своей эпохи ей суждено было, разделив свою судьбу с тысячами тех, кто прошёл через горестные испытания, пережил страшные дни войны, блокаду Ленинграда, потерю близких. В Великую

Отечественную войну её имя станет символом верности, женской стойкости и достоинства. Хрупкие патефонные диски с голосом Клавдии

Шульженко и маленький чемоданчик патефона легко находили своё место в землянке, окопе, в палате для раненых, в тесной комнате коммунальной

квартиры.

●Звучит фрагмент песни С. Ирадьер и С. Болотина «Голубка»

● Ни одно выступление Клавдии Ивановны не обходилось без песни «Синий платочек». Она стала лирическим гимном отечественной войны…и главной песней Клавдии Шульженко. Звучит фрагмент песни Ю. Петербургского на слова М. Максимова «Синий платочек».

● Жизнь этой песни измеряется

десятилетиями, слушатели - миллионами, а Кл. Шульженко - её полновластный, единственный хозяин. Невозможно подсчитать, сколько раз звучала эта песня в исполнении Клавдии Ивановны. «Давай закурим» родилась в первую военную зиму, когда поэт Илья Френкель служил в действующей армии. На

передовой к опасностям и лишениям добавлялась ещё одна напасть - перебои с махоркой. Для заядлых курильщиков это бывало хуже нехватки еды или трескучего мороза. Строки, написанные «в один присест» при свете коптилки, имели огромный успех, разошлись в рукописных копиях по всем

фронтам. Фронтовыми дорогами они дошли до молодого

композитора Модеста Табачникова, музыка возникла также быстро, как и слова. Клавдия Ивановна Шульженко стала лучшей исполнительницей этой песни. Хоть сама никогда не курила, она сумела передать тот скрытый смысл, что таится между строчек.

Звучит фрагмент песни М. Табачникова на стихи И. Френкеля «Давай закурим»

Формирование патриотизма и гордости за свою страну с глубокими личными переживаниями..

9 этап: подведение итогов урока, рефлексия

3 мин.

Фоном звучит музыка Моцарта.

-Что нам удалось узнать сегодня на уроке?

Отмечаю хорошую подготовку ведущих и всех, кто отвечал на уроке, рассуждал, высказывал свое мнение.

Выставление оценок за урок.

Предполагаемый ответ учащихся:

Мы расширили свои знания о военной лирике, испытали гамму чувств, главным из которых было чувство гордости за свой народ, который в дни тяжелейших испытаний сумел выжить, отстоять независимость своей Родины.

10 этап: домашнее задание.

2 мин.

Выучить наизусть стихотв-е военного времени (по выбору) и прокомментировать свой выбор.



© 2010-2022