• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Статья на тему Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России

Статья на тему Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ларина Наталья Викторовна

учитель первой квалификационной категории

МБОУ Куриловской ООШ, д.Курилово, Собинского района

Формирование базовых национальных ценностей в соответствии

с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Социально - философские основы развития проблемы ценностных ориентаций были освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М.Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях Вернадского В.И., Соловьева В.С., Бердяева Н.Л., раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах Дробницкого О.Г. и Тугаринова В.П., отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы Ершова П.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной-Аболиной Е.В., М.Рокича, В.Франкла, Ядова В.А.. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных психологов и педагогов (Адамский А.И., Аникеева Н.П., Бодалев А.А., Блонский П.П., Васильева З.И., Газман О.С., Караковский А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Рогова Р.М., Стефановская Т.А. и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс). В переходные кризисные периоды развития в личности возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы.

Итак, процесс модернизации образования в российском обществе сопровождается переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностных ориентаций для современной молодёжи. Обращение к ценностям - главный принцип государственной политики в области образования. Перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, гражданственности, национального самосознания и поликультурного мышления. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Всё это соответственно и определяет базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений ( ценностей):

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» при­дается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», оп­ределяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопро­тивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться. Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем обществен­но - значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания. Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей, как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». Считаю, что наш школьник должен быть знаком с именами славянских, русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена, Человека-паука или Барби. Современный ученик должен знать мировоззрение своих кровных предков, постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными словами. Для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у небольшого числа детей образ их будущей жизни связан с бескорыстным служением обществу. Учителю важно воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Знакомство с народными истоками является первоочередной основой для воспитания и развития подрастающего поколения.

В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Присвоение личностью ценностей общества интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Открытие пути к сердцу и уму ребёнка, воспитание полноценной личности, формирование системы ценностей младших школьников- одни из главных задач, стоящие перед учителем в современной начальной школе. Немаловажную роль в достижении этой цели играют факультативные занятия «Наш край», которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей. Первостепенная задача учителя - не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их на практике.

Обучение ценностным ориентациям является ключевым моментом факультативного курса «Наш край». У младших школьников происходит: -Формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, развитие ценностных ориентаций личности в определённых сферах её жизнедеятельности. -Формирование самопознания, самооценки, образа «Я». -Формирование образа будущего, выстраивание собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности.

Школьное краеведение - одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество. Учебный курс «Наш край» включён в базисный план школьного компонента и органично вписывается в образовательную программу начальной школы, так как содействует развитию личности ребёнка и решает дидактические задачи. Содержание курса ориентировано на развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края. Формы и методы работы разнообразны и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Моя задача, как учителя - создать условия для духовно - нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребёнка.

Рассмотрим возможности учебного курса «Наш край» под редакцией Харчевниковой Е.Л. в формировании базовых национальных ценностей детей. ( в качестве примера предлагаю разделы программы без тематического планирования)

Раздел плана

Воспитываемые базовые национальные ценности

2 класс «Путешествие в Древнюю Русь» (34 часа)


Славяне, Русь, Владимирская земля ( 6 часов)

патриотизм, семья

Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 часов)

гражданственность, патриотизм, семья

Праздники христианской Руси ( 8 часов)

традиционные российские религии, труд и творчество

Крестьянское жилище и утварь ( 9 часов)

труд и творчество, семья

Крестьянская одежда (5 часов)

труд и творчество, семья

3 класс «…Многими красотами прославлена ты …» ( 34 часа)

Красота природы родного края (15 часов)

природа, человечество, искусство и литература

Красота рукотворная (19 часов)

патриотизм, социальная солидарность, традиционные российские религии

4 класс «Славься, Отечество!» ( 34 часа)

Жизненный подвиг наших земляков.(3 часа)

патриотизм, гражданственность

Вклад наших земляков в развитие науки и культуры. (9 часов)

наука, гражданственность

Культурно-образовательные и экономические центры области. (8 часов)

искусство и литература

Кем быть? (11 часов)

гражданственность, человечество

Я- гражданин России.(3 часа)

гражданственность, человечество, патриотизм

Среди предлагаемых тем курса присутствуют, в основном, исторические материалы, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только способствуют формированию развивающего характера образования, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Подходы к развитию базовых национальных ценностей младших школьников разработаны с позиций общего развития школьников начальных классов. Таким образом, в результате постоянной работы, обязательного систематического выполнения заданий у учащихся складываются нравственные знания, формируются базовые национальные ценности.

Обобщенный мною педагогический опыт по теме «Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами факультативного курса «Наш край»», занесен в региональный банк данных педагогического опыта ВИРО ( 2014 -2015 уч.год).


Литература.

1.Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С.38-44.

2.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977. - 246с.

3.Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф.дисс… докт.пед.наук. - СПб, 1991. - 35с

4.Моральные ценности и личность/ Под ред.А.И.Титаренко, В.О.Николаичева. - М.: МГУ, 1994. - 176с.

5.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 260с.

6.Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. - М., 1997. - 84с.

7.Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников// Педагогическое обозрение. - 2001. - № 2. - С.124-129.


ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в Региональной научно-практической конференции

по теме «Воспитание личности и социальное развитие:

традиции и инновационные подходы»

25 марта 2015 года

Фамилия, имя, отчество

Ларина Наталья Викторовна

Звание,ученая степень

Должность

учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Организация (место работы)

МБОУ Куриловская ООШ,

Собинский район,д.Курилово

Почтовый адрес (включая индекс)

601223,Владимирскаяобласть, Собинский район, д.Курилово, ул.Молодежная, 7-1

Адрес электронной почты

[email protected]

Телефон (включая код), дом., раб., моб.

Раб. 242 ( 36-295),

сот. 8-920- 926-71-07

Тема выступления

Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Тема статьи (тезисов доклада)

Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Форма участия

очная ( выступление на конференции и публикация статьи в сборнике)

Необходимые технические средства для демонстрации материалов доклада

Мультимедийный проектор,экран

Требуется общежитие ВИРО

нет

Дата заполнения : «12» января 2015 г.

Даю свое согласие на обработку предоставленных персональных данных в рамках мероприятий конференции согласно действующему законодательству.

Подпись : _________ ( Ларина Н.В.)



8



© 2010-2022