Доклад на тему: «Специфика работы с подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации» (из опыта работы куратора)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Специфика работы с подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации»

(из опыта работы куратора)


Человек как продукт природы и общества - явление сложное и многогранное. Он живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально - психологические качества. Подростковый возраст очень сложный в жизни человека, на него приходится наибольшее количество совершённых ошибок, психологических страданий, стрессовых ситуаций.

На поведение подростка влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Это жизненная позиция подростка. Она служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют. В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному, в том числе подростки.

Что же такое, трудная жизненная ситуация? Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь ), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Психологи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1. Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

2. Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Вторые, на мой взгляд, более опасные для подростков.

Подавляющее большинство подростков обладают реактивным поведением, чем отличаются от взрослых, большинство из которых предпочитают активное поведение. Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. А активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей. Поэтому именно взрослые, опытные люди должны вовремя прийти подростку на помощь. Педагоги, родители, тренер, родственники могут оказаться в роли наставника в трудной жизненной ситуации. Хорошо, когда эту роль выполняют родители, но как часто самих родителей нужно воспитывать, они даже не замечают, что происходит с их ребёнком и узнают об этом от куратора, сделав удивлённый вид. Ответственность за подростка ложится на куратора группы. Но один куратор не сможет вернуть подростка к нормальной жизнедеятельности, если ему не будут помогать все преподаватели, ведущие в группе, а так же зав. отделением, зам. директора по воспитательной работе. Все должны действовать сообща, вооружившись огромным терпением. Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п., мобилизация психических и физических ресурсов. Невозможно управлять поведением подростков, не зная и не учитывая их психические особенности. Обязанность куратора донести это до каждого преподавателя, работающего в группе, выработать общую тактику поведения по отношению к каждому студенту группы. Без индивидуализации здесь не обойтись. Результаты будут лучше, я вас уверяю, вскроются незамеченные ранее потенциалы, появится желание учиться лучше, это желание нужно постоянно подкреплять верой в подростка, в его возможности. Аня с моей группы сказала «Я даже не знала, что я так смогу учиться». Это не моя заслуга. Это заслуга преподавателей, которые с ней занимались, терпеливо поднимая планочку всё выше и выше. Какая радость захлёстывает подростка, что он смог, добился цели, не опустил руки, как всегда. Такой студент всегда будет уважительно относиться к нашему учебному заведению, к преподавателям.

Но не всё так просто. К нам приходят подростки из неблагополучных семей, запущенные, озлобленные на несправедливое общество, потерявшие давным-давно интерес к учёбе, часто родители в такой ситуации просто расписались в беспомощности и пустили всё на самотёк. Обычно такие студенты слишком пассивны, в свой внутренний мир никого не пускают, малообщительны в группе. Во время беседы с ними молчат или отвечают - да, нет, не знаю. Человек, ведущий себя пассивно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, и в тоже время он беззащитен перед требованием других. Пассивный человек не обладает иммунитетом против активной деятельности других. Достаточно малой попытки натиска и он начинает принимать ее безропотно, что подавляет его слабое самосознание. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается оттого, что не может должным образом применить свои способности и силу. Такое состояние приводит к нарушению внутреннего самосознания. И это отражается во всей сфере его деятельности. Однако пассивность это не только подчинение. Человек может решить, что какое-то действие не заслуживает усилий, которых от него требуется, поэтому и проявляет пассивность

В сентябре я поняла, что таких студентов у меня в группе двое, один из них- сирота, у другого родители постоянно выясняют отношения, разводятся уже не первый раз. Весь семестр усиленное внимание им, группа настроена, чтобы не смеялись над ними, поддерживали, помогали. Терпеливо из урока в урок жду выполнения ими посильного домашнего задания. Уже можно поставить тройку за выученное с третьего раза стихотворение, но цель другая, хочу заставить поверить в свои силы, много раз повторяю «ты не хуже других, ты тоже можешь получать хорошие оценки. Наконец-то, можно поставить 4. Вся группа втянута в этот процесс изменения личности. Они всё понимают, они переживают за мальчиков. Идеальная тишина, когда они что- то отвечают, наконец-то, что-то говорят по теме. Им поставили 4, они не скрывают счастья, и группа радуется.

Теперь труднее, надо, чтоб на других предметах так же было. А преподаватели то тоже разные, и студентов этих они плохо знают, у них свои проблемные есть, и кому хочется возиться с этими «слабаками» с нулевой школьной базой. У них очень много двоек по всем сложным предметам. Что делать? Пусть учатся, как могут, лишь бы не пропускали? Хороший куратор не успокоится, он многократно будет беседовать со студентом и с преподавателем в поисках компромисса, ненавязчиво, упорно помогая студенту преодолеть трудности в учёбе. Понятно, что семья здесь не помощник. В хорошей семье не будет таких запущенных детей. Надеяться приходится на себя, на группу, их правильная позиция тоже важна. Надо постараться, чтобы такие дети не чувствовали себя изгоями в группе, вам доверяли и были уверены, что вы их не выставите на посмешище, что поможете и искренне будете радоваться их маленьким успехам. Разговаривать на повышенных тонах с такими детьми категорически не допустимо. Они ещё глубже уйдут в себя, и вы с них слова не вытяните. Только терпение, вера и поддержка как ваша, так и ведущих преподавателей. Я очень благодарна всем преподавателям, которые работают в моей группе. Они не пожалели своего личного времени, проявили максимум терпения, очень мне помогли, потому что мои дети создавали им проблемы и требовали к себе дополнительное внимание.

Но есть другая категория запущенных студентов. Они активные, и там, где первые проявляют пассивность, они выплёскивают агрессию. Агрессивный человек наносит психологический или моральный ущерб другому, т. к. добивается своего желания в ущерб другим, подавляя их права. Такое отношение к окружающим разрушает доверие к нему и настраивает людей против него, что, в конечном счете, проявляется в обратном действии, т.е возникает обоюдный конфликт. Человек, проявляя агрессивный характер, иногда добивается временного достижения успеха, который ничего хорошего не дает, с ним не хотят связываться, себе дороже. Такой студент держится особняком, ни с кем не делится своими секретами, не имеет друзей. Помочь такому студенту очень тяжело. Его не любят преподаватели и сверстники, он одинок и страдает от этого. Так вот, в сентябре я поняла, что у меня есть такая студентка. Девочки в группе жалуются на неё, преподаватели невзлюбили за грубость, запах дешёвого табака, беспардонность, кроме того - очень слабая школьная база. Замечаю, что она сидит одна, и коллектив её отторгает. Надо срочно что-то делать. Рассматривая пассивное и агрессивное состояние можно сказать, что между ними существует разница. Однако это не верно, т. к. база у них общая - это запущенные дети, и руку к этому приложили и семья, и школа, и отдельные личности.

В школе трудные ситуации возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками. В процессе обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. Под влиянием этих трудностей происходят определенные изменения в структуре деятельности, которые проявляются, например, долгой ориентации в задаче и ее решении. Когда усилия ученика не приводят к цели, у него может возникнуть сильная фрустрация, следствием которой будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности.

Мы ко всем студентам предъявляем одинаковые требования, те, которые имеют очень слабую школьную базу, не в состоянии выполнить наши требования. Из урока в урок подросток накапливает стрессовое состояние. Учитель не виноват, он требует, что положено. Студент такой пришёл из школы, его не научили, родители не помогли, не справились со своими обязанностями, теперь он уже хочет выполнить задание, но не может. Это так обыденно и каждодневно, что мы уже не обращаем внимания на такие проблемы, ко всему привыкаешь. А разве это не сложная жизненная ситуация для студента? Выходят они из неё по-разному. Одни не посещают занятия, бегут от проблем. Другие проявляют агрессию, зависть к тем, у кого всё хорошо, третьи, пытаясь выдержать и стыд, и унижение, напускают на себя браваду, яко бы он не хочет учиться, а если бы захотел, смог бы. И только четвёртая часть упорно движется к правильной цели, выполняя задания по несколько раз, пока не получится. Каждый из них нуждается в помощи куратора и преподавателей. Их надо разглядеть, не путать с лентяями, которые могут, но ничего не делают, для тех другой подход. Запущенные студенты, получившие такую своевременную психологическую поддержку, на старших курсах обычно учатся лучше, хорошо работают на производстве и добрым словом вспоминают наше учебное заведение.

Я пошла таким же путём. Попыталась полюбить этого ребёнка, который ополчился на весь свет, найти в нём как можно больше хорошего. Вызвала на откровенный разговор, не сразу получилось. Теперь она жалуется мне на всех: преподаватели её не любят, девчонки игнорируют. Была рада, когда она пришла сама - поговорить. Многое поняла с того часового разговора. Поняла так же, что будет нелегко, потребуется много времени, пока мы сможем изменить что-то к лучшему. Только после этого поговорила откровенно с мамой, она плакала почти всё время нашего разговора, я просто искренне пожалела эту женщину и поняла, что помощь от семьи будет незначительной, влияние на дочь уже потеряна. Девочке стала давать поручения, привлекала её везде, где можно. Встречалась с ней ежедневно, если не встретились, звоню по телефону. Она активна и деятельна, всё всегда выполняла, мне казалось, даже с каким-то удовольствием. Откровенно поговорила с группой, поставила перед ними цель - приобщить девушку к коллективу, не обижаться, набраться терпения, не вступать в конфликт. Группа правильно поняла конечную цель. Студентка стала спокойнее, подсаживается к девчонкам на перемене, разговаривает, смеётся, раньше я не видела, чтобы она смеялась. Это важно, посмейся над своими проблемами, и они отступят, станет легче, это точно. Преподаватели щадили меня, я это знаю, спасибо вам за это, не жаловались на неё, но я была всегда в курсе, что происходит в группе.

Очень тревожно, когда сложной жизненной ситуацией для подростка становится его собственная семья. Они не привыкли делиться своими эмоциями или переживаниями, никому не доверяют и считают окружающих врагами. Такая форма поведения стандартна, ведь родители никогда не прислушивались к их проблемам и желаниям, что сформировало негативный взгляд на мир. Обычно воспитание детей в неблагополучных семьях влечет к психологическим травмам, которые уже могут быть неисправимы в будущем. Если семья не употребляет алкоголь или наркотики, это еще не означает, что она благополучная. Я хочу сказать , что от семьи очень много зависит, поэтому мы должны вникнуть в семейную атмосферу наших студентов и через семью понять, чем мы можем помочь им. Я могу привести много примеров, когда помогая подростку, приходилось начинать с родителей. С родителями устанавливается либо тесный контакт, либо приходится от их помощи напрочь отказаться, потому что на воспитание родителей у учителя нет ни сил, ни времени. Подростку из такой семьи, по возможности, надо компенсировать родительское внимание, уделять ему больше времени, чем другим. Ведь взял группу - теперь они наши дети. И если относиться к каждому из них как к своему ребёнку, многое удастся изменить к лучшему.

Впереди ещё очень много проблем, моя группа только на первом курсе, процесс работы с детьми не предсказуем, мы можем планировать, предвидеть что-то, но молодая жизнь полна сюрпризов. Каждый семестр планку надо поднимать чуть-чуть выше, будем надеяться, что всё получится.





Куратор гр. МТ-11 Трещёва О.А.

























Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Жоғары техниқалық мектеп Щучинск қаласы

Высшая техническая школа г. Щучинск








Методическое объединение кураторов


Доклад

на тему:


«Специфика работы с подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации»

(из опыта работы куратора)






Подготовила: О.А.Трещева





9


© 2010-2022