- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа воспитательной работы в 6 классе
Программа воспитательной работы в 6 классе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дитюк Н.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко - Сале Пуровского района обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 6 классе.
При разработке плана использовались следующие документы:
● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
● СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Беседы
-
Предметные уроки
-
Классный час
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Литературно - музыкальные композиции
-
Просмотр и обсуждение видеоматериала
-
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Творческие конкурсы
-
Коллективные творческие дела
-
Соревнования
-
Показательные выступления
-
Праздники
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
-
Трудовые дела
-
Тренинги
-
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
-
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-
Акции благотворительности, милосердия
-
Творческие проекты, презентации
-
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
-
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
На реализацию программы в 6-х классах отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю
Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебных занятий. Количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.
Цель программы:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; воспитание патриотов России, граждан демократического государства.
Задачи:
-
формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю;
-
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств;
-
воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе
Основные направления программы:
-
Наша Родина - Россия
-
Конституционные права и обязанности гражданина
-
Мы и закон
-
Человек среди людей
-
Трудовой старт
-
Здоровый образ жизни
Использование учебных пособий:
Электронные пособия:
-
Intel. Обучение для будущего. - Intel, 2004.
-
Join Multimedia 2005. Winning projects. - Siemens AG, 2005.
-
Join Multimedia 2006. Winning projects. - Siemens AG, 2006.
-
Синхронизация учебно-воспитательного процесса
Основные принципы плана:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа «Я - гражданин России» в 6 классе включает пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. «Я и я» - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. «Я и культура» - формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. «Я и школа» - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. «Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Учебно-тематический план
6 класс «Я - гражданин России» - 35 ч.
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Практика
Дата
1. Наша Родина - Великая Россия
1
1
07.09
2 -3. Мы - патриоты России. «Патриоты вчера и сегодня». Дискуссии «За что люди любят свою Родину - Россию?». Эссе на тему: «Кого можно назвать патриотом?» «Я патриот, потому что…». «Может ли иностранец быть патриотом России».
2
1
1
14.09
21.09
4-5. Россия - многонациональная страна. Россия - наш общий дом. Единство российского народа. Подготовить презентацию «Россия - наш общий дом»
2
1
1
28.09
05.10
6. Экскурсия. Посещение районного краеведческого музея
1
1
12.10
7-8. Семья. Мы в обществе. Человек в семье. Творческий проект «Семейные посиделки»
2
1
1
19.10
26.10
9-10. Родители и дети в семье. Права ребенка. Наши права и ответственность. Ребенок и его права. Подобрать материал о правах и обязанностях учащихся для сайта школы
2
1
1
09.11
16.11
11- 12. Подшефная работа во 2-ом А классе.
2
2
23.11
30.11
13-14. Достоинства и недостатки человека. Достоинства и недостатки человека. Познавать и улучшать себя
2
1
1
07.12
14.12
15-16. Жадность. Щедрость. Порядочность. Мини-проект «Как решить проблемы…»
- улучшения самого себя
- улучшения всех людей на Земле;
2
1
1
21.12
28.12
17-18. Честь и совесть. Достоинства и недостатки человека. Мини - сочинение «Почему совесть называют «внутренним судьей»?»
2
1
1
11.01
18.01
19. Экскурсия. Посещение библиотеки семейного чтения
1
1
25.01
20-21. Общество. Мы в обществе. Мы в обществе. Общение в школе. Работа над творческим проектом «Я - хочу, я - надо »
2
1
1
01.02
08.02
22. Подшефная работа во 2-ом А классе.
1
1
15.02
23-24 . Твой трудовой старт. Твой старт: в жизни, как в спорте. Экстремальные ситуации.
2
1
1
22.02
29.02
25-26. Мы ими гордимся.Известные люди ЯНАО, их вклад в историю, культуру, развитие края, России.
2
1
1
07.03
14.03
27. Подшефная работа во 2-ом А классе.
1
1
21.03
28-29. Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли.
2
1
1
04.04
11.04
30-31. Нравственные основы личности с позиции: я - гражданин, я - житель, я - работник, я - исследователь и т.п. Ролевая игра. Составить схему своих социальных ролей
2
1
1
18.04
25.04
32-33. Подшефная работа во 2-ом А классе. Проведение праздника «Ура! Каникулы!»
2
2
02.05
16.05
34. Трудовой десант «Укрась территорию школы»
1
23.05
итого
35
16
19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Я - гражданин России»
Общий годовой план работы составляет -35 ч
-
«Я и я» - формирование гражданского отношения к себе.
Достоинства и недостатки человека
Познавать и улучшать себя
Жадность. Щедрость. Порядочность.
Мини-проект «Как решить проблемы…»
- улучшения самого себя
- улучшения всех людей на Земле;
Честь и совесть.
Достоинства и недостатки человека
Мини - сочинение «Почему совесть называют «внутренним судьей»?»
-
«Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Семья.
Мы в обществе.
Человек в семье.
Творческий проект «Семейные посиделки»
Родители и дети в семье. Права ребенка
-
«Я и культура» - формирование отношения к обществу
Общество. Мы в обществе.
Мы в обществе. Общение в школе.
Работа над творческим проектом «Я - хочу, я - надо »
Твой трудовой старт.
Твой старт: в жизни, как в спорте. Экстремальные ситуации.
Мы ими гордимся.
Известные люди ЯНАО, их вклад в историю, культуру, развитие края, России.
Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли.
Нравственные основы личности с позиции: я - гражданин, я - житель, я - работник, я - исследователь и т.п. Ролевая игра.
Составить схему своих социальных ролей
-
«Я и школа»- формирование гражданского отношения к школе.
Наши права и ответственность.
Ребенок и его права.
Подобрать материал о правах и обязанностях учащихся для сайта школы
-
«Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Наша Родина - Великая Россия
Мы - патриоты России.
«Патриоты вчера и сегодня». Дискуссии «За что люди любят свою Родину - Россию?»
Эссе на тему: «Кого можно назвать патриотом?»
«Я патриот, потому что…»
«Может ли иностранец быть патриотом России».
Россия - многонациональная страна
Россия - наш общий дом
Единство российского народа
Подготовить презентацию «Россия - наш общий дом»
Ожидаемые результаты:
-
увеличение активности учебной деятельности учащихся;
-
сформированность активной гражданской позиции учащихся;
-
сформированность правового самосознания;
-
вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность по решению реальных проблем местного сообщества;
-
формирование толерантного отношения к людям другой национальности, другого вероисповедания;
-
реализация творческого потенциала личности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.