Социальное проектирование, как основа ученического самоуправления

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальное проектирование как основа ученического самоуправления

Список сокращений и условные обозначения

ОО

МКОУ

ФГОС

Образовательная организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Федеральные государственные образовательные стандарты

Ключевые слова: ученическое самоуправление, социальное проектирование, социальный проект

Определения:

Ученическое самоуправление - вовлечение обучающихся в управление образовательной организацией; самостоятельное принятие решений и их реализация в интересах ученического коллектива.

Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения (Е.Е.Болотина).

Социальный проект- это модель человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» школьное самоуправление является непременным условием функционирования любой образовательной организации.

Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую ответственность возможно путем активного включения учащихся в ученическое самоуправление.

Актуальность выбора очевидна, так как именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребенка.

Основным из видов деятельности ученического самоуправления является социальное проектирование.

Социальное проектирование позволяет учащимся проявить самоуправленческие способности через работу в команде, через приобретение практического опыта… Ученики приобретают навыки общения с различными социальными группами, расширяют кругозор и эрудицию.

Подросток учится

  • искать и находить правильные решения,

  • отстаивать и доказывать правильность своего мнения,

  • осознавать необходимость единства слова и дела,

  • объективно оценивать свое участие и участие сверстников в общем деле,

  • быть ответственным, требовательным и принципиальным в отношении к себе и окружающим,

  • то есть, не только обретает жизненный опыт, но и воспитывает в себе лидерские качества.

Сильной стороной педагогического коллектива Девицкой средней школы является заинтересованность каждого педагога во включение детей в социально-активные практики. Каждый учитель, помимо преподавания предмета с энтузиазмом занимается любимым творческим делом с учениками школы и находит пути выхода творчества на местное сообщество.

В 2004 году коллектив школы влился в социальный проект «Школа - местному сообществу»,направленный на внедрение и развитие в школах модели общественно-активной школы, как гражданского центра микрорайона. Получив технологии разработки и реализации социальных проектов, коллектив школы постарался дать возможность школьникам почувствовать себя силой, способной эффективно решать социальные проблемы местного сообщества, привлекая ресурсы этого сообщества.

Этот проект очень органично лёг на школьную систему воспитательной работы, дополнив её эффективным педагогическим инструментом-социальным проектом. Получив навыки социального проектирования на семинарах, проводимых Воронежской региональной общественной детской организацией «Искра», инициативная группа, состоящая из двух педагогов и трёх лидеров школьной организации, провела обучающие занятия для всего педагогического коллектива и классных активов.

Задачи, которые мы ставили, включаясь в проект:

- Внедрить в практику школы технологии разработки и реализации социальных проектов, направленных на решение проблем местного сообщества.

- Дать возможность школьникам почувствовать себя силой, способной эффективно решать социальные проблемы местного сообщества, привлекая ресурсы этого сообщества.

- Для создания местной ресурсной базы социальных проектов школьников внедрить в практику эффективные механизмы привлечения средств и ресурсов местного сообщества.

- Обобщить и распространить накопленный опыт работы школы, как гражданского центра местного сообщества среди работников и учащихся школ, а также населения в целом как членов местных сообществ.

Результатом этой работы стало привлечение учеников, учителей, родителей и все местное сообщество, к общественно-активной деятельности по решению социальных проблем не только школы, но и микрорайона в целом.

Алгоритм использования социального проекта.

  1. В сентябре ученики 5-11 классов проводят исследование проблем местного сообщества, составляют карты болевых точек не только школы, но и села, и района. Выбирают проблемы, над решением которой планируют работать.

  2. Прописывают проект. Проблему, которую решат, план действий, смету проекта, ресурсы которыми обладают и которые необходимо привлечь, предполагаемые количественные и качественные результаты.

  3. Обсуждают проект с родителями.

  4. В октябре на традиционной общешкольной конференции «Я + Ты = Мы» презентуют проект. Презентация проходит в творческой форме, строгих критериев нет. Цель конференции - посмотреть, чем планируют заниматься классные коллективы. Определить какую помощь администрация школы может оказать детям в решении тех проблем, которые они планируют решать.

  5. Реализация проекта.

  6. Подведение итогов, награждение самых активных участников, благодарность партнёров и спонсоров на традиционной акции «Росток добровольческой инициативы»

За десятилетие практического применения метода социального проектирования было реализовано более 100 различных проектов, направленных на улучшение и преобразования среды жизни села, района. Метод помог ученикам и учителям выйти на новый уровень отношений - партнёрский.

Составлен список и карта «Наши партнёры», в которых указаны организации и руководители, с которыми школа поддерживает партнёрские отношения. Есть партнеры, с которыми дружим более десяти лет. По-разному они приходят в проект, у каждого свои цели, и главное в этих отношениях найти точки соприкосновения.

Первый проект восстановления школьного музея истории села «Девица - сердца моего столица» был поддержан главой Девицкого сельского поселения, лично участвовал в проекте.

Очень теплые отношения сложились с настоятелем храма Михаила Архангела отцом Иоанном Спельником. Проект «Вдохновение», в котором ученики 5 класса подготовили Рождественскую сказку для жителей села перерос в многолетнюю традицию организовывать общесельские праздники «Рождество», «Масленица», «Троица» совместно с храмом и общественной организацией казаков села, работниками сельского дома культуры.

Ученики школы проводят благотворительные акции в поддержку детей сирот и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Центры реабилитации города Семилук, посёлка Нижнедевицка, Землянская школа-интернат, Семилукская школа - интернат, детское отделение психоневрологического отделения - это те учреждения, над которыми шефствуют ученики школы. Ученики проводят мастер-классы, участвуют в коллективно- творческих делах. В неформальном дружеском общении происходят положительные изменения в сознании ребенка - укрепляет дух, воспитывает характер. Этой традиции 11 лет!»

Проведу выдержки из Книги социальных проектов Девицкой средней общеобразовательной школы Семилукского района Воронежской области. Вот как отзываются об участии в проектах сами ребята:

Пишет Семенихина Анастасия (9 класс): «Глава Девицкого сельского поселения Павляшек Вячеслав Федорович, руководитель ООО «Девицкий колос» Зубков Владимир Васильевич, главный врач амбулатории Турсунова Раиса Юсуповна, индивидуальные предприниматели, родители оказывают поддержку Стрелицкой онкологической больнице. «Минуты радости» так называется наш проект - традиция проведения которого длится вот уже 17 лет. Несколько раз в год ребята нашей школы приезжают в онкологическую больницу с подарками, проводят уборку территории, прилегающей к больнице, выступают с концертными номерами. Сменилось несколько руководителей больницы, но каждый раз старшеклассники интересуются: «Чем мы можем быть полезны?!» И во всем помогают. В реализации этого проекта мы использовали ресурс радио. Репортаж о нашей инициативе был в эфире Воронежского радио, привлёк внимание жителей области»

Из Книги социальных проектов:

Вжесневская Мария (10 класс): «Проект «Мы - русские» отправили на конкурс, получили грант 30000 рублей. На эти деньги закупили материал и вместе с родителями сшили 18 стилизованных под русский народный костюм сарафанов для школьного ансамбля народной патриотической песни «Ручеёк». Началась активная концертная деятельность. В 2009 году глава Семилукского района Ельчанинов Михаил Петрович премировал нас 100 тысячами рублей и мы сшили новые концертные костюмы

Затем был проект «Сыновья - вы надежда народа», посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот творческий проект принёс известность - ансамбль стал лауреатом Воронежского областного конкурса патриотической песни».

Проект «Парк Надежд» был инициирован учениками и родителями 4 класса в 2008 году. Пишет Никита Фомин (11 класс): «В центре села был пустырь. И ни одной детской площадки. Вначале аллею заложили выпускники 4 класса, а в ходе работы появилась идея создать парк. Заручились поддержкой главы Девицкого поселения на софинансирование проекта. Написали заявку на областной конкурс социальных проектов по благоустройству «Мой край - мое дело» и - выиграли конкурс! Нашли организацию-партнёра в реализации проекта - ООО «Техдорсервис». Под руководством Павляшек Вячеслава Федоровича всем коллективом школы основали Аллею Памяти- посадили 10 рябин, 30 каштанов и 250 кустарников, 10 ив. Детские качели, песочница, горка, шведская стенка, скамеечки, дорожка для роликов, разбили клумбу. Созданы все условия для семейного отдыха. Открытие состоялось 9 мая 2008 года. В настоящее время проект жив и перерос в проект «Раскрасим Девицу в яркие цвета», возникло желание построить клумбы и сделать село цветущим и ярким! Задумано - сделано! Ученики-юноши 11 класса попросили научить их каменной кладке. Рабочие, узнав, зачем это нужно не только научили, но и предложили помощь. Осталось найти камни! Обратились к ИП Жерноклеев, нам привезли камни, глава поселения выделил деньги на цемент. Возле храма ученики сделали клумбу. В апреле 2013 года новая клумба в центре села заиграла разноцветными красками! Рассаду сажали и выращивали ученики 4-6 классов. На сегодняшний день есть уже новые идеи по благоустройству села».

«Проект «Чистая река» - акция по приведению в порядок берегов реки от мусора. Цель проекта - формирование активной гражданской позиции членов местного сообщества по решению экологической проблемы прибрежной зоны реки Девица. Морозова Жанна, выпускница школы: «Река Девица, Верхняя Девица- правый приток Дона, длиной 89 км. По инициативе учеников 10 класса актив соседних школ - Орлов лога, Стрелицы, Бахчеева (река протекает и в этих населенных пунктах) вышли к речке и попытались очистить от мусора. Откликнулись главы поселений, выделили транспорт на вывоз мусора и опиленных деревьев. Казачество занималось опилкой деревьев. В ходе реализации проекта мы расчищали родники, впадающие в реку. Мы раздавали листовки. Жители улиц нашего села вышли к реке и помогли нам! Даже соорудили самодельный мостик через один очень широкий ручей!» (Июнь, 2010 г.).

Подведение итогов социально-значимой деятельности коллектив Девицкой школы проводит на общешкольной акции «Сделай шаг навстречу…», которая первоначально проводилась в День добровольца (5 декабря), а в последние 5 лет - в апреле, в завершение Весенней недели добра - областной акции школьников и студентов Воронежской области. Награждаются самые активные и неравнодушные члены местного сообщества «Росток добровольческой инициативы», которые осваивают программы «Демократизация», «Добровольчество» и «Партнерство».

Подводятся итоги работы школьного коллектива за год по реализации проектов, значимых как для школы, так и для местного сообщества. Награждение проводится по следующим номинациям:

«Очарованный странник» и «Коллектив года» (учащиеся)

«Признание», «Творчество» (учителя)

«Развитие», «Содружество» (партнеры, спонсоры)

На конференции подводятся итоги и награждаются активные участники программ Общественно-активной школы.

В социальных сетях ролики, рассказывающие о жизни школы и о реализованных проектах. Так, пишет Соколова Анастасия, 9 класс: «Проект «Нет забытых могил» заинтересовал Воронежское телевидение. В программe «Русский вопрос» сделали несколько сюжетов, создали ролик о проекте «Орлятам- вторые крылья» и разместили на YouTube. Родственница Кулакова Алеши, расстрелянного в годы войны мальчика, увидев ролик, предложила помощь в организации и проведении благотворительной ярмарки в поддержку проекта и сбора денежных средств на реконструкцию памятника Орлятам. К нам присоединился Воронежский институт МЧС и 23 апреля 2015 года в здании Областного молодёжного центра мы проводим акцию для жителей города Воронежа.

Заместитель директора по ВР Федосеева Светлана Анатольевна: «Нас знают не только в Воронежской области, мы представляем опыт работы на форуме Общественно-активных школ, который регулярно проходит в Красноярске.

Светлана Анатольевна продолжает: «В результате участия в проекте «Школа- центр сообщества» у нас появилась уверенность в собственные силы. Мы научились видеть проблемы местного сообщества и находить пути их решения совместными усилиями со всеми заинтересованными гражданами и организациями. Участники проектной деятельности приобретают новые навыки межличностного общения с различными организациями: государственными учреждениями, некоммерческими организациями, СМИ.

Вырос уровень развития детского коллектива, дети верят в решение любых проблем! Приобрели новые трудовые навыки. Стали толерантными и открытыми по отношению к людям и обществу в целом.

Технологии социального проектирования изменили мировоззрение детей и педагогов. Мы поняли, что наше благополучие, благополучие нашего села и всего государства в целом в наших руках».

Участие в социальной деятельности делает людей яркими, притягивающими к себе, интересными в общении.

Приведу слова Морозовой Жанны, выпускницы школы: «Участие в социальном проектировании - это возможность полезно интересно провести время, почувствовать себя нужным, востребованным в свой школе, селу, области. Мы знакомимся со многими интересными людьми, как с нашими сверстниками, так и с успешными специалистами и профессионалами. Для меня очень важны лидерские и организаторские качества, умение работать в группе и руководить ей, психологические знания о людях. Всё это появилось и развивается во мне. Социальное проектирование - это отличный шанс для самовыражения и реализации моих идей» (март, 2015 г.)

Для того чтобы стать по-настоящему зрелым человеком, гражданином, готовым выполнять функции, порученные ему обществом, недостаточно овладеть теоретическими знаниями, прилежно сидя за партой.

Знания, полученные на уроках, необходимо обогатить жизненной практикой, участием в общественной жизни, разнообразной коллективной работой во внеурочное время. Такую практику учащимся дает работа в ученическом самоуправлении и, конкретно, - в социальном проектировании.




© 2010-2022