- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час на тему Доброе и горькое слово (6 класс)
Классный час на тему Доброе и горькое слово (6 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чигарова С.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кл. рук: Чигарова С.А.
Классный час «Доброе слово дом строит, а горькое разрушает»
Цели. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Оборудование. Пословицы о доброте;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Доброе утро! Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик 1.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
У. О каком качестве пойдет речь?
Дети. О доброте.
Декабрь месяц в нашей школе объявлен месяцем добра.
У. - Доброта... Что означает это слово?
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
Беседа о вежливых словах. У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: "доброго здоровья", "счастливого дня", "будьте добры" и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Игра:
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... ("Доброе утро!")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... ("Добрый день!")
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... ("Здравствуйте!")
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... ("Спасибо!")
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... ("Прости, пожалуйста!")
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... ("До свидания!")
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу, поднять настроение, хочется горы свернуть.
«Доброе слово дом строит, а горькое разрушает»
- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)
У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
У. "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
У. Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
Д. В первом случае - бескорыстно, а во втором - с выгодой для себя.
У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Д. Нет.
У. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
Игра: Сказочный герой - добрый или злой?"
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый , вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой - закрываете лицо ладошками.
Иван - царевич, Дюймовочка, Карабас -Барабас, Красная шапочка, Баба - яга, Золушка, Мальвина.
У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Работа со словами
- А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:
Плохо - хорошо
Зло - добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость - вежливость
Жестокость - ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность
У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк , ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря , если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка."
У. - Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела.
У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
Доброта - это самое ценное нравственное качество народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.
1. Доброе слово
и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело,
а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром,
а хвались добром.
5. Кто добро творит.,
того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет.,
в том и правды мало.
7. Не ищи красоты -
ищи доброты.
Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.
Всего вам доброго!