Развивающие игры по экологии для дошкольников

Раздел Воспитательная работа
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие игры

экология

"Теремок"

У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя -набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может посе­лить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных призна­ков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие при­знаки - округлая форма, косточка в вишен­ке и костяная ручка у зонтика, объекты од­ного цвета и т.д.

Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные при­знаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.

"Цепочка"

Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением раз­личных предметов) встают в круг. Воспита­тель показывает изображение первого объ­екта, называет его, затем передает мяч ря­дом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следу­ющему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: мор­ковь - сладкая - сочная - оранжевая - хру­стящая - твердая - удлиненной формы -растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объ­екта, например моркови, и предлагает на­звать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с назван­ным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар - са­хар белый - белым бывает снег и т.д.

"Летает, плавает, бегает"

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц - бегает, ворона - летает, ка­рась - плавает.

Усложнение. Называются природные и рукотворные объекты. Ребенок должен ска­зать, к какому миру (природному или руко­творному) они имеют отношение: щука -природный мир, плавает; самолет - руко­творный мир, летает.

Примечание. Следует называть конкрет­ные объекты, а не класс. Например "воро­бей", "сойка", "стриж", а не "птица".

"Хорошо-плохо"

Воспитатель называет объект или природ­ное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. На­пример: мороз - это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.п.

Усложнение. Дети должны обосновать свои доводы с точки зрения какого-либо объекта, например дерева, кошки и т.д.

"Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель произносит слово "птица" и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он дол­жен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно.

"Кто где живет"

Дети сидят за столом. У воспитателя - кар­точки с изображением животных, перед каж­дым ребенком лежат карточки с изображени­ем мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.)

Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это живот­ное, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Репка"

Воспитатель называет объект (например, икринку) и предлагает "потянуть репку". Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта.

Например: "Икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем-потянем... вытащили репку".

Если все названо правильно, взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остается на грядке.

"Ты - часть, я - целое"

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные - его части: "Я - озе­ро". - "Я - твой берег (дно, вода и т.д.)".

Усложнение. "Я - озеро". - "Я - твой бе­рег". - "Я - песок на берегу". - "Я - песчин­ка". И т.д.

"Берегите природу"

На столе лежит бумажный круг, разделен­ный на пять секторов, и карточки с изобра­жением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).

Воспитатель предлагает поместить кар­тинки на сектора (на каждый по одной), за­тем убирает одно из изображений и спра­шивает у детей, что произойдет с оставши­мися живыми объектами на Земле. Напри­мер: "Если не будет растений, что произой­дет с птицами (зверями и т.д.)?" Затем воз­вращает карточку на место и убирает следу­ющую. Изображение человека снимает в по­следнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: ес­ли человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек дол­жен бережно относиться к окружающему миру.

"Мир вокруг нас"

Воспитатель располагает на столе "мо­дель мира" (круг, разделенный на две части: часть голубого цвета обозначает природный мир, часть белого цвета - рукотворный мир) и предметные картинки (до 20 шт.). Дети должны правильно расположить картинки, например: цветок поместить в голубую часть, автомобиль - в белую. Если они легко справляются с заданием, проводится игра "Все в мире перепуталось": дошкольники закрывают глаза, воспитатель меняет местами часть картинок. Дети открывают глаза справляют ошибки, давая обоснование.

Усложнение первого уровня. Картинки на голубой части (природный мир) распреде­лить на две группы (живая и неживая природа).

Усложнение второго уровня. Карточки с изображением объектов живой природы разделить на две группы (растительный и животный мир).

Усложнение третьего уровня. Карточки с изображением объектов растительного мира распределить в соответствии с биологической классификацией (деревья, кустарники, травы).

"Что было, что будет"

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: сейчас - сладкое, сочное, красное и т.д.; было - зеленое, кислое, терпкое и т.д.; будет - сухое, сморщенное, червивое и т.д. Аналогично можно поиграть с функциями (рукотворный мир) и действиями (природный мир) объекта.

"Эмпатия"

Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.

Примеры.

"Ты- цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи".

"Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать".

"Точка зрения"

Дети разыгрывают сценки на основе за­данных ситуаций.

Примеры.

"Мальчик увидел гнездо. Его действия?" (Поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеян­ным.)

"Муха попала в сети к пауку. Что чувству­ет муха? А паук?" Затем муха и паук меняют­ся ролями.

Дети изображают двух собак. Одна -большая, сидит около своей конуры и гло­жет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная.

Примечание.

Ценность этого приема в том, что ребенок учится воспринимать ситуацию с разных то­чек зрения, анализировать ее плюсы и мину­сы. Человеку приятно сорвать цветок, по­ставить в вазу и любоваться им. Но когда ре­бенок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить.

"Мир звуков"

Взрослый предлагает послушать аудиоза­пись шума моря, леса и т.п. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (вой ве­тра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.).

Усложнение первого уровня. Определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы, какие - неживой, есть ли там зву­ки, издаваемые объектами рукотворного происхождения.

"Узнай по звуку"

Воспитатель, сидя за ширмой, постукива­ет деревянной палочкой по одному из пред­метов (из металла, стекла, дерева и т.д.). Дети должны определить, какой материал издает подобный звук.

Усложнение первого уровня. Определив материал, назвать как можно больше пред­метов из него.

Усложнение второго уровня. Назвать яв­ления или объекты природного мира, кото­рые издают звуки, схожие по звучанию с ру­котворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Переполох"

Воспитатель раздает детям карточки с изображением объектов, которые могут из­давать звуки. Говорит: "В мире звуков пере­полох - все они перепутались и потеряли своих хозяев".

Включает аудиозапись разных звуков, слушая которую, дети должны выбрать кар­точки с изображением "хозяев" звуков.

"Какой овощ (фрукт) ты съел"

Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот ку­сочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение первого уровня. Определить не только продукт, но и способ его обработ­ки (сырой, вареный, соленый и пр.)

Усложнение второго уровня. Назвать как можно больше других продуктов, вкус кото­рых схож с тем, которым угостили.

"Ночлег"

Первый раз ведущим (пчелой) является воспитатель, затем это может быть ребенок. Детям на одежду прикрепляют медальоны с изображением объектов, и они исполняют роли этих объектов.

Воспитатель. Гуляли вы по лесу и заблу­дились. Стемнело, стало страшно. А тут еще и дождь пошел. Вышли вы на опушку и уви­дели улей. Решили у пчел переночевать. По­дошли к домику, а навстречу вылетает пчел­ка-часовой (надевает маску пчелы). По­просились на ночлег.

Мы устали. Ночь пришла.

На ночлег пусти, пчела.

Пчела.

Под дождем держать не буду,

В улей я пущу посуду.

Посуда - это то, из чего едят. Тот, кто до­кажет, что объект, который он изображает, можно использовать как посуду, сможет войти.

"Объекты", которые докажут, что их предметы можно использовать как посуду (затем как одежду, игрушки и т.д.), отхо­дят в сторону (в улей), а игра продолжа­ется.

Пчела.

Не теряйте вы надежду.

В улей я пущу одежду.

Заходите, все игрушки

Для моей дочурки Мушки.

Жалко мне вас здесь держать.

Кто умеет рисовать?

"Разведчики"

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) карти­на. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые ха­рактерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встре­тить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и поло­жить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправ­дывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объясне­ние может быть таким: "В автобусе при­ехали доярки".





© 2010-2022