Модель работы с трудными подростками

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего выступления : Модель работы с «трудными» учащимися.(Слайд №1)

Одна из проблем, над которой работает школа - это работа с «трудными» детьми, работа по их правовому воспитанию. К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. (Слайд №2)

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

· незнание их интересов и потребностей;

· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

· усиление влияния псевдокультуры;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного

предпринимательства;

· "эпидемия" разводов;

· потеря эмоциональных контактов с детьми.

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам: .(Слайд №3)

Модель работы с трудными подростками

По типу запущенности: .(Слайд №4)

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

-социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);

  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений: Слайд №5)

  • с нарушениями в сфере общения;

  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

  • с односторонним умственным развитием;

  • с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции: Слайд №6)

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

  • неудовлетворенные своим положением в семье;

  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;

  • с надломленной психикой;

  • с избыточной энергией, не нашедшей применения.

В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей.

Они обусловлены:

  • недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;

  • недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;

  • недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;

  • низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;

недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.

Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Модель работы с трудными подростками в нашей школе направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении, и поэтому

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания..

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование.

Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

.(Слайд №7)

Таким образом, схема процесса следующая:

Модель работы с трудными подростками

Система работы школы.



В работе с трудными детьми наша школа придерживается следующей модели:

.(Слайд №8)



Модель работы педагогического коллектива. .(Слайд №9)

Модель работы с трудными подростками



Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы - социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа - выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

1 этап - Выявление и постановка на учет учащихся данной категории. .(Слайд №10)

Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение полностью ложится на плечи социального педагога, классного руководителя. Именно они владеют информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения.

Модель работы классного руководителя.(Слайд №11)

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие ступени:

Изучение первичной информации об учащихся .(Слайд №12)

Классный руководитель изучает:

-личные дела учащихся;

- результаты медицинского обследования;

- психолого-педагогические характеристики;

- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

- результаты диагностирования педагога-психолога;

- жизнедеятельность учащихся вне школы.

Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:

• кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

• кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;

• какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;

• в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

Промежуточный

1 .Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с подростком.

2. Рациональное построение социально значимых видов деятельности подростка.

3.Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка.

4.Привлечение подростка к занятиям физкультурой и спортом.

5.Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

6.Принятие условий к разрыву нежелательных связей подростка.

7 Формирование объективной самооценки.

8.Разрушение ложных нравственных установок.

9.Остаются в силе основные направления 1 -ой ступени.

Заключительный (закрепляющий)

I .Формирование доверительных взаимоотношений с подростком.

2.Обеспечение условий для достижения устойчивых результатов в работе.

3.Организация самовоспитания.

4. Развитие способностей в различных видах деятельности.

5. Учет темперамента.

6.. Нормализация психического состояния.

7. Остаются в силе направления 1- ой ступени, и 2- ой ступени.

2 этап - коррекционная работа. .(Слайд №13)

На данном этапе к деятельности подключается социальный педагог,психолог,администрация школы, которая организует работу всех служб с семьей, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно - правовая сторона проблемы, их ответственность.

Примерная модель системы деятельности социального педагога общеобразовательной школы;(слайд 14)

I ступень

Составляющие деятельности:

  • Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности

  • Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности

II ступень

  • Реализация целей и задач Iэтапа.

  • Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности с субъектами.

  • Осуществление активов социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащихся.

  • Используя возможности микрорайона и села (социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь и др.) проведение просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.

  • Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов.

  • Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.

  • Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.

  • Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в в отношениях с детьми.

  • Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.

III ступень

  • Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети

  • Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешность) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы)

  • Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.

  • Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.

  • Подведение итогов социально-педагогической деятельности.

Подробно остановлюсь на моей деятельности с трудными подростками:

Важной составляющей в моей деятельности является своевременное выявление, оперативность в решении проблем ребенка и его семьи. Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников .

Для меня ,как социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.

Ежегодно в начале учебного года проводится работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса,затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения

В процессе исследования я могу получать совершенно конфиденциальную информацию, поэтому мои действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Как социальный педагог я выполняю посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов

- поддерживаю связь с психологами центра «Райдо»;

- связь социальным работником, закрепленным за нашим микрорайоном;

- врачами , сотрудничаю с нашей детской поликлиникой, ее заведующая наша родительница, гинеколог женской консультации проводила цикл занятий с девочками 7-8 классов;

- органов опеки и попечительства, в частности Петровой Лилей Исаевной;которая может дать квалифицированную консультацию ;

- управлением образования, здесь тесно сотрудничаю с Гараевой Альбиной Рифовной, получая ответы на вопросы как для себя, так и для родителей и учителей;

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Физалия Абуталиповна никогда не откажет при необходимой помощи,

- дворец культуры и спорта, большинство наших учащихся с удовольствием посещают кружки и секции,и мы совместно проводим различные мероприятия для детей.

- сельская библиотека, здесь сотрудничество идет в основном для детей начальной школы и 5 - 6 классов. Мы приводим к ним детей или они нам по нашей просьбе подбирают материал;

- Приют в с. Мичуринск Шаранского района,к сожалению 1 раз в год нам приходиться к ним .

- инспектора ПДН,Тухватуллину Ирину Аликовну мы систематически приглашаем на беседы и родительские собрания. Вечером часто с ней выхожу на рейд по селу, посещаем семьи группы «риска», также тесно сотрудничаю начальником ПДН подполковником полиции Токаревой К.В..

Итак:

Классный руководитель представляет мне данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:

- участие учащегося в общественной жизни класса;

- позитивные качества личности;

- взаимоотношения со сверстниками;

- досуговые предпочтения,

- каково влияние семьи;

- имеются ли место конфликты в классе и их причины;

- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.

Социальный педагог:

- привожу все сведения в систему;

- провожу консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учащимися его круга, учителями-предметниками;

- по возможности посещаю уроки или часть урока, на которых возникают проблемы;

- привлекаю к сотрудничеству психолога.

В случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом, психологом в работу включаю заместителей директора по воспитательной работе, завучей школы.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех участников взаимодействия, в случае необходимости принимаем решение :

- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;

- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;

- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятии решения;

- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;

- направлении писем в Социальную защиту населения, в Отдел по делам молодежи, в органы опеки и попечительства, Управление образования.

Успех, удачи, победы, радости и огорчения, безысходность, надежды социального педагога в решении проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависят от директора школы, от боевитости группы поддержки: заместителей директора, педагогического коллектива. В этом направлении мы работаем как единое целое.

В семьи зависимости от обстоятельств, вместе со мной идут классные руководители или заместитель директора. Посещение семьи - дело сложное, исключающее поспешность. Не все родители одинаково реагируют на наше посещение. Одни относятся с уважением и пониманием, другие проявляют полное безразличие, у третьих - вообще негативное отношение к посещению, как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь.

В нашей работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка - значит помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Большие перемены в обществе, экономике привели к тому, что некоторые подростки, чтобы заработать, стали мойщиками и заправщиками машин, сдают металлолом. И это делают дети не только из неблагополучных семей, но и семей со средним достатком. Из их жизни ушла романтическая целеустремленность к высоким идеалам и значимым целям. И родители не видят в этом ничего особенного.

По социальному статусу у нас преобладают рабочие семьи. Среди родителей присутствует сквернословие, бездуховность, низкая культура. Заметны различия в материальном положении. Многие заняты только зарабатыванием денег и материальным обеспечением своих детей, а потом удивляются: «Я никогда не думала, что у меня будет такая дочь или сын. Принимайте к нему меры, я не знаю что с ним делать».

Я стараюсь принимать подростка как данность, независимо от того, что он говорит, какие поступки совершал. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его поступку и действиям. И в тоже время стараюсь установить верную дистанцию, не ищу приятельства, не демонстрирую свое превосходство. Стараюсь давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации. По многим вопросам консультируюсь у психолога.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА(Слайд №15)

МОДЕЛЬ «КОНСУЛЬТАНТ»

Основные задачи

1,Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.
3. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы.
4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»

Основные задачи

1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников).
2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса.
3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

МОДЕЛЬ «КУРАТОР»

Основные задачи

1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

3 этап - малый педсовет(Слайд №16)
(совет по профилактике)

На заседании малого педсовета классный руководитель предоставляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлеченных специалистов, подводятся промежуточные итоги с семьей и учащимися, то есть идет обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения до передачи материалов в КДН и ЗП, ПДН ОВД.

4 этап - Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Слайд №17)

На основании собранной и полученной информации из школы инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются на КДН и ЗП. Амплитуда решений, принятых на КДН и ЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановлений о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушений за правонарушения, предусмотренных УК РФ.

5 этап -Рассмотрение материалов в судебных инстанциях. . Слайд №18)

Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашей школе вся работа проводится всеми специалистами школы (командой) и в данном направлении тоже, что даёт положительные результаты в системе контроля пропусков и успеваемости учащихся. А это является профилактикой асоциального поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Мы всегда владеем информацией, где находятся наши дети, чем они занимаются и какие у них проблемы и планы.

В завершении своего выступления хочу зачитать четверостишие:

«Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет, не рождаются трудные дети,

Просто им вовремя не помогли»

И я полностью поддерживаю это изречение и считаю, что вся наша работа должна быть направлена на своевременное выявление проблем и оказание социально- педагогической помощи детям и их родителям.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



© 2010-2022