- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Консультация для воспитателей на темуИспользование художественной природоведческой литературы
Консультация для воспитателей на темуИспользование художественной природоведческой литературы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ворсина Е.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация для воспитателей.
Использование художественной природоведческой литературы.
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателям обогащать их знаниями, учит глубоко всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Многие книги для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержа оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.
Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художника. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно. Прежде всего, нужно использовать литературу рекомендованную дошкольникам. Мне хотелось бы вам порекомендовать книги следующих писателей: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Берестова, К. Паустовского, М. Пришвина, К. Ушинского и др. Ведь каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю или слушателю беречь и защищать, изучать природу.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Для детей младших групп перед началом чтения надо приготовить необходимый иллюстрационный наглядный материал: картины, игрушки. Надо выбирать им небольшие произведения и обязательно рекомендую неоднократное повторение чтения художественного произведения.
Для более старших детей природоведческая литература используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением можно обратиться к опыту детей, настраивая их на восприятие книги. Чтение может предшествовать наблюдению. Важно вызвать у детей ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, поле, луг. Таких произведений много у Бианки, Сладкова.
Чтение книг может сопровождать наблюдение в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Небольшое художественное произведение надо читать несколько раз подряд. Большое - в начале целиком, а затем лишь узловатые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения. После чтения книги хорошо провести беседу. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о том, что прочитали.