- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Cтатья «Домашние задания: преимущества и недостатки»
Cтатья «Домашние задания: преимущества и недостатки»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вовк Л.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Домашние задания: преимущества и недостатки
Задавая домашние задания, учителя
мусорят в учеников, а попадают в родителей!
Жорж Сименон, французский писатель
В средние века в бенедиктинських монастырях ученые монахи стали задавать своим ученикам домашние задания, чтобы заполнить все свободное время своих воспитанников. Так, ученики самостоятельно изучали латынь, философские произведения и, конечно, церковную литературу. С тех пор вопрос: быть или не быть домашним заданиям - не давал покоя не одному поколению педагогов, но после бурных споров и тихих экспериментов вывод был один: домашнему заданию быть!
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, которая выполняется без контроля учителя. Основными аргументами, которые приводятся учителями в пользу домашних заданий, являются:
-
систематизация изученного материала;
-
углубление знаний по определенной теме;
-
повторения изученного материала;
способ более продуктивной подготовки учащихся различных способностей, при условии индивидуального подхода к каждому ученику; -
несовершенство учебников, когда учащимся предлагается самостоятельно проработать тему в библиотеке;
-
малое количество учебных часов по предмету, откуда возникает необходимость в домашних заданиях, как в способе дополнительного самообразования.
В свою очередь домашние работы несут за собой и негативные последствия. Например, перегрузки учащихся (имеют, увы, место случаи, когда учитель задает большой объем домашних работ с целью наказания коллектива учащихся за нарушение поведения или невыполнение предварительной домашней работы), задания упражнений повышенной сложности, которые, в свою очередь, будут способны выполнить учащиеся средних способностей, и, наконец, сам факт: домашние работы отнимают свободное время, которое ребенок стремится заполнить другими делами - посещением секций, кружков, играми со сверстниками и тому подобное. Часто ученики имеют довольно неудачное расписание учебных занятий, например, им нужно подготовиться к пяти письменным урокам одновременно, или же к трем-четырем устным. Такое расписание автоматически несет за собой очень большую подготовку ребенка к учебным занятиям. Нельзя не учитывать тот факт, что часто домашние работы приносят большие хлопоты и родителям учеников. Достаточно принять во внимание факт, что учащиеся начальных классов на 90% не способны самостоятельно выполнять домашние задания, поэтому родители вынуждены помогать своим детям, за этим опять стоят негативные последствия:
-
несостоятельность взрослых распределить задания по сложности, а также на первоочередные;
-
психологическая атака на ребенка в случае, если он «чего-то не понимает или не слушал на уроке»;
-
непрерывное сидение за уроками несколько часов подряд, как правило, вечером, когда родители более-менее свободны;
-
желание «сделать уроки побыстрее», не систематизируя материал;
-
несостоятельность взрослых создать нормальный распорядок дня для ребенка.
Перед учителем сегодня лежит непростая задача: сделать домашние задания дифференцированными. Это поможет эффективно обогатить опыт учащихся, их умения и навыки, восполнить пробел в знаниях отдельных учащихся, использовать так называемый олимпийский резерв. Это одна из самых сложных проблем современной педагогики. Организация процесса дифференциации может быть разнообразной, состоять из различных уровней, например:
-
Обязательный минимум: домашнее задание - минимум, которое может сделать любой ребенок, не прилагая особых усилий. Опять-таки, в случае, если урок прошел удачно, много чего было сделано и усвоено, стоит ли нагружать ребенка еще и дома?
2. Тренировочный. Ученикам предлагается различный вариант задач - от простых до повышенной сложности. Цель - выявить уровень подготовки отдельных учащихся по определенной теме. Такие домашние работы обязательно должны проверяться учителем и немедленно оцениваться. С помощью таких заданий можно создавать ситуацию успеха для отдельных учащихся, например, ученик 6-А класса … - ученик средних способностей, который очень тщательно и старательно выполняет домашние задания. Его домашняя работа - личностное высокий результат, успех в учебе.
3. Творческий. Как правило, эти задания выполняются добровольно и высоко оцениваются. Здесь целесообразно использовать «олимпийский резерв». Ребенка необходимо психологически подготовить, отметить, что только он сможет это сделать. Например, при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», ученику предлагается определить в произведении черты романтизма, можно предложить ребенку самостоятельно составить синквейны, клоуз-тесты, карточки, кроссворды, викторины и тому подобное.
Стоит присмотреться и к нестандартным формам подачи домашнего задания: домашнее задание-подарок (при работе над сочинением-описанием животного подарить картинку-календарик каждому ученику), лотерея (пусть ученики «купят» себе задачу за определенную цену), задание-бонус (ребенок накопил за ряд уроков «плюсы», поэтому в случае правильного выполнения работы получит две высоких оценки), домашнее задание в парах, группах и тому подобное.
И наконец хочется отметить, что путь поиска конца не имеет, и только не умеет тот учитель, который не пробует что-то изменить на уроке.