Cтатья «Домашние задания: преимущества и недостатки»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Домашние задания: преимущества и недостатки

Задавая домашние задания, учителя

мусорят в учеников, а попадают в родителей!
Жорж Сименон, французский писатель

В средние века в бенедиктинських монастырях ученые монахи стали задавать своим ученикам домашние задания, чтобы заполнить все свободное время своих воспитанников. Так, ученики самостоятельно изучали латынь, философские произведения и, конечно, церковную литературу. С тех пор вопрос: быть или не быть домашним заданиям - не давал покоя не одному поколению педагогов, но после бурных споров и тихих экспериментов вывод был один: домашнему заданию быть!

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, которая выполняется без контроля учителя. Основными аргументами, которые приводятся учителями в пользу домашних заданий, являются:

  • систематизация изученного материала;

  • углубление знаний по определенной теме;

  • повторения изученного материала;
    способ более продуктивной подготовки учащихся различных способностей, при условии индивидуального подхода к каждому ученику;

  • несовершенство учебников, когда учащимся предлагается самостоятельно проработать тему в библиотеке;

  • малое количество учебных часов по предмету, откуда возникает необходимость в домашних заданиях, как в способе дополнительного самообразования.

В свою очередь домашние работы несут за собой и негативные последствия. Например, перегрузки учащихся (имеют, увы, место случаи, когда учитель задает большой объем домашних работ с целью наказания коллектива учащихся за нарушение поведения или невыполнение предварительной домашней работы), задания упражнений повышенной сложности, которые, в свою очередь, будут способны выполнить учащиеся средних способностей, и, наконец, сам факт: домашние работы отнимают свободное время, которое ребенок стремится заполнить другими делами - посещением секций, кружков, играми со сверстниками и тому подобное. Часто ученики имеют довольно неудачное расписание учебных занятий, например, им нужно подготовиться к пяти письменным урокам одновременно, или же к трем-четырем устным. Такое расписание автоматически несет за собой очень большую подготовку ребенка к учебным занятиям. Нельзя не учитывать тот факт, что часто домашние работы приносят большие хлопоты и родителям учеников. Достаточно принять во внимание факт, что учащиеся начальных классов на 90% не способны самостоятельно выполнять домашние задания, поэтому родители вынуждены помогать своим детям, за этим опять стоят негативные последствия:

  • несостоятельность взрослых распределить задания по сложности, а также на первоочередные;

  • психологическая атака на ребенка в случае, если он «чего-то не понимает или не слушал на уроке»;

  • непрерывное сидение за уроками несколько часов подряд, как правило, вечером, когда родители более-менее свободны;

  • желание «сделать уроки побыстрее», не систематизируя материал;

  • несостоятельность взрослых создать нормальный распорядок дня для ребенка.

Перед учителем сегодня лежит непростая задача: сделать домашние задания дифференцированными. Это поможет эффективно обогатить опыт учащихся, их умения и навыки, восполнить пробел в знаниях отдельных учащихся, использовать так называемый олимпийский резерв. Это одна из самых сложных проблем современной педагогики. Организация процесса дифференциации может быть разнообразной, состоять из различных уровней, например:

  1. Обязательный минимум: домашнее задание - минимум, которое может сделать любой ребенок, не прилагая особых усилий. Опять-таки, в случае, если урок прошел удачно, много чего было сделано и усвоено, стоит ли нагружать ребенка еще и дома?


2. Тренировочный. Ученикам предлагается различный вариант задач - от простых до повышенной сложности. Цель - выявить уровень подготовки отдельных учащихся по определенной теме. Такие домашние работы обязательно должны проверяться учителем и немедленно оцениваться. С помощью таких заданий можно создавать ситуацию успеха для отдельных учащихся, например, ученик 6-А класса … - ученик средних способностей, который очень тщательно и старательно выполняет домашние задания. Его домашняя работа - личностное высокий результат, успех в учебе.


3. Творческий. Как правило, эти задания выполняются добровольно и высоко оцениваются. Здесь целесообразно использовать «олимпийский резерв». Ребенка необходимо психологически подготовить, отметить, что только он сможет это сделать. Например, при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», ученику предлагается определить в произведении черты романтизма, можно предложить ребенку самостоятельно составить синквейны, клоуз-тесты, карточки, кроссворды, викторины и тому подобное.

Стоит присмотреться и к нестандартным формам подачи домашнего задания: домашнее задание-подарок (при работе над сочинением-описанием животного подарить картинку-календарик каждому ученику), лотерея (пусть ученики «купят» себе задачу за определенную цену), задание-бонус (ребенок накопил за ряд уроков «плюсы», поэтому в случае правильного выполнения работы получит две высоких оценки), домашнее задание в парах, группах и тому подобное.

И наконец хочется отметить, что путь поиска конца не имеет, и только не умеет тот учитель, который не пробует что-то изменить на уроке.



© 2010-2022