Классный час: «Формула здоровья»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час : «Формула здоровья»

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

1. Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

2.Убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни;

3.Объяснить роль здоровья в жизни человека ;

4.Выяснить факторы здоровья;

5.Развивать устную речь, память, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; карточки с надписью факторов, влияющих на здоровье; рисунки с изображением различных видов спорта; карточки « Викторина по ЗОЖ», «Режим дня»; памятки «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Каждый день мы произносим это, встречаясь с учителями, одноклассниками, знакомыми. А задумывались ли вы, что оно означает?

-Когда мы произносим «здравствуйте», то искренне желаем тем, с кем

встречаемся, добра и радости, мы желаем друг другу здоровья, так как слово «здравие» означает здоровье.

- А почему мы желаем ежедневно друг другу именно здоровья? (здоровье - самая главная ценность для человека.) /слайд 1/

  1. Основная часть

-Долгое время считалось, что здоровье - это отсутствие болезни. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: у пьяного человека ничего не болит, но можно ли его считать здоровым?

- Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия ,т.е. человек должен быть здоров и душой, и телом. /слайд 2/

- Сегодня мы с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

- Чтобы вывести формулу здоровья, необходимо выделить факторы, влияющие на здоровье? Что же такое фактор?

(Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении) /слайд3/

- А вы хорошо разбираетесь в факторах здоровья? Я предлагаю викторину, которая поможет выявить ваши знания о ЗОЖ. У вас на столах лежат листочки. На них вы будете давать ответы на викторину. /слайд 4-5/

ВИКТОРИНА:

1.Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 человек? (да)

4. Верно ли, что бананы поднимают настроение? (да)

5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (да)

6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

7. Отказаться от курения легко? (нет)

8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)

9. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (нет)

10. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

- Теперь проверим ответы. /слайд 6-8/

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.

- Поднимите руку, кто никогда не болел. Кто обычно болеет один раз в год? Кто чаще, чем один раз в год? Мы привыкли, что человеку свойственно болеть, а ведь это не так. Давайте сменим установку и запомним, что человеку свойственно быть здоровым! Сегодня ученые утверждают, что здоровье человека на 50% зависит от наследственности, работы медиков, окружающей среды. Остальные 50 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от образа жизни. На какие две группы можно разделить привычки - факторы ? (полезные и вредные). Предлагаю начать выводить формулу здоровья (на доске ватман «Факторы, положительно (отрицательно) влияющие на здоровье ») /слайд 9/

- Во всех цивилизованных странах люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся сохранить его, начиная с юных лет. Учёные доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Сегодня поговорим о том, как можно этого добиться.

I. ЗАКАЛИВАНИЕ

- Одним из уникальных способов является закаливание. Японцы начинают закаливаться с 4-х лет, потому что большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. А как надо начинать закаливание?( Нужно закаливаться постепенно, начиная с секунд и заканчивая минутами.)

Процедуры закаливания можно осуществлять :

- при условии полного здоровья

- с учётом возрастных и индивидуальных особенностей организма

-сознательное и заинтересованное отношение к процессу закаливания

- постепенность закаливания

- систематичность закаливания

- разнообразие средств закаливания.

-Какие виды закаливания вы знаете? (обтирание, обливание, солевые дорожки, умывание, русская баня, закаливание паром, воздухом, закаливание солнцем, купание в открытых водоёмах, хождение босиком) /слайд 10/

Выступления учащихся:

1)Обтирание - лечебно профилактическая процедура, состоящая в быстром растирании тела (по частям) куском грубой ткани или резиновой губкой, смоченной в воде (для обтирания используют воду постепенно понижающейся температуры с 32-30 до 20-18 °С и ниже ) . Обтирания не должны продолжаться более 1-2 мин.

В результате обтирания ощущаются теплота в теле, свежесть, бодрость, прилив сил. Обтирание применяют для закаливания организма, повышения его устойчивости к простудным заболеваниям и при упадке сил после заболеваний, переутомлении, неврастении. /слайд 11/

2)Хорошим методом закаливания является обливание холодной водой. Для этого берут 2 - 3 ведра холодной воды желаемой температуры и выливают на всё тело. Основную роль при обливании играет температурное раздражение кожи, оказывается тонизирующее действие. После обливания тело необходимо обтереть сухим полотенцем. /слайд 12/

3)Воздушные ванны доступны каждому человеку в любое время года. Воздух действует на наше тело, кожу, приводит к ряду изменений в клетках тканей, укрепляет нервную систему. Воздушные ванны лучше всего применять на открытом воздухе, их полезно сочетать с различными физическими упражнениями - ходьбой, бегом, гимнастикой. /слайд 13/

4)Солнечные ванны следует принимать разумно, иначе вместо пользы они могут вызвать ожоги кожи, перегрев организма, солнечный удар, перевозбуждение нервной системы. Прием солнечных ванн целесообразно сочетать с водными процедурами. После приёма рекомендуется 10 - 15 минут побыть в тени, а затем принять душ или искупаться. /слайд 14/

5)Наиболее эффективным средством закаливания является купание в открытых водоёмах. Во время купания на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. Прежде чем купаться, обязательно обращайте внимание на правила безопасного поведения при купании. Купаться рекомендуется не раньше, чем через 1 - 1,5 часа после еды. /слайд 15/

6)Ходьба босиком - это сильнейшее профилактическое и целительное средство. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Весьма полезно ходить босиком по мокрой траве, по рыхлому песку и мокрым камням. Хождение по воде облегчает дыхание, снимает головные боли, улучшает сон. Прогулка по свежему снегу также полезна, на первых порах должна быть не более 2 - 4 минут. Ходить рекомендуется по только что выпавшему снегу, т. е. он должен быть мягким и рассыпающимся, а не слежавшимся и комковатым. Наши предки были людьми здоровыми и крепкими, и все благодаря своей бедности, как ни парадоксально это звучит. Они ходили босиком, в результате чего закалялись и сохраняли отличное здоровье. Уже тогда было известно, что хождение босиком - прекрасная закаливающая процедура. Большими поклонниками босых прогулок по росистой траве были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. П. Павлов. /слайд 16/

- Как закаливание влияет на здоровье? (ответы учащихся)

-Этого вполне достаточно, чтобы слово «закаливание» появилось среди факторов, …( каких?) положительно влияющих на здоровье человека.

II. АЛКОГОЛЬ

-Здоровье - не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействуют общество в целом, семья, друзья, знакомые. Это происходит на протяжении всей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но, к сожалению, влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.

-Слово «алкоголь», как ни прискорбно, известно каждому взрослому, подростку и даже ребёнку. Алкоголь человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к нему прибегают очень молодые люди, которые порой ещё и не осознают, какой вред может принести это их здоровью.

-Как алкоголь влияет на здоровье? (Подавляет психику. Создает множество проблем. Делает зависимым. Разрушает организм. Лишает семьи. Проблемы с законом. Ранняя смерть.) /слайд 17/

-Высмеивая пьяниц, народ сложил немало пословиц. («У пьяного ум слепой», «Вино полюбил - семью погубил» ). /слайд 18/

-В какую колонку вывесим слово «алкоголь»? (В колонку факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека).

III. РЕЖИМ ДНЯ

-Одно из условий сохранения и укрепления здоровья -неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна, питания - одним словом правильный режим дня. /слайд 19/

Выступление учащегося: Режим - слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге - и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояния в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

- А знаете ли вы, что самое полезное время для сна - с 21 до 3, то есть 6 часов. Это время, когда активность солнца минимальная, ум расслаблен и неактивен, и тело может полноценно отдыхать. С 22 до 2 обязательно нужно поспать, так как сон в этот период времени невозможно заменить отдыхом в любое другое время, особенно дневное.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

«Установите последовательность действий школьника в течение дня»

(на карточках) (Чистим зубы. Уборка. В школе. Обед. Кружки, секции. Учим уроки. Прогулка. Ужин. Сон. Отдых. ) /слайд 20/ Что пропущено?

-В какую колонку вывесим «режим дня»? (В колонку факторов, положительно влияющих на здоровье человека).

IV. АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - СПОРТ /слайд 21/

-А теперь похлопаем в ладоши. Громче, громче, громче!!! Почему у вас

улучшилось настроение? ( Ответы: весело, задорно, массаж ладоней и так далее.)

-Да, ребята, на ладонях у нас огромное количество точек, которые "массажируют" через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение. Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

-Ребята, а теперь я предлагаю вам встать, подровнять носочки. Повторяем за мной (выполняют 3- 4 упражнения ).

-Игра « Ромашка» / (изобразить виды спорта: волейбол, футбол, стрельба из лука, дартс, биатлон, шашки, лыжные гонки, плавание, боулинг )

-Как можно назвать то, что мы с вами делаем? (физкультминутка, разминка,

зарядка). Одним словом, мы занимаемся активным образом жизни, спортом. Он способствует укреплению здоровья? / слайд 22/

-В какую колонку вывесим «активный образ жизни, спорт»? (В колонку факторов, положительно влияющих на здоровье человека).

V. ТАБАКОКУРЕНИЕ

-Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днём без табака, была поставлена задача добиться, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. Получилось ли?

- Что же происходит при курении? Какое влияние на здоровье человека оказывает курение? Какие болезни связаны с табакокурением? /слайд 23/

- Как вы думаете, почему же люди начинают курить?

-Сейчас предлагаю вам посмотреть сценку «Что такое хорошо и что такое плохо?» /слайд 24/ ( Выступление учащихся)

-В какую колонку вывесим слово «курение»? / слайд 25 / (В колонку факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека).

VI. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

-Мы ещё ничего не говорили о питании, а ведь как известно, порой от питания зависит вся наша жизнь. Давайте рассмотрим принципы рационального питания.

Принципы рационального питания: /слайд 26/

  • Строгое соблюдение режима и ритма приема пищи.

  • Отучаться насыщаться пищей до предела.

  • Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и почувствовать вкус.

  • Употреблять в пищу сырые растительные продукты.

Известно, что молодому, растущему организму требуется 30 видов разнообразных продуктов: молочные, рыбные, мясные, овощные, фруктовые./слайд 27 /

-Вам необходимо расшифровать высказывание древних мудрецов./слайд 28/





19

12

1

8

10

,

25

20

16

20

30

6

26

29

,






10

33

19

12

1

8

21

12

20

16

20

30

6

19

20

29

Ключ:

1

6

8

10

12

16

19

21

20

25

26

29

30

33

А

Е

Ж

И

К

О

С

У

Т

Ч

Ш

Ь

Ы

Я

-Объясните значение этого выражения.

-В какую колонку вывесим «рациональное питание»? Почему? /слайд 29/

-Правильное питание-основа здорового образа жизни. Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное -повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности .

VII. НАРКОТИКИ

-Нравится ли это кому или нет, но факт остаётся фактом: наркотики прочно вошли в наш быт, они на каждом шагу встречаются в нашей жизни. И не только в России, но и во всём мире. Чтобы с нами не случилась беда, нужно знать: люди должны быть готовы противостоять опасности, тем более что она рядом. Наркомания - это хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков; это зависимость от каких-либо веществ (наркотиков), либо процессов (недаром в последнее время набирает силу "компьютерная" наркомания), причем зависимость, которую человек не в состоянии контролировать. Наркомания - это болезнь людей, не сумевших сказать «нет». /слайд 30/

-Какой вред организму приносит употребление наркотиков?

- В какую колонку вывесим фактор «наркомания»?

  1. Итог занятия

-Вот мы с вами и разобрали основные факторы, положительно и отрицательно влияющие на наш организм. Отметили плюсы и минусы. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу «Формула здоровья - это …» ? /слайд 31/

-«Ваше здоровье - в ваших руках». /слайд 32 / Почему так говорят?

- Давайте никогда не будем забывать, что здоровье нашей страны зависит от нас с вами, от каждого из нас. Выберите правильный путь, ведь в мире так много радости, так много вкуса, так много цвета, так много интересного! /слайд 33-36/

Вы дома ещё раз подумайте, от каких вредных привычек вам надо избавиться, что приобрести, закрепить для достижения главной цели жизни - быть здоровым, красивым, стройным, внешне привлекательным.

- Завершая сегодняшнее занятие, я хочу вам раздать памятки «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».

Для снятия эмоционального напряжения и расслабления выполним следующее упражнение. Расслабьте мышцы. А для этого мысленно произнести следующие фразы:
- «Мышцы лица расслаблены».
- «Брови свободно разведены».
- «Лоб разглажен».
- «Расслаблены мышцы челюстей».
- «Расслаблены мышцы рта».
- «Расслаблен язык, расслаблены крылья носа».
- «Всё лицо спокойно и расслаблено».

- Ребята, мы с вами непроизвольно вызвали улыбку. Ведь улыбка - один из рецептов здоровья. А теперь закройте глаза, вспомните что-либо приятное, помечтайте и скажите мысленно себе: «Я отдохнул, я спокоен». Откройте глаза, встаньте, улыбнитесь!

Будьте здоровы! /слайд 37/



































9


© 2010-2022