• Преподавателю
  • Украинский язык
  • Мастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся

Мастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся

Раздел Украинский язык
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяМастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяМастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяМастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяМастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяМастер-класс из опыта работыСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихсяСистема инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы как компонент реализации системно- деятельностного подхода в обучении учащихся

Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение и свое будущее.

Обществу нужны нравственные, образованные,активные, предприимчивые люди, имеющие свой взгляд на мир, которые могут:

• эффективно планировать, осуществлять и анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью; умением построить коммуникативные связи в любой ситуации общения; умением донести мысль собеседнику, отстоять свое мнение адекватными для ситуации общения коммуникативными способами и приемами;

• быть способными к сотрудничеству; толерантности, творчеству;

• обладать чувством ответственности за свою судьбу, судьбу своих родных, а также судьбу страны, ее социально-экономическое процветание; с чувством ответственности за существование всего живого, экологически чистой территории «малой родины», всей нашей планеты.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования и к школьному уроку как основной форме организации учебного процесса.

В условиях внедрения федерального государственного стандарта второго поколения, в основу которого положен системно-деятельностный подход, особую актуальность приобретает использование инновационных технологий. Они способствуют целостному развитию личности ученика за счет активной самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности.

Исходя из этого,на уроках применяю следующие технологии, лежащие в основе инновационного обучения:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • развитие критического мышления;

  • технология "Метод проектов";

  • дифференцированный подход к обучению;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • личностно-ориентированное обучение.

Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-сказка, урок-выпуск газетного номера, урок-семинар, урок-диспут, урок-защита творческой работы, проекта, презентации, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок- квн, урок-молитва, урок-литературная гостиная, урок-письмо, урок- викторина, урок- заочная экскурсия.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все эти виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.

Предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, сенкены, акростихи, опорная схема-пиктограмма, интервью, кроссворд, инсценированные диалоги, письмо литературному персонажу, карта-загадка с цитатами о литературном герое, памятник литературному герою, символический рисунок-впечатление от произведения, символический портрет настроения, героя, ситуации в музыке, цвете, символе.

Современный урок украинского и русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • самопроверка,взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Коротко говоря: хорошо организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание .Система В.А. Киричука,по которой много лет работала наша школа,в свою очередь, называет эти этапы так:

1.Духовно- эстетический

2.Установительно- мотивационний

3.Содержательно - поисковый

4.Адаптационно- преобразующий

5.Оценочно- смысловой

6.Системно- обобщающий

7.Контрольно- рефлексивный

8.Духовно- эстетический. Итоговый.

Освоенная учителями нашей школы за годы эксперимента схема урока (по системе В.А.Киричука) соответствует требованиям к структуре современного урока (сценарию) , что прописаны во ФГОС и, как мне представляется, вполне может применяться как базовая.

• Урок языка и литературы должен быть эмоциональным, позитивно насыщенным, отличаться «лица не общим выраженьем», быть добрым и давать в системе деятельностные, практические умения в построении любого вида устной или письменной коммуникации в любой ситуации общения.

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродуктивных заданий и максимум творчества и сотворчества.

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором берутся во внимание такие аспекты, как профиль класса, индивидуальные стремления учащихся, эмоциональный настрой детей; при выполнении индивидуальных и творческих заданий в паре, группе - скурпулезный учет психологической ситуации в классе. Психологическая карта класса, которую делают психологи СШ №5 на каждый классный коллектив, и психолого-педагогическое сопровождение учебной и внеурочной деятельности каждого класса существенно облегчает эту задачу;

В качестве примера использования инновационных технологий приведу часто задействованные типы заданий на уроках языка и литературы, во внеклассной работе по предмету:

1. Работа с орфограммами.

Был осуществлен интересный опыт составления индивидуальной (у каждого ученика) книжки-малютки,выполненной в виде опорных схем (Фонетика,Орфографія,Пунктуація,Лексикологія) с оформлением самим ребенком в произвольной форме (смайлики, рисунки, схемы, опорные термины темы в пиктографическом символическом изложении (5-7 класс)).

3.Груповое дифференцированное задание.

При повторении темы « Лексикология.Фразеология».(10класс) использую лингвистические разминки с заданиями подобного типа:

1 группа. Отыщи и соедини фразеологізм(Зарубати на носі ,дим коромислом

довести до сказу ) и его значение .

*** Походження. Коли метал нагрівають при куванні, він в залежності від температури світиться по-різному: спочатку червоним світлом, потім жовтим і, нарешті, сліпучо білим. При більш високій температурі метал розплавиться і закипить. Вираз з мови ковалів.

*** Походження. У старій Русі хати часто топили по-чорному: дим йшов не через пічну трубу, а через спеціальне віконце або двері. І за формою диму передбачали погоду. Йде дим стовпом - буде ясно, волоком - до туману, дощу, коромислом - до вітру, негоди, а то й бурі.

***Походження. Слово «ніс» тут зовсім не означає орган нюху. Як це не дивно, воно означає «пам'ятна дощечка», «бирка для записів». У давнину неграмотні люди всюди носили з собою такі палички і дощечки і на них робили всілякі замітки, зарубки. Ці бирки і звалися носами.

2 группа. Придумай предложение с фразеологизмом, замени его на предложенное в словарике значение, проведи лингвистическое исследование: что изменилось в предложении, почему, докажи!

Всипати по перше число Значення. Суворо покарати, вилаяти кого-небудь.Походження. Вже що-що, а це-вираз вам знайомий... І звідки воно тільки звалилося на вашу нещасну голову! Не повірите, але... зі старої школи, де учнів пороли щотижня, незалежно від того, правий чи винуватий. І якщо наставник перестарається, то такої прочуханки вистачало надовго, аж до першого числа наступного місяця.

Ось де собака зарита!Значення. Ось у чому справа, саме в цьому справжня причина.Походження. Існує розповідь: австрійський вояк Сигізмунд Альтенштейг всі походи і битви провів разом зі своєю улюбленою собакою. Одного разу, під час подорожі по Нідерландам, собака навіть врятувала від загибелі свого господаря. Благородний воїн урочисто поховав свого чотириногого друга і на його могилі поставив пам'ятник, який простояв більш двох століть - до початку XIX століття. Пізніше собачий пам'ятник міг бути розшуканий туристами лише при допомозі місцевих жителів.

Волосся дибки

Значення. Так кажуть, коли людина дуже злякалася.

Походження. «Стояти дибки» - це стояти струнко, на кінчиках пальців. Тобто, коли людина лякається, у нього волосся ніби навшпиньки на голові стоять.

3 группа: Продолжи предложение:

ділити шкуру…………………………

дай Боже ноги, а чорт……………

дірка без………………………………..

де Макар телят…………………………….

за холодну воду………………………….

накивати…………………………………….

ні за цапову…………………………………..

передати куті……………………………………

пекти…………………………………………….

пошитися в……………………………………….

сісти в……………………………………………

сім п'ятниць на………………………………..

хоч трава не……………………………………..

хоч до рани……………………………………

яблуку ніде…………………………………………

4 группа. А можно ли разговаривать исключительно фразеологизмами, причем так, чтоб тебя поняли правильно, недвусмысленно и быстро(проблемный вопрос)?Расшифруй !

Коли ти в житті не брався ні за холодну воду, у тебе сім п'ятниць на тижні, нема жодної клепки в голові,а в мозку і маку не сіялося, то ти міцно сидиш у калюжі, хоч і печеш тих нещасних раків, а копирсаєшся ти там,у мокренькому,в болоті тому з жабами зеленими, бо тобі все по барабану і живеш ти так, хоч по тобі трава не рости!То ясно, що люди сприймають тебе як дірку від бублика, бо ти з такою вдачею завжди пошиєшся в дурні, пропадеш ні за цапову душу,бо всі будуть тебе ,який так любить бити байдики, водити за носа,на якому стільки хитромудрих крутіїв захочуть зарубати:людей- яблуку ніде впасти, а мудрих- днем з вогнем не знайдеш! (Третинко Л.М.)

3. Литература. Различные виды анализа текста. Наряду с общепринятым постоянно использую такой:

Ассоциативный- цветовая, звуковая и т.д.- характеристика персонажа. Характеристика настроения произведения, литературного героя в ассоциации с цветком, букетом, вышивкой, пейзажем, геометрической фигурой, птицей, животным, насекомым, танцем, музыкальным произведением, музыкальным инструментом, звуками природы, города, литературным персонажем из др. произведения, стихотворением др. авторов, присказкой, пословицей, цитатой, афоризмом (старшие классы), деталью одежды, предметом и т.д. (в зависимости от возраста учеников, произведения и характера задания: индивидуальная, парная, групповая работа; задание в классе или домашнее задание).

4. Создание нарисованной сказки по данному началу « Приключения Васьки и Двойки в пятой школе»(5класс) Создание рисованого мультфильма («Фарбований Лис» І.Я.Франко);

5.Музей литературного героя (Іван та Марічка М.Коцюбинський «Тіні забутих предків»)

-виртуальный музей произведения( «Лісова пісня» Леся Українка, І.Я.Франко «Захар Беркут);

6. Проектная деятельность в курсе изучения литературы - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся. «Кинофабрика. Выпуск фильма.Тема: Леся Українка «Лісова пісня» (долгосрочный коллективный творческий проект с такими заданиями :

Ты-режиссер и сценарист!На роль определенного литературного персонажа подбери актера, опиши его портрет, диктуемый ролью, выстрой сцену пьесы; отрывок прозы переделай в сценический диалог и инсценируй с однокласниками.

Ты композитор!Подбери мелодики,песни под определенные сцены произведения, вербально опиши характер подобранной музыки, обоснуй свой выбор, демонстрируя знание текста.

Ты- художник по костюмам!Опиши костюмы, которые подошли бы персонажам произведения; обозна надписую жизненное кредо героев ( что демонстрирует окружению -на груди, а что на самом деле чувствует и делает герой- на спине).

Ты-декоратор фильма:

сделай анализ интерьера, деталей костюмов в характеристике героя и т.д.

7.Групповой долгосрочный проект семиклассников сроком на 1 год (украинская литература- краеведение-народознавство-изобразительное искусство- обслуживающий труд- украинский язык) .

Результат: совместный альбом с фотоматериалами «Народная вышивка.Заочная экскурсия: Луганский краеведческий музей и Художественный музей, Переяслав-Хмельницкий: музейно-этнографический комплекс-заповедник под открытым небом.Музей вышивки» . Работы детей (тексты заочной экскурсии) по истории вышивки с 13 столетия по современный период, идейно-художественный анализ стихов об искусстве вышивки (программные, местных поэтов, самих детей, тексты песен по этой тематике ,цитаты, афоризмы, загадки, поговорки о вышивке, рисунки ,сообщения о цветовых особенностях вышивки Луганского края (работа детей с местной экспозицией в краеведческом музее и Художественном музее г. Луганска, впечатления о выставках местной вышивки и ее особенностях в форме эссе,отзыва).

9. Составление опорной схемы по цитатам, карты литературного произведения. Кластер (опорная схема в символах). Анализируя образ Маруси Кайдашихи из повести И.Нечуя-Левицкого, на уроке литературы в 10 классе создается такой кластер:

Портрет

Отношение к себе

Описание избы

Маруся Кайдашиха

Отношение к панам

Отношения с семьей

Отношение с невестками


1о. Творческие домашние задания

Презентация к уроку за темою «В. Королів-Старий. Казка «Хуха-Моховинка». Характеристика образу Хухи. Світлий, життєствердний погляд на світ. Аналіз зовнішності (портрета) казкових істот. Наскрізний гуманізм казок.»

Народна демонологія. Міфічні образи у фольклорі.

Домашнє завдання:. Створи невеличку казку про пригоди Хухи, міфічних лісових істот у місті із словесним портретом героїв, використовуючи матеріал презентації та Хмарки-запам'яталки.

Урок выложен на сайте школы, предлагаю ознакомиться с групповыми,индивидуальными ,парными заданиями ,представленными в нем , подробней на сайте школы.

12.Творческие (индив., групповые) задания как часть проектной деятельности в кружковой работе.

(поэтический кружок и ЮКАП при СШ № 5 «Апрель»(1995 -2008 г.))

Задание ( групповое) с использованием заготовленных учителем тропов и размера «Добавь строчку» ,выполняется в кругу,до 6 участников.

Гроздь ассоциаций к заданию:

Цвет настроения:

желтый,алый, оранжевый, зеленый, золотистый, сиреневый, темно- синий, песочно-желтый, серый жемчужный.

Запахи ароматических масел:лимон,кедр.

Словарик к заданию: грустный клен, листя желтые ивы, журавлиная стая, синие дожди, увядшая листва.

Музыкальный ряд -кельтская арфа и гитара Грег Джой «Черная гора», «Дикий горный тимьян», «Кукушка».

Результат:

Твое лицо так похоже на грустный клен.

Твои глаза - озера небесной воды.

Эти пряди волос - листья желтые ивы.

Из кольца хрупких рук - летит журавлиная стая.

Ты плетешь гобелены из синих тоскливых дождей.

Песнь твоя - дым костра на поляне с увядшей листвой…

13.Примеры авторских (индивидуальная форма работы) стихотворений участников студии «Апрель» в рамках долгосрочного проекта (книга с авторской детской графикой, стихами детей и серия концертов-выставок авторской песни со стихами участников поэтического кружка для родителей, учеников, учителей школы)

Дудина И.

Сиреневый лед.

Холодный, хрустальный

Охлаждает, разлучает.

Сердце замерзло.

Янморозень.

Андрианова А.

Кораблик весны.

Смелый, отважный.

Мчится вперед.

Вестник счастья -

Солнечный зайчик года.

***

Кобринская К.

Болтливый ослик.

Ушастый, смешной.

Бежит, болтает.

А дружить с ним не хочет

Даже храбрый кузнечик.

Глаза печальны…

***

Опрокину взгляд в закат!

Стрижи рассекут небо в лоскуты.

Портные весны.

15.Одностишия.Преподаватель предлагает развернуть метафору в одностишие с аудиальными,визуальными, образами-движениями,образами-символами. Форма работы-индивидуальная.

Белые ландыши…Застывшие капельки слез Богородицы-нежность. Дудина И.

Гнездо синиц в почтовом ящике…Весна. Солодовникова Т.

  • Грифель карандаша - несостоявшийся алмаз, почерневший от досады…

  • Твоё фото в три года - кто бы подумал, что из этого пухлого хомячка вырастет долговязый суслик?

  • Дорога - пробор на шевелюре планеты. Андрианова А.

Если провести мониторинг результатов применения инновационных технологий в кружковой работе, то достаточно показать стихи этих же детей спустя 2-3 года, именно стихи, а не школярские пробы; детей, которые не отбирались специально по способностям к литературному творчеству, а пришли из классов с разным профилем и ,отработав в кружке достаточно долгое время, ушли в жизнь со сформированным чувством прекрасного, интересом к литературе, умением проявлять свое творчество в разных формах, выстраивать коммуникацию, ушли с попыткой задуматься над достаточно взрослыми философскими вопросами: что будет с экологией родной земли, с планетой в целом, что такое милосердие, доброта, что такое человек во всех проявлениях. То есть задача формирования нравственных установок не только на уроках, но и во внешкольной деятельности путем использования инновационных методик развития творчества, фантазии, критичного мышления в обучении детей была выполнена.

Вавин Стас

Трава после нас,

Какая она?

Зеленая, словно звезда…

А мы для травы -

Бездумны, немы,

Живём в топкой глади пруда.

Трава после нас

Зелёной звездой

Пробьётся в строке неразменной…

Трава после нас -

Зелёным штрихом…

Времён неизбежная смена.

Трава после нас -

Какая она?

Трава после нас -

Зелёной звездой…

Трава после нас - останется жить,

Останется петь…

16.Українська література. Розвиток мовлення.

Написання усмішки (за поданим початком або самостійно- на вибір). 11 клас. (тл:іронія,сатира,сарказм, прийоми сатиричного у творі).

Котячі сни так смачно пахли ковбасою, смаженим коропом із домашньою сметанкою, що бідолаха-хазяїн прокидався аж тричі, бо свербіла в нього підступна підозра:"Яка ж падлюка зняла дорогуще кодування на схуднення й замок з холодильника, га???? Мабуть, сусідка-вражина приворот зробила, кааааапосна! Ох помщуся…"

Виростив дочку, спиляв дерево, глянув на 12-поверховий будинок… - і переїхав жити до бочки. Бо він був Діоген. Так і ходить пишний, гордий, із виразною філософською зморшкою на натхненному невмитому чолі невизнаного генія ,крокує з ліхтариком по гамірному ярмарку -все людину шукає…Ауууу!!!!Агоооов! Нема відповіді…Шо-шо?Гуманізм??Навіть в словниках нема такого слова …. Тю на вас, панове! А він упертий,все несе його ,все шукає…ото мрійник…

17. Тема:Реконструювання тексту вірша. Ідейно -художній аналіз тексту:аудіальні, візуальні, кінестетичні(рухові) образи,образи-пахощі,образи-символи в поезії 11 клас (Стилістика.Стилістичний аналіз поетичного твору.Тропи.Практика)

Трипiлля гуде яблуневим, - - -, бджолиним.

Отим домотканним, ---, зеленим, незлим.

Там вщерть - супокою, в якому прийдешнє прилине

Білявкою в джинсах. Аж через безмірність століть…

Що раптом в наметі - отім археологів храмі

Зригнеться від магії токів Часу і Землі,

Відчувши: була вона тут у дитяті, жоні, жриці, мамі.

І голос,і -- - земля упізнала її…

Потягнуться пучки до горщиків - - і збляклих,

Згадаються пахощі в рідній травневій імлі.

Мелодія сплине. А з нею і серце заклякне:

  • Я знаю. Співала. Жила. Духом чую її…

Словничок: і очі , і рухи, і усміх, і коси, і брови….свій варіант; правiчним,травневим,стокосим,прекрасним,сріблястим… свій варіант;

древніх,давніх,синіх,чорних,жовтих… свій варіант;

духмяним,рожевим,молочним,небесним,медовим… свій варіант.

Дом.задание: найти интернет-ресурс, вариант автора, сравнить со своїм,проанализировать изменившийся настрой и контекст стихотворения,обосновать свой выбор тропов :

stihi.ru/avtor/lntretinko.

ВЫВОД

Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач ФГОС. Просто надо помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если учитель не начнет с себя, своего самообразования, творчества. Этого всем нам и пожелаю!

Не пошкодуй душі та не нашкодь дитині.

Віршами і добром нехай рятує світ.

Все піде за водою, а те святе, єдине

Засіється зерном і дасть духовний плід.

А, може, буде так, що всохне те зернятко

На кам′яному дні геть черствої душі...

Не зупиняйся, йди, є Божеський порядок

Над хаосом життя, над хаосом ріллі.

Учителю! Тобі доручений прихисток,

Де пагінець людський, зійшовши, має жить!

Ти будні нелегкі насичуй мудрим хистом

Хай твій талант і дух людину освятить!


© 2010-2022