- Преподавателю
- Украинский язык
- Факультатив по русскому языку (7 класс)
Факультатив по русскому языку (7 класс)
Раздел | Украинский язык |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беленченко В.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 7 класса
« Законы русской орфографии»
Пояснительная записка
Настоящая программа к составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закона «Об образовании» в РФ;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089);
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312);
- Программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010;
- Основной образовательной программы основного общего образования ( по стандартам 2004г.) МОУ Первомайской ООШ. 2010-2015 г
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материала по русскому языку в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа факультативного курса «Законы русской орфографии» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.
Программа курса «Законы русской орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель факультативного курса:
-
повышение качества знаний по предмету,
-
активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
Для реализации цели следует решить следующие
задачи:
-
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
-
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
-
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:
-
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе, т.к. качество знаний учащихся требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
Ожидаемые результаты:
-
овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
-
умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
-
повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание программы факультативного курса
1.Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Причастие
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
4. Деепричастие
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Наречие
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на -о и -е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
6. Служебные части речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов, тем
Оборудование
Вводимые понятия
Кол-во
часов
Фонетика и орфоэпия
2
1.
Фонетика. Фонетический разбор.
карточки
Фонетика. Звуки.
1
2.
Нормы ударения и произношения
карточки
Ударение
1
Орфография. Повторение.
12
3.
Правописание безударных гласных
Дидактический материал
Безударные гласные
1
4.
Корни с чередованием
Тесты. Карточки
Корни с чередованием
1
5.
Правописание приставок
Дидактический материал
Приставки рас- раз-, пре- и при-
1
6.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Тесты. Карточки
Написание не с разными частями речи
1
7.
Не и ни в местоимениях
Карточки
Написание не и ни в местоимениях
1
8.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи
Тесты. Карточки
Написание гласных о и е после шипящих в разных частях речи
1
9.
Правописание суффиксов существительных
Карточки
Правописание суффиксов существительных
1
10.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Карточки. Тесты
Правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных
1
11.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Тесты. Дидактический материал
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
1
12.
Правописание числительных
Карточки
Правописание числительных
1
13.
Личные окончания глаголов
карточки
Личные окончания глаголов
1
14.
Наклонения глаголов
Тексты
Наклонения глаголов
1
Причастие 5ч
15.
Склонение причастий
Тексты
Склонение причастий
1
16.
Написание действительных причастий
Дидактический материал
Написание гласных в суффиксах действительных причастий
1
17.
Написание страдательных причастий
Дидактический материал
Написание гласных в суффиксах страдательных причастий
1
18.
Н и НН в суффиксах причастий
Тексты
Написание Н и НН в суффиксах причастий
1
19.
Не с причастиями
Карточки
Написание не с причастиями
1
Деепричастие 2ч
20.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Тексты
Деепричастный оборот
1
21.
Не с деепричастиями
Карточки
Написание не с деепричастиями
1
Наречие 9 ч
22.
Степени сравнения наречий
Карточки
Степени сравнения наречий
1
23.
Не с наречиями на -о и -е
Тесты.
Написание не с наречиями
1
24.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Тесты. Карточки
Написание е и и в приставках не- и ни-
1
25.
Н и НН в наречиях на -о и -е
Тесты. Карточки
Н и НН в наречиях
1
26.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Тесты. Карточки
Написание букв о и е после шипящих
1
27.
Буквы о и а на конце наречий
Тесты.
Написание букв о и а на конце наречий
1
28.
Дефис в наречиях
Тесты. Карточки
Дефис в наречиях
1
29.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Тесты.
Карточки
Написание приставок в наречиях
1
30.
Слова категории состояния
Тексты
Категория состояния
1
Служебные части речи 4ч
31.
Предлог
Тексты. Карточки
Производные и непроизводные предлоги
1
32.
Союз
Тексты
Сочинительные и подчинительные союзы
1
33.
Частица
Тексты
Разряды частиц
1
34.
Междометие
Тексты
Дефис в междометиях
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
-
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
-
условия, от которых зависит написание;
-
норму, действующую при данных условиях;
-
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
-
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-
правильно писать сложные слова;
-
правильно писать не с разными частями речи;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
-
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-
правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
-
отличать служебные части речи.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа
3. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М
4. Капинос В.И. и др. Русский язык. Синтаксис. Текст. 8-9кл.М. Дрофа.
5. Иссерс. Кузьмина. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Тесты. 8-9 кл. М. дрофа.
6. Капинос. Русский язык. «Фонетика. Грамматика. Текст.» Тесты. 5-7кл. М. дрофа.
7. Диктанты по русскому языку для 5-11 классов. Автор-составитель Р.П. Кадырко
8. Сенина Н.А. Русский язык тесты для промежуточного контроля. 7 класс. Ростов на Дону: Легион
9. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. М. ВАКО.