• Преподавателю
  • Украинский язык
  • Доклад на тему Формирование навыков устной и письменной речи как важной основы умственного воспитания и общей культуры личности на уроках общественно – гуманитарного цикла

Доклад на тему Формирование навыков устной и письменной речи как важной основы умственного воспитания и общей культуры личности на уроках общественно – гуманитарного цикла

Раздел Украинский язык
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Великошишовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

Шахтерского района

Донецкой Народной Республике












Формирование навыков устной и письменной речи

как важной основы умственного воспитания

и общей культуры личности

на уроках общественно - гуманитарного цикла



Подготовила

руководитель ЦМК

Дениченко Г.В.







2014-2015 учебный год

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности.

Олесь Гончар писав: «Мова - це не просто спосіб спілкування, а щось більш значуще. Мова - це всі глибинні пласти духовного життя народу, його історична пам'ять, найцінніше надбання віків. Мова-це ще й музика мелодика, фарби, буття, сучасна художня, інтелектуальна й мисленнєва діяльність народу».

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л.С. Выготский), т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание - это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей. Действительно, не так-то просто четко сформулировать даже такую, казалось бы, элементарную вещь, как цель речевого высказывания, т.е. то, что в практике научного исследования обычно называется «функцией речи».

Предметы общественно-гуманитарного цикла сегодня выполняют ряд важных образовательных функций. В частности , они есть объектом познания, осмыслением своей сути як социального феномена. Кроме того , русский и украинский языки - это способ общения (коммуникативная функция). Язык является не только формой выражения и передачи мысли, но и средством создания самой мысли (мыслеобразующая функция). Она предоставляет возможность раскрыть мир интеллекта, чувств и эмоций человека для окружающих, повлиять на них силой своих убеждений или чувств. Ребенок , овладевая языком, усваивает культуру. Языковая культура человека является показателем его общей культуры.

Презентация «Культура речи».




© 2010-2022