Эссе. Учитель гуманной педагогики

Раздел Украинский язык
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я учитель гуманной педагогики


НЭссе. Учитель гуманной педагогики.езаметно пролетело пол года погружения в мир гуманной педагогики. Изучено немало нового, прочитано много интересной литературы, просмотрено видеоматериалы. Из богатого русского языка хотелось выбрать слово, обозначившее бы состояние и чувства после детального знакомства с новым материалом и новым взглядом на труды классиков педагогики, к которым сегодня я причисляю Шалву Амонашвили. Есть «послесловие», «послевкусие»…Мне хочется определить свои ощущения новым словом - «послекурсие», потому что мысли формируются пройдя через разум и сердце ,т.е. не сразу. Записываясь на курсы, надеялась получить ответы на многие вопросы по гуманной педагогике, а получила новый материал для размышления. Учеба была нелегкая, учитывая сложившиеся не по нашей вине обстоятельства, были сомнения в целесообразности («а надо ли это в моем возрасте?»), не придется ли ломать устоявшийся стиль общения с учащимися? И по мере изучения находила ответы. «Послекурсие» - как хорошее послевкусие - понимаешь, когда уйдет первое впечатление, когда уйдет «основной вкус». А это и есть размышления. Значит работа проделана не зря.

Вот и ответы, выплывающие из материалов курсов, на вопрос: «Не поздно ли?» «Ничего никогда не поздно, ибо нет конца, а только начало!» «Когда жизнь беспредельна и непрерывна не будет поздно ни для какого достижения». Действительно, не поздно, так как многое из предлагаемого мною применяется как прописные истины, без придания значения новизны или особых, если угодно, методов гуманности, а потому, что так велит сердце. Не за поощрения, грамоты, а потому, что по-другому нельзя.

Когда это началось? А с детства, лет с 5, когда научилась читать, уже четко знала, что буду только учителем. Учила кукол (тряпичных и среди них одна с пластмассовой головой и ватным туловищем - подарок от дяди). Объясняла терпеливо. Иногда слушала и бабушка и училась писать - она была безграмотная, читала, но писать не умела, но очень мудрая, и не зная, что такое педагогика, думаю, могла бы дать фору многим теоретикам по вопросам гуманности и любви сердцем. Когда пошла в школу, уже умея читать и писать, во всем подражала мудрейшей Надежде Дмитриевне, сельской учительнице, умеющей найти подход к каждому ученику из 18 в малокомплектной сельской школе, где в одной классной комнате учились посменно 1 и 3, 2 и 4 классы, т.к. вторая часть школы только отстраивалась (1957 г.) после войны и даже мы в этом помогали: уносили стружку со стройки, плели «дранки» для штукатурки. Зато с какой радостью входили в новую, отстроенную часть школы с новыми партами, чернильницами, которые не надо было носить домой, разлинеенной доской и библиотекой.

Эссе. Учитель гуманной педагогики.Шкаф, с художественными книгами, которые один раз в субботу выдавались домой на целую неделю! ( а прочитывались за воскресенье). Целую неделю ждать новую книгу - это испытание! Когда сейчас обнаруживается, что ученик не прочитал какое-либо произведение удивляюсь и негодую: как можно не читать? А многие детки ссылаются на нехватку времени: планшеты, компьютеры, диски. И ничто не меняется в педагогике: начинаешь читать, останавливаешься на самом интересном - часто срабатывает - и в глазах прочитавшего ребенка восторг, - он причастен к чуду понимания и выше других, поленившихся это сделать. Наша учительница никогда не «давила» на нас, учила добру добром - своим примером.

В среднюю школу ( 5-10 класс) добирались за 3,5 км. Здесь тоже повезло с учителями. Как не вспомнить педагога Любовь Моисеевну, которая войдя в класс и положив на стол журнал, отходила на шаг от стола и охватив взглядом всех учеников, сама вся красивая, аккуратная, тихо здоровалась и начинала урок, никогда не повышая голоса. Дети в 5 классе часто жестокие. Не знаю, насколько она была знакома с теорией гуманности, но нам она преподала такой урок: в класс ходили дети из 4 сел, некоторым приходилось идти 4-5 км. Однажды зимой на уроке литературы один мальчик уснул и соседи начали подхихикивать. Учительница подошла к парте и тихо сказала: «Дети, Коле далеко идти в школу, он рано поднимается, чтобы еще и маме помочь, папы у них нет, а меньшие брат и сестра еще маме не помогают. Не шумите, пусть поспит». И мы молчали. Такие уроки запоминаются на всю жизнь. История повторяется. У меня на уроке тоже уснул 8 классник, как выяснилось, до утра просидел в Интернете, а утром мама не разрешила пропустить школу. Понял ли класс меня, когда я не разрешила будить Андрея? Во всяком случае, работали спокойно до звонка, не будили. К следующему моему уроку ученик был готов лучше обычного. Значит независимо от времени( а между эпизодами лет 40 прошло) дети одинаково положительно реагируют на доброту и понимание.

Естественно, проблемы выбора профессии не было: колебания были в выборе факультета - физика или филология. Победила любовь к языку и литературе , а точнее Любовь Моисеевна, перешла в другую школу, но зерна доброты, посеянные ею вошли в наши сердца.

В книге Шалвы Амонашвили «Без сердца что поймешь?» меня поразили слова « Умудрились, воспитывая поколения молодежи не воспитать их!» Воспитывали дружбу народов - где она? Почему наши старания обернулись злом. Патриотизм, интернационализм - где они?

Создается впечатление, что эти слова написаны сегодня и про Украину. Понимаю, что это поколение воспитывалось на разломе систем социалистической и ? как назвать нынешнюю: неокапиталистической или посткоммунистической, когда разругались детские и юношеские общественные организации и ничего не создали взамен, когда работали зачастую для «галочки», «для проверяющих», думали о показателях по сбору макулатуры, металлолома, участии в «мероприятиях» и очень мало о детских душах. Вот пустота и заполнилась неофашизмом, псевдопатриотизмом, «хто не скаче, той москаль», когда житель Запада - патриот, идет убивать жителя Востока только потому, что тот мыслит иначе и у него другие герои для почитания, когда сносят исторические памятники и переименовывают названия городов, улиц, забывая про общие корни. Очевидно, их с детства лишили сердца, а «при озлобленном сердце и здоровом теле - пиршество тьмы» Бесноватые сердца при сильных телах ужасают миры, - и примером этого нынешняя мировая история: Украина, Ближний Восток. «Кладу мысль на сердце», - таким образом преподавала литературу в 7, 9, 10 классах. Старалась, не политизирую урок, согласовывать работу детей не от извилин мозга, а от сердца и света, ибо разум без сердца перерождается в тупость и безрассудство. Сердце ведет разум за собой!

Очень впечатлило выражение «Дети - цветы нашей жизни» - настолько привычное!, но как раскрыто в сравнении: оранжерея - ваза - мусор! А ведь многие «цветы» действительно на улице и даже при живых родителях! И это потому, что на их пути были люди без сердца, и учителя прошли мимо, либо не заметили «увядание». Вот де нужен гуманизм по жизни, а не пустое любование «бутоном». Где же был человек, который сказал бы: «Я верю в тебя, я люблю тебя!?»

ВЭссе. Учитель гуманной педагогики. начале курсов мы беседовали с коллегой, также записавшейся на этот курс, и пришли к выводу, что если в психологии можно подчеркнуть знания в учебнике, то в педагогике такого учебника просто нет. Есть отдельные личности, занимающиеся этой наукой, но научная педагогика не делает из человека педагога. Он состоится только тогда, когда в человеке задействованы разум, сердце и душа, т.е. когда к сердцу дотронется Ангел доброты и сможет открыть его. «Сердце отдаю детям», - сказал А.Сухомлинский. И отдал. Это не метафора. Он растил людей, а не «закладывал в них программу».

Януш Корчак сказал, что «дряхлый опыт - брюзга, а молодость союзник гуманного учителя. И захотелось возразить, что опыт не всегда «дряхлый». Если чувствуешь ребенка душой, можешь понять его и повести к Свету, то опыт поможет. Гуманная педагогика не есть приоритет и проблема начальных классов, она дает результат всегда.

Около 10 лет (7) я работала над послекурсовой темой «Воспитание духовности на уроках языка и литературы». Естественно, считаю, что нельзя воспитывать духовность если сам бездуховен. Это выпуск 2012г. Считаю, что тема была интересной и результаты предполагала предоставить как послекурсовую работу по гуманной педагогике. Но «послекурсие» привело к воспоминаниям и размышлениям, в итоге которых пришла к выводу, что любовью с открытым сердцем сделаешь намного больше, чем параграфами. Приказами и надзираниями. Желаю успехов Всем, кто прикоснулся к этой теме, «заболел ею».

А Вам, организаторы курсов, большое спасибо за Ваши открытые сердца и умение донести их огонь до всех, кто этого жаждет. Успехов Вам.

Л.И.Дорош, учитель-методист

педагогический стаж 47 лет

© 2010-2022