Рабочая программа по украинскому языку 9 класс

Раздел Украинский язык
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым

Джанкойский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ярковская школа»


Рассмотрено

на заседании МО учителей-филологов

Протокол №____

от «___»___________2015 г.

Руководитель МО

__________________Н.П. Яндульская

Утверждаю

Директор МОУ «Ярковская школа»

___________________Н.И.Латышева

Приказ №_____

от «____»_____________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по украинскому языку

для 9-а класса (базовый уровень)

на 2015 - 2016 учебный год




Составил: учитель украинского языка и

литературы

Сидорчук Е.В.






Яркое, 2015 год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 9-а класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Примерной рабочей программы по учебному предмету «Украинский язык» для 5-9 классов для школ (классов) с украинским (родным) языком обучения (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию), протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, которая рассчитана на 105 часов, и предусматривает изучение украинского языка в общеобразовательном учреждении в количестве 3 часов в неделю. Однако, учебный план для 9-а класса (с украинским языком обучения) МОУ «Ярковская школа» на 2015-2016 учебный год, разработанный и утвержденный в соответствии приказа Министерства образования и науки Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год» (приложение 14), предусматривает изучение украинского языка в количестве 2 часа в неделю. Поэтому данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 8 классе.

Цель изучения предмета « Украинский язык».

Цель изучения украинского языка в общеобразовательных учреждениях (классах) с украинским языком обучения заключается в формировании духовно богатой личности, владеющей умениями свободно, коммуникативно целесообразно пользоваться средствами украинского языка - его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), то есть обеспечивает надлежащий уровень коммуникативной компетентности. Указанная цель предполагает осуществление учебной, развивающей и воспитательной функций образовательного содержания учебного процесса.

Согласно поставленной цели главными задачами обучения украинскому языку в системе основного общего образования являются:

- выработка устойчивой мотивации к изучению украинского языка;

- формирование у учащихся компетенций коммуникативно целесообразно и оправдано пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения, соблюдая нормы этикета;

- ознакомление с языковой системой и формирование на этой основе базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных умений и навыков; способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

- формирование умений различать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

- формирование умений работать с текстом, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров;

- формирование духовного мира учащихся, общечеловеческих ценностных ориентиров, то есть приобщение через язык к культурным ценностям человечества.

Общая характеристика предмета « Украинский язык».

Сегодня без знания языка в поликультурной среде, в том числе и украинского, невозможно стать квалифицированным специалистом в различных отраслях производства. Именно поэтому компетентность считается предпосылкой успешной самореализации выпускника в обществе и предпосылкой развития самого общества, т.к. компетентностный подход предполагает активное участие школьников в процессе обучения и направление образовательного процесса на формирование и развитие ключевых и предметных компетенций личности.

Изучение украинского языка направляет процесс овладения учащимися знаний о языке и формирование языковых, речевых умений и навыков на полноценному усвоению всех содержательных линий языкового образования: речевой, языковой, культурологической и деятельностной. Именно эти линии формируют коммуникативную компетентность личности, способствуют патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию.

На решение именно этих задач направлена программа, составленная на основе Общеевропейских рекомендаций языкового образования.

Данная программа, разработанная на основе современных требований, является основой для осуществления учебно-воспитательного процесса, подачи учебного материала, а также определяет объективные критерии их оценки. В содержании программы учитывается специфика учебного предмета, способствующая учебному, развивающему и воспитательному влиянию на обучающихся, формированию личности, готовой к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Реализация данной программы способствует выработке навыков у обучающихся самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации с учетом современных организационных форм, методов и технологий обучения украинскому языку в общеобразовательных учреждениях.

Отбор учебного материала и организация изучения украинского языка в системе основного общего образования осуществляется на основе применения и сочетания основных дидактических и методических принципов, в частности:

- принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития, который предусматривает отбор текстов, тематически определенных культурологической линией, а также системой предусмотренных программой устных и письменных высказываний;

- принцип демократизации и гуманизации обучения языку, который заключается в реализации методики партнерского сотрудничества учителя и обучающегося для достижения образовательных целей, определенных программой и принятой обоими субъектами обучения;

- принцип личностной ориентации обучения, который предусматривает обеспечение учителем оптимальных условий для разностороннего речевого развития каждого обучающегося, учет его индивидуальных особенностей, познавательных потребностей, интересов, стремлений, поощрение самостоятельности, самопознания и саморазвития;

- принцип текстоцентризма, который предполагает усвоение языковых знаний и формирование речевых умений и навыков на основе текстов, формирование умения воспринимать, воспроизводить чужие и создавать собственные высказывания;

- коммуникативно-деятельностный принцип, предполагающий изучение языка как средства общения, осуществляется в процессе взаимосвязанного и целенаправленного совершенствования четырех видов речевой деятельности обучающихся - аудирование, чтение, говорение и письма;

- культурологический принцип предполагает изучения языка на основе культурных понятий; трансформацию обучающимся сведений по языку, литературе, истории и другим предметам, собственного жизненного опыта, которая осуществляется в процессе подготовки устных и письменных высказываний (при выполнении творческих работ разных жанров), убеждения, мировоззренческие установки, идеалы, знания культурных реалий. Цель данного принципа - обеспечить органическое вхождение обучающихся в общество, определение своего места в нем, реализацию потенциальных возможностей личности;

- принцип органического сочетания обучения языку и речи как средства и способа речевой деятельности, ее содержания и формы означает, что изучение языковых понятий, правил правописания, орфоэпических норм является не самоцелью, а средством достижения основной образовательной цели;

- принцип практической направленности обучения проявляется в разностороннем и систематическом обогащении речи обучающихся лексическими, фразеологическими, грамматическими, стилистическими и другими выразительными средствами языка. Данный принцип осуществляется в процессе реализации метапредметных связей и призван обеспечить стабильный прирост и расширение лексического запаса обучающихся, разнообразие грамматического строения их речи, совершенствование умений правильно употреблять слова, подбирать целесообразные синонимы на уровне лексемы, словосочетания, фразеологизма, предложения в конкретном контексте и в ситуации общения.

Содержание речевой содержательной линии излагается по принципу структурной систематичности, предусматривает постепенное углубление сведений о речеведческих понятиях и формирование на их основе умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо и говорение).

Содержание языковой содержательной линии подается по линейному принципу, что дополняется реализацией системы метапредметных связей.

Указанные содержательные линии (речевая и языковая) являются основными. Они определяют непосредственный предмет обучения, его структуру, сопровождаются требованиями к уровню речевой и языковой компетентностей обучающихся, количеством часов, выделяемых на их усвоение. Культурологическая и деятельностная (стратегическая) линии являются средством достижения основной образовательной цели изучения украинского языка в системе основного общего образования.

Требования к усвоению речевой и языковой содержательной линии являются специальными. Именно эти линии содержат критерии, по которым определяются характеристики основных видов деятельности обучающихся. Требования к культурологической и деятельностной содержательным линиям имеют общий характер, который подчиняется образовательным задачам речевой и языковой содержательных линий.

Коммуникативно-функциональный подход, который стоит во главе обучения украинскому языку, приоритетным предусматривает развитие умений и навыков речевой деятельности, а работа над языковой теорией, формирование знаний и умений по украинскому языку подчиняется задачам развития речи, поэтому содержание программного материала начинается речевой содержательной линией.

Назначение речевой содержательной линии заключается в обеспечении формирования и совершенствования умений и навыков во всех видах речевой деятельности - аудирование, чтение, говорение, письмо на основе усвоения речеведческих понятий, овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения (речевая компетенция).

Назначение языковой содержательной линии осуществляется в процессе усвоения обучающимися системных знаний о языке и формирование на их основе соответствующих умений как средства познания, общения, самовыражения человека (языковая компетенция).

Культурологическая содержательная линия является средством овладения общечеловеческих культурных и духовных ценностей, норм, регулирующих отношения между поколениями, полами, нациями, способствует эстетическому и морально- этическому развитию личности, органическому вхождению ее в социум. Эта содержательная линия предусматривает отбор, обработку и конструирование тематически и стилистически ориентированных текстов, обеспечивающих развитие коммуникативных умений и навыков (культурологическая компетенция). Отдельно часы на реализацию этой содержательной линии не отводятся.

Роль деятельностной (стратегической) содержательной линии выражается в формировании мотивации учения, способности организовать свой труд для достижения результата, что позволяет выстроить целенаправленную линию поведения для успешного выполнения определенной задачи; совершенствовании общих учебных умений, овладении творческими, эстетико-этическими умениями, которые определяют успешность речевой деятельности (деятельностная компетенция).

Реализация этой содержательной линии происходит в процессе работы над учебным материалом языковой, речевой и культурологической содержательных линиях, а также использование интеллектуально-операционного и ценностного содержания других учебных предметов.

Описание места курса в учебном плане.


Программа изучения курса украинского языка в МОУ «Ярковская школа» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом базового учебного плана основного общего образования в 9 классе и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты.

В результате изучения украинского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль украинского языка в формировании духовно богатой личности, владеющей умениями свободно, коммуникативно целесообразно пользоваться средствами украинского языка;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы украинского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты украинского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний и продолжения образования.

Содержание учебного предмета «Украинский язык».

Содержание курса полностью соответствует Примерной рабочей программе по учебному предмету «Украинский язык» для 5-9 классов для школ с украинским (родным) языком обучения (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). При изучении предмета выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы в процессе преподавания предмета.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Сведения о речи.

Повторение изученного о речи. Требования к речи. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Разновидности аудирования: ознакомительное, обучающее и критическое); чтения (ознакомительное, обучающее и обзорное). Текст, его основные признаки, виды связи. Стили, типы речи (повторение).

Жанры речи: доклад, тезисы прочитанного, конспект услышанного, заявление, автобиография, резюме.

Аудирование (слушание-понимание).

Разновидности аудирования (ознакомительное, обучающее, критическое) текстов разных стилей, типов и жанров речи.

Чтение молча и вслух

Чтение молча текстов разных стилей, типов и жанров речи.

Разновидности чтения (ознакомительное, обучающее) (повторение).

Восприятие на слух текстов, содержащих прямо не выраженную побудительную информацию.

Обзорное чтение.

Выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей, жанров телевидения (также различных жанров фольклора, изучение некоторых наизусть или близко к тексту для обогащения собственного вещания).

Говорение. Письмо.

Воспроизведение готового текста:

Изложение по сложному плану.

Говорение.

Изложение текстов научного и публицистического стилей.

Подробное изложение текста публицистического стиля с творческим заданием.

Выборочное изложение текстов научного и художественного стилей (на основе нескольких источников).

Монологическая речь.

Сочинение по сложному плану.

Говорение.

Сочинение в публицистическом стиле речи на морально-этическую тему.

Доклад на основе двух-трех источников на морально-этическую и общественную темы в публицистическом стиле.

Письмо.

Сочинения в публицистическом стиле речи на морально-этическую и общественную темы.

Тезисы прочитанного (художественного произведения, публицистической или научно-познавательной статьи).

Конспект услышанного научно-популярного текста.

Деловые документы. Резюме. Заявление. Автобиография.

Диалогическая речь.

Диалог, составленный в соотвествии с предложенной ситуацией (официальная и неофициальная беседа, диалог-договоренность), обсуждение самостоятельно выбранной темы, разыгрывание диалога.

Метапредметные связи.

Выступление проблемного характера на литературную тему (литература); цитатный план, тезисы литературно-критических статей, их отдельных разделов и разделов учебников (литература, история, география и др.).

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции.

Вступление.

Язык - общественное явление

Повторение изученного в восьмом классе.

Простое предложение. Двусоставное и односоставное, осложнённое и неосложненное предложение.

Синтаксис. Пунктуация.

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной.

Цитата как способ передачи чужой речи.

Диалог.

Знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с бессоюзной связью, с сочинительной и подчинительной видами связи.

Сложносочиненные предложения, его структура и средства связи. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Правописание. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчененное предложение

Сложноподчиненные предложения, его структура и средства связи в нем. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, следствия, цели, условные, уступительные).

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.

Правописание. Знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими подчинительными частями.

Бессоюзные предложения

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Правописание. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Правописание. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Текст как единица речи и продукт речевой деятельности.

Текст и его основные признаки (повторение).

Структура текста. Микротемы и абзац. Ключевые слова в тексте и абзаце. Виды и средства связи. Актуальное членение высказывания: известное и новое.

Правописание. Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложении.

Повторение и систематизация изученного

Слово как предмет изучения.

Языковые аспекты изучения предложения (порядок слов в предложении, грамматическая основа, виды предложений).

Правописание.

Орфография. Пунктуация.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Экологические проблемы.

Общечеловеческие нравственные приоритеты.

Дружба. Любовь. Семья. Взаимосвязь поколений. Культура общечеловеческих и семейных взаимоотношений.

Самосовершенствование и здоровый образ жизни - основа формирования гармоничной личности.

Интересы современной молодежи.

Выбор профессии. Работа "престижная" и "непрестижная".

Проблемы современного города.

История открытий, их значение для человечества.

Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений, аудирование, планирование текста;

итоговый: проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковый анализ текста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

теоретический материал

развитие речи

контрол. работы, диктанты

1

Введение.

1

1



2

Повторение изученного в восьмом классе.

5

4

1


3

Синтаксис. Пунктуация.

8

5

1

1

4

Сложное предложение. Сложносочинительное предложение.

9

7

1

1

5

Сложноподчинительное предложение.

16

12

3

2

6

Бессоюзное сложное предложение.

10

8

1

1

7

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

9

5

3

1

8

Текст как единица речи и продукт речевой деятельности.

9

7

1

1

9

Повторение и систематизация изученного.

3

3



Всего:

70

52

11

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ В 9-А КЛАССЕ

№ п/п

Тема урока

Кол. час.

Дата

план

факт.

1

Язык - общественное явление.

1

Повторение изученного в восьмом классе.


2

Простое предложение.

1

3

Двусоставное и односоставное предложение.

1

4

Осложнённое и неосложненное двусоставное и односоставное предложение.

1

5

РР № 1

Повторение изученного о речи. Виды речевой деятельности. Критическое аудирование. Обзорное чтение молча.

1

Синтаксис. Пунктуация.


6

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи.

1

7

Знаки препинания при прямой речи.

1

8-9

Замена прямой речи косвенной.

Замена прямой речи косвенной. Письменные высказывания с использованием выразительных возможностей предложений с прямой и косвенной речью.

2

10

Цитата как способ передачи чужой речи.

1

11

Контрольный диктант № 1 «Хлеб на столе… »

1

12

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

13

РР № 2. Сжатое изложение текста в публицистическом стиле. (п.)

1

14

Работа над ошибками, допущенными в изложении текста публицистического стиля.

1

Сложное предложение. Сложносочинительное предложение.


15

Сложное предложение и его признаки.

1

16

Сложные предложения с бессоюзной связью, с сочинительной и подчинительной видами связи.

1

17

Сложносочиненные предложения, его структура и средства связи.

1

18

РР№ 3. Сбор материала по подготовке к изложению текста в публицистическом стиле

1

19

Контрольное изложение текста публицистического стиля с творческим заданием.

1

20

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения

1

21

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Запятая. Тире.

1

22

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой.

1

23

Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинительное предложение». Тесты.

Контрольное чтение молча текста публицистического стиля.

1


Сложноподчинительные предложения.


24

Основные виды сложноподчиненных предложений.

1

25

Сложноподчинительные предложения с придаточными определительными.

1

26

Сложноподчинительные предложения с придаточными изъяснительными.

1

27

РР № 4. Сбор материала по подготовке к сочинению на гражданскую тематику по сложному плану.

1

28

Контрольное сочинение на гражданскую тематику по сложному плану.

1

29

Сложноподчинительные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

1

30

Сложноподчинительные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

1

31

Контрольная работа № 2

по теме «Сложноподчинительные предложения». Комплексная работа.

1

32

Сложноподчинительные предложения с придаточными цели, условные.

1

33

Сложноподчинительные предложения с придаточными причины, следствия, уступительные.

1

34

РР № 5.

Деловые бумаги. Заявление. Автобиография.

1

35

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями

1

36

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими подчинительными частями.

1

37

Знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений.

1

38

Контрольна робота № 3 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Тесты.

1

39

РР № 6.

Тезисы статей на общественно-политическую тему.

1

Бессоюзное сложное предложение.


40

Бессоюзное сложное предложение.

1

41

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1

42

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая.

1

43

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Точка с запятой.

1

44

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие.

1

45

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Точка с запятой.

1

46

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире.

1

47

Урок обобщения материала по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1

48

РР №7. Доклад (письменно). Выступление с докладом (устно)

1

49

Контрольна робота № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Тесты.

Контрольное аудирование текста научного стиля.

1



Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.


50

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

51

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

1

52

РР № 8.

Письменный рассказ по самостоятельно выбранной теме.

1

53

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами союзной связи.

1

54

РР № 9. Сбор материала для написания сочинения на морально-этическую тему.

1

55

Контрольное сочинение на морально-этическую тему.

1

56

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

57

РР №10

Конспектирование как вариант сжатого изложения услышанного.

1

58

Контрольная работа № 5 по теме «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи». Тесты.

Контрольное аудирование текста научного стиля.

1

Текст как единица речи и продукт речевой деятельности.


59

Текст и его основные признаки (повторение).

1

60

Структура текста. Микротемы и абзац.

1

61

РР№ 11. Сбор материала по подготовке к изложению текста на моральную тему с творческим заданием.

1

62

Контрольное изложение текста на морально-этическую тему с творческим заданием.

1

63

Ключевые слова в тексте и абзаце. Виды и средства связи.

1

64

Актуальное членение высказывания: известное и новое.

1

65

Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложении.

1

66

Контрольний диктант № 2

«Пора подснежников» с грамматическим заданием.

1

67

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Урок рефлексии и коррекции.

1

Повторение и систематизация изученного.


68

Слово как предмет изучения. Орфография.

1

69

Языковые аспекты изучения предложения (порядок слов в предложении, грамматическая основа, виды предложений). Пунктуация. Синтаксический разбор предложений.

1

70

Итоговый урок по теме: «Повторение и систематизация изученного в 9 классе».

1













Оценка результатов обучения украинскому языку.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся нужно учитывать, что язык является не только объектом изучения, но и средством обучения других предметов, а это повышает требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности школьников как ключевой и предметной.

Оценка результатов обучения языку осуществляется на основе:

а) учета основного назначения языкового образования, который предусматривает разностороннее речевое развитие личности, ее способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;

б) образовательного содержания учебного предмета, который делится на четыре элемента: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;

в) анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения украинскому языку, которое предусматривает изучение языковой теории в аспекте практических потребностей речевого развития учащихся, для самостоятельного решения проблем, возникающих в их реальной жизни.

Аудирование (слушание - понимание)

Проверка аудирования учащихся осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий. Проверяется способность ученика воспринимать на слух незнакомое по содержанию высказывания с одного прослушивания:

а) понимать цель высказывания; фактическое содержание; причинно-следственные связи; тему и основную мысль высказывания; изобразительно-выразительные средства, использованные в прослушанном произведении;

б) давать оценку прослушанному.

Для получения достоверных результатов тестирования количество вариантов ответов на тестовое задание не должно быть меньше четырех. Вопросы должны касаться всех указанных выше характеристик высказывания и располагаться в порядке нарастания их сложности.

В классе ученикам предлагаются 5 вопросов с четырьмя вариантами ответов, 6-9 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.

Материал для контрольного задания является связным высказыванием (текстом), который подбирается в соответствии с требованиями программы для каждого класса.

Объем текста для аудирования ориентировочно определяется так:


Класс

Объем текстов, относящихся к

художественному стилю

другим стилям

9-й

800-900

700-800

Правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, каждый из 10 вопросов оценивается 0.5 баллами. Оценка выставляется с учетом того, что за этот вид деятельности ученик может получить от 1 балла (за добросовестную работу, которая еще не дала должного результата) до 5 баллов (за безупречно выполненную работу).




Критерии оценивания аудирования

Оценка

Количество допустимых ошибок

5

0; выполнены все задания;

4

2; выполнено не менее 3/4 заданий;

3

4; выполнено не менее половины;

2

6; не выполнены более половины;

1

не выполнены более чем на оценку «2», или не выполнены ни одного задания.

Диалогическая речь

При оценке диалога проверяется способность учащихся:

а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме, которая обсуждается;

б) демонстрировать умения:

- составлять диалог в соответствии с предложенной ситуации и целью общения;

- самостоятельно достигать коммуникативной цели;

- использовать реплики для стимулирования, поддержки диалога, формулы речевого этикета;

- придерживаться темы общения;

- соблюдать правила общения;

- соблюдать нормы литературного языка;

- демонстрировать определенный уровень сноровки в процессе диалога (краткость, логичность, выразительность, уместность, изобретательность и т.п.);

в) выражать личную позицию по обсуждаемой теме;

г) аргументировать высказанные тезисы, вежливо опровергать ложные высказывания собеседника.

Указанные характеристики диалога являются основными критериями при его оценке.

Материал для контрольных заданий подбирается с учетом тематики , уровня подготовки, возрастных особенностей и познавательных интересов учащихся.

Ориентировочное количество реплик соответствует уровню речевой компетентности учащихся каждого класса.

При оценке диалога необходимо дифференцировать реплики развернутые (состоят из двух и более предложений) и неразвернутые (выраженные одним предложением). Если реплики развернуты, то их количество уменьшается. К указанному количеству не засчитываются слова, относящиеся к речевому этикету (обращения, приветствия, прощания и т.д.).

Требования к оценке

Характеристика составленных учащимися диалогов

Оценка

Учащиеся составляют диалоги, допускают ошибки различного характера, не достигают коммуникативной цели.

1

Ученики участвуют в диалоге простой по содержанию речевой ситуации, могут не только отвечать на вопросы собеседника, но и формулировать некоторые вопросы, допуская ошибки различного характера. Однако коммуникативная цель достигается ими лишь частично.

2

Ученики успешно достигают коммуникативной цели в диалоге с несложной темой, их реплики в целом являются содержательными, отвечают основным правилам поведения в разговоре, нормам этикета, однако им не хватает самостоятельности суждений, их аргументации, новизны, лаконизма в достижении коммуникативной цели, имеется определенное количество ошибок в языковом оформлении реплик и тому подобное.

3

Ученики самостоятельно составляют диалог по проблемной теме, демонстрируя в целом достаточный уровень сноровки и культуры речи: четко высказывают мнения, обнаруживают умение сформулировать интересный вопрос, дать точный, остроумный ответ, в основном проявляют толерантность, сдержанность, корректность в случае несогласия с мнением собеседника, но в диалоге есть определенные недостатки: нечетко выражается личная позиция собеседников, аргументация не отличается оригинальностью и тому подобное.

4

Ученики составляют диалог, самостоятельно выбрав аспект предложенной темы (или же определяют проблему для обсуждения), убедительно и оригинально аргументируют свою позицию, сопоставляют разные взгляды на тот же предмет, понимая при этом возможность других подходов к обсуждаемой проблеме, проявляют уважение к мнению другого; структура диалога, языковое оформление реплик диалога отвечает нормам.

5

Монологическая речь

Говорение (устные пересказ и сочинение); письмо (письменные пересказ и сочинение)

При оценке монологической речи учащихся основной школы проверяется их способность:

а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме которую необходимо раскрыть (устно или письменно);

б) демонстрировать умения:

- строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал (эпизод из собственного жизненного опыта, прочитанный или прослушанный текст, эпизод из кинофильма, рассказ другого человека);

- учитывать цель общения, адресата речи;

- раскрывать тему высказывания;

- определенно отражать основную мысль высказывания, дифференцируя материал на главный и второстепенный;

- излагать материал логично, последовательно;

- использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей, соблюдая нормы литературного языка;

- соблюдать единство стиля;

в) проявлять свое отношение к предмету высказывания, понимать возможность различных толкований той же проблемы;

г) выявлять определенный уровень творческой деятельности, в частности:

- трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее подробно, сжато, выборочно, своими словами, изменяя форму изложения, стиль и т.д. в соответствии с замыслом высказывания;

- создавать оригинальный текст определенного стиля;

- аргументировать высказанные мысли, убедительно опровергать ложные доказательства;

- излагать материал четко, уместно, экономно, выявлять богатство лексических и грамматических средств.



Изложение. Изложение с творческим заданием


Материалом для изложения (устного / письменного) могут быть: текст читаемый учителем, или предварительно проработанный текст;самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала, эпизод кинофильма или телепередачи, рассказ другого человека об определенных событиях, народные обычаи и тому подобное. Если пишется изложение с творческим заданием, ученикам предлагается, кроме того, также задание, предполагающее написание творческой работы, обязательно связанной с содержанием изложения.

Объем текста изложения ориентировочно определяется так:

Класс

Количество слов

9-й

280-330

Объем текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше объема текста для подробного перевода.

Если для контрольной работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объем изложения мог быть в пределах предлагаемых для определенного класса норм. Длительность звучания устного изложения - 3-5 минут.

Объем творческого задания изложения, выполненного письменно:

Класс

Количество страниц

9-й

0,75-1,0

Сочинение


Материалом для сочинения (устного / письменного) могут быть: тема, сформулированная на основе предварительно оговоренной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы (если избирается вариант дифференцированного подхода к оценке).

Объем письменного сочинения, написанного учеником, ориентировочно определяется так:

Класс

Количество страниц

9-й

2,0-2,5

В монологическом высказывании оценивают его содержание и форму (языковое оформление). За устное высказывание (изложение, сочинение) ставят одну оценку - за содержание, а также качество языкового оформления (ориентировочно, опираясь на опыт учителя и не подсчитывая ошибок - учитывая технические трудности фиксации ошибок разных типов в устной речи).

При оценивании устного высказывания, учитывают наличие отклонений от орфоэпических норм, правильность интонирования предложений; в письменных высказываниях - наличие: 1) орфографических и пунктуационных ошибок, которые подсчитываются суммарно, без дифференциации; 2) лексических, грамматических и стилистических.

По письму выставляют также одну оценку: на основе подсчета допущенных недостатков за содержание и ошибок за языковое оформление, учитывая их соотношение.

При выставлении единой оценки за письменную работу к количеству баллов, набранных за содержание изложения или сочинения, добавляется количество баллов за языковое оформление, и их сумма делится на два. При этом если доля не является целым числом, то она закругляется в сторону большего числа.

Требования к оценке монологической речи

Оценка

Критерии оценивания учебных достижений учеников

Грамотность

Содержание

Допустимое количество орфографичес-

ких и пунктуационных ошибок

Допустимое количество лексических, грамматических и

стилистических

ошибок

1

В тексте (высказывании) хватает связности и целостности, разнообразия требует лексическое и грамматическое оформление работы.

13

и более

9-10

7 и

больше

2

Текст (высказывание) характеризуется фрагментарностью, мысли излагаются на элементарном уровне; лексика и грамматическое построение речи нуждаються в обогащении и разнообразии.

9-12

9-10

6-7

3

По объему работа ученика (ученицы) приближается к норме, в общем является завершенной; тему в значительной степени раскрыто, однако она требует более глубокого освещения; должна быть четче определена основная мысль, усиленная единством стиля; разнообразить языковое оформление.

5-9

7-8

5-6

4

Ученик (ученица) самостоятельно строит полное (с учетом вида изложения), осмысленное высказывание; вообще основательно освещает тему, подбирает убедительные аргументы в пользу собственной позиции, однако словарный запас, грамматическое и стилистическое оформление работы требуют разнообразия.

1-4

2-6

2-4

5

Ученик (ученица) самостоятельно создает яркий, оригинальный по содержанию и оформлению текст (с учетом вида изложения);исчерпывающе освещает тему; анализирует различные взгляды на тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, использует приобретенную из разных источников информацию для решения определенных жизненных проблем; работа отличается богатством словарного запаса, грамматической правильностью и разнообразием, стилистическим совершенством.

1 (негрубая)

1

1

III. Чтение

Чтение вслух

Проверка чтения вслух осуществляется индивидуально в 5-9 классах: учитель дает ученику текст, проработанный на предыдущих уроках, некоторое время на подготовку и предлагает прочитать этот текст перед классом.

Материалом для контрольного задания является знакомый ученику текст, подобранный в соответствии с требованиями программы для каждого класса; текст подбирается с таким расчетом, чтобы время его озвучивания (по нормативной скорости) отдельным учеником равно 1-2 минутам (для чтения следует предлагать небольшие тексты указанных в программе стилей, типов и жанров речи, относительно завершенные отрывки произведений или сравнительно большой текст, разделенный на части, которые читаются несколькими учениками последовательно).

Единица контроля: озвученный учеником текст (скорость чтения в обычном для устной речи темпе - 80-120 слов в минуту).


Требования к оценке

Оценка

Характеристика чтения

1

Ученики читают еще очень медленно, не структурируют текст и предложения, интонируют предложения с большим количеством ошибок

2

Ученики читают еще очень медленно, структурируют текст и предложения, читают и произносят слова, интонируют предложения с большим количеством ошибок

3

Ученики читают со скоростью, приближающейся к норме, разделяя текст на предложения, связывая слова в предложении между собой, но читают недостаточно плавно и отчетливо, допуская ошибки в интонировании, произношении и т.д.

4

Ученики читают плавно, с должным скоростью, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки, но допускают определенные недостатки (выражение авторского замысла, выполнения коммуникативной задачи; норм орфоэпии, дикции)

5

Ученики читают плавно, быстро, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки; хорошо воспроизводят авторский замысел, стилевые особенности текста, решают коммуникативную задачу; читают орфоэпически правильно, с хорошей дикцией.

Чтение молча

Проверка умения читать молча осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий. В 5 классе ученикам предлагают 5 вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов, в 6-11 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.

Вопросы должны касаться фактического содержания текста, его причинно-следственных связей, отдельных языковых особенностей (переносное значение слова, выразительные средства языка и т.д.), отраженных в тексте образов (если есть), выражения оценки прочитанного.

Материалом для контрольного задания должны быть незнакомые ученикам тексты разных стилей, типов жанров речи, содержащие монологическую и диалогическую речь (в соответствии с требованиями программы для каждого класса). Текст подбирается таким образом, чтобы ученики, которые имеют сравнительно высокую скорость чтения, тратили на него не менее 1-2 минуты времени и были соответственно загружены работой.

Объем текстов для контрольного задания определяется так:

Класс

Объем текста для чтения молча

художественного стиля

других стилей

9-й

700-760 слов

520-580 слов

Оценивание чтения молча осуществляется по двум параметрам: понимание прочитанного и скорость чтения. Понимание прочитанного выявляется с помощью тестовой проверки: правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, а каждый из 10 вопросов оценивается 0,5 баллами (например, выбор правильных ответов на 10 вопросов дает оценку «5»).

Скорость чтения молча оценивается по уровню речевой компетенции по украинскому языку для каждого класса.

Скорость чтения при выведении оценки за этот вид речевой деятельности учитывается следующим образом: оценку «4» - «5» может получить только тот ученик, скорость чтения у которого не ниже, чем минимальный показатель в нормативах для соответствующего класса. Тот, кто не выполняет указанных норм, получает на один балл меньше. Например: за выбор 10 правильных ответов ученик 7 класса должен получить оценку «5»; но если он читает со скоростью, меньшей 120 слов в минуту, то ему выставляется оценка не «5», а «4».

В общем оценка производится с учетом того, что за этот вид речевой деятельности ученик может получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая еще не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за правильные ответы на вопросы тестового характера и должную скорость чтение).

Скорость чтения молча в каждом классе оценивается с учетом следующих норм:

Класс

Скорость чтения молча

(слов в минуту)

9-й

140 -270

ІV. Оценивания языковых знаний и умений


Видами оценивания учебных достижений учеников по украинскому языку является текущее, тематическое, четвертное, годовое оценивание.

Текущая оценка - это процесс установления уровня знаний учащихся по овладению содержанием предмета, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы.

Текущее оценивание осуществляется в процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление и оценивание уровней понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков. Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос; выполнение учащимися различных видов письменных работ; взаимоконтроль учащихся в парах и группах; самоконтроль и т.

Для контрольной проверки языковых знаний и умений используются задания в тестовой форме, составленные на материале слова, сочетания слов, предложения, групп связанных между собой предложений. Единицей контроля является выбранные учениками правильные варианты выполнения заданий тестового характера и самостоятельно подобранные примеры.

Оценивание осуществляется таким образом, чтобы за указанную выше работу ученик мог получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за безупречно выполненную работу).


V. Оценивание правописания (орфографических и пунктуационных) умений учащихся

Основной формой проверки орфографической и пунктуационной грамотности является контрольный текстовый диктант. Материалом является текст, доступный для учащихся определенного класса. Проверка осуществляется фронтально по традиционной методике.

Объем диктанта по классам:

Класс

Количество слов в тексте

9-й

140-160

Примечание. В определении количества слов в диктанте учитывают как самостоятельные, так и служебные слова.

Для контрольных диктантов используются тексты, в которых каждое из обработанных в течение четверти правил орфографии и/или пунктуации были представлены 3-5 примерами. Текст записывается учеником с голоса учителя.

Диктант оценивается одной оценкой на основе следующих требований:

  • орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются одинаково; исправляются, но не учитываются такие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не содержит школьная программа; 2) на еще не изученные правила; 3) в словах над которыми не проводилась специальная работа; 4) в передаче так называемой авторской пунктуации.

  • повторяющиеся ошибки (ошибка в том же слове, которое повторяется в диктанте несколько раз), считаются одной ошибкой; однотипные ошибки (на то же правило), но в разных словах считаются различными ошибками;

  • различают грубые и негрубые ошибки; в частности, к негрубым относятся такие: 1) в исключениях из всех правил; 2) в написаниибольшой буквы в сложных собственных наименованиях; 3) в случаях написания вместе и раздельно приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами; 4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой (замена знаков); 5) в случаях, что требуют различия не и ни (в сочетаниях не кто иной, как ....; не что иное, как ...; никто другой не ...; ничто иное не ...) 6) в пропусках одного из сочетаемых разделительных знаков или в нарушении их последовательности; 7) при замене украинских букв русскими;

  • пять исправлений (неправильное написание на правильное) приравниваются к одной ошибке.

Нормы оценки диктанта

Оценка

Количество ошибок

«5»

1 (негрубая)

«4»

2-4

«3»

5-9

«2»

10-14

«1»

15 и более

Контрольная проверка по украинскому языку осуществляется фронтально и индивидуально.

Фронтально оцениваются: аудирование, чтение молча, диктант, письменное изложение и письменное сочинение, языковые знания и умения.

Индивидуально оцениваются: говорение (диалог, устное изложение, устное сочинение) и чтение вслух. Для этих видов деятельности отдельный урок не отводится, результаты оценивания выставить в колонку без даты. Повторную оценку всех видов речевой деятельности не проводят.

Проверка языковых знаний и умений осуществляется с помощью задач тестового характера (на их выполнение отводится 15-20 минут урока) в зависимости от характера изучаемого материала. Остальное время контрольного урока может быть использовано на выполнение задач по аудированию, чтению молча.

Оценку за четверть выставляют на основании текущих оценок с учетом контрольной (тестовой) работы по языковой теме.

Оценивания говорения, чтения вслух осуществляется индивидуально путем постепенного накопления оценок для того, чтобы каждый ученик (ученица) получил (а) минимум одну оценку за выполнение заданий на построение диалога, устного изложения и устного сочинения. Для этих видов работ не отводят отдельного урока, а оценки выводят один раз в год и выставляют в колонки без даты.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы по украинскому языку включает:

- информационную поддержку деятельности обучающихся и учителя на основе современных информационных технологий (доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интернет- ресурсы

Федеральные порталы:

hed.gov.ru -сайт Министерства образования РФ.

edu.gov.ru - Федеральный портал «Российское образование».

fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-cjllction.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Согласовано:

Методист МКУ

__________________А.П. Зайцева

«____»____________2015 г.

24


© 2010-2022