Статья на тему: Уроки радости. Использование интерактивных методов на уроках

Раздел Украинский язык
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОКИ РАДОСТИ

Солодовник Ольга Валериевна

Каким должен быть урок? Только информативным, методически грамотным, насыщенным теоретическим материалом? Конечно, нет! Урок-это часть детской жизни, и мы, педагоги, обязаны сделать его интересным, таким, чтобы понадобился ученику в его жизни, нес в себе заряд не только знаний, но и радостных переживаний.

Решить задачу по созданию уроков радости помогают интерактивные приемы, мастерски используемые учителем. Пассивная модель обучения носит характер монолога, активная модель-диалога, а уже интерактивная - полилога, формы, которая создает комфортные условия для обучения, предоставляет каждому ученику почувствовать свою успешность, интеллектуальную совершенство, вообще - построить продуктивный образовательный процесс, активно вовлечь ВСЕХ учащихся в процесс познания.

Во время использования интерактивных приемов учитель попадется тебе с рядом проблем: нехватка времени для создания интерактивных уроков, несовершенство оценочного компонента, недостаточные знания относительно такого вида организации учебного процесса. Но творческий учитель должен найти пути преодоления данных проблем и сделать общение с учениками продуктивным и нацеленным на определенный результат.

Хочу поделиться собственным опытом по использованию элементов интерактивной технологии на уроках языка и литературы.

Интерактивные уроки базируются на следующих принципах: активности, открытого обратной связи, экспериментирование, доверия в общении, равенства позиций. Во время подготовки к уроку необходимо соблюдать определенной структуры:

-мотивация ( сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме);

-объявление темы и ожидаемых результатов (обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности во время урока);

-предоставление необходимой информации (дать информацию для обработки за минимальное время);

-интерактивное упражнение (центральная часть урока, практическое усвоение учебного материала, достижения поставленной цели урока);

-рефлексия (подведение итогов, оценивание результатов урока, осознание полученных результатов, поиск проблемы, планирование, перспективы и коррекция).

Интерактивное упражнение должна быть подобрано учителем с учетом типа, цели и формы урока.

На своих уроках я использую кооперативное обучение ( работа в парах, тройках, малых группах, прием карусель), считаю целесообразным применять такое обучение во время обобщения материала; коллективно-групповое обучение (микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, «обучаясь-учусь», «ажурная пила») - благотворное основание для уроков изучения нового материала; ситуативное моделирование (имитационные игры, ролевая игра, драматизация) - подходит для всех типов урока; обработки дискуссионных вопросов ( метод «ПРЕСС», «займи позицию», «дерево решений) - подходит также для всех типов урока.

Приведу несколько примеров: урок украинской литературы в 8 классе на тему: «И. Котляревский «Наталка Полтавка». Конфликт произведения, композиционные особенности». Использованы приемы:

-упражнение «Кинолента». Представьте себя режиссерами. Снимите отрывок киноленты, используя раздаточный материал.

1 группа) Дальнейшая судьба Наталки Полтавки с Петром.

2група) Дальнейшая судьба Наталки Полтавки с Возним.

- упражнение «Солнышко» (воспроизведения ассоциативного ряда): Как вы понимаете , что такое любовь? Какой геометрической фигурой представлено любви в пьесе «Наталка Полтавка»?

- упражнение «Гронирование»:заполните грозди: какие же черты присущи характеру Наташи?

-составление сенкану.

Урок украинской литературы в 7 классе на тему: «И.Я.Франко «Захар Беркут». Проблема выбора человека в решающей ситуации». Использованы приемы:

-упражнение «Кинолента»:Представьте себя режиссерами. Снимите отрывок киноленты, используя раздаточный материал.

1 группа) Сюжет повести «Захар Беркут».

2група) Дальнейшая судьба Мирославы и Максима, тухольского народа после смерти Захара Беркута.

3група) Сравните прошлое с настоящим. В чем вы видите будущее Донецкой Народной Республики?

-«Составление формул» (Сила тухольцев=непобедимый дух+верность родной земле+патриотизм+вера в победу);

- упражнение «Рюкзак»:Что вы возьмете из рассмотренных ситуаций в собственной жизни?

-упражнение «Шесть шляп» (Прослушайте аудиозапись завещания Захара Беркута. Внимание! Проблемный вопрос: «Считаете ли вы слова Захара Беркута актуальными в наше время?»).

Урок украинской литературы в 9 классе на тему: «Женская судьба в творчестве Т.Г.Шевченко. Поэма «Катерина». Использованы приемы:

-распределение на творческие группы:

И группа: «Биографы»;

II группа: «Театральная студия»;

III группа: «Искусствоведы»;

- выполнение учащимися отрывка из поэмы «Катерина»;

- исполнение песни на слова Т.Шевченко «Такова ее судьба»;

- Метод «Пресс». Или можно Т.Г.Шевченко назвать знатоком женской судьбы? (Учащиеся отвечают, используя схему метода «Пресс»:

Я думаю,...

Потому что...

Например,...

Итак,...

Также использую на отдельных уроках мини-тетради, работа с которыми вызывает у учащихся интерес, а учителю помогают сэкономить время на уроке.

Итак, подытожить вышесказанное помогут слова педагога-мастера.А.Сухомлинского: «... умение настраивать себя на задушевный разговор с учеником, особенно с подростком, чрезвычайно важное в той мастерской педагогических средств, которую должен создать для себя каждый учитель. Это умение надо воспитывать в себе, создавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать более тонким и более действенной...». И в этом, бесспорно, помогут интерактивные методы обучения.

© 2010-2022