- Преподавателю
- Технология
- Модуль программы по образовательной области Технология для учащихся 5-11 классов Художественная обработка швейных изделий в технике Аппликация на ткани
Модуль программы по образовательной области Технология для учащихся 5-11 классов Художественная обработка швейных изделий в технике Аппликация на ткани
Раздел | Технология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова С.И. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования
МОДУЛЬ
ПРОГРАММЫ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Художественная обработка
швейных изделий в технике «Аппликация на ткани»
СОСТАВИЛА:
учитель технологии высшей категории МОУ Лицей №5 г. Мценска Орловской обл.
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА
2009 г.
Из истории развития аппликации
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта жилища, применяемым и поныне у многих народов.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам (более 2500 лет назад) и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырских курганов (3 - 5 вв. до н. э.).
Произведённые раскопки пяти курганов могил вождей племён обнаружили останки десяти лошадей, на которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Сёдла коней покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ.
Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья.
Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства.
Особенно славились испанские аппликации - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов.
Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.
В Государственном музее этнографии народов СССР экспонируется шаманская налобная повязка из красного сукна. Лицо выполнено аппликациями из цветной ткани.
В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации. Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (украшение праздничных и других костюмов), но и в создании картин, панно, орнаментов.
Основным признаком аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность больших цветовых пятен).
Аппликация может быть:
-
предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб);
-
сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
-
декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Пояснительная записка
Данный модуль программы создан в 1997 г. и прошел апробацию в течение 12 лет в МОУ Лицей № 5 г. Мценска Орловской области. Модуль программы предусматривает повышение уровня профессиональной подготовки учащихся по конструированию, моделированию, технологии изготовления и художественной отделке швейных изделий, а также воспитание у учащихся творческого мышления, чувства цвета и эстетического вкуса.
Модуль программы «Художественная обработка швейных изделий в технике «Аппликация на ткани»» включает в себя изготовление изделий различной сложности, что дает учащимся с 5 по 11 кл., постепенно переходя от простого к сложному, совершенствовать свое мастерство. Учащиеся отрабатывают машинную строчку на деталях различной конфигурации.
Этот модуль программы предусматривает изготовление следующих изделий по параллелям:
5 кл. - Прихватка на кухню первой сложности (слива, яблоко, груша). Фартук, летний комплект (топ и юбка полусолнце) с применением отделки аппликация.
6 кл. - Прихватка на кухню второй сложности (желудь, сердце, ягода). Халат, платье, туника (по выбору) с применением отделки аппликация.
7 кл. - Прихватка на кухню третьей сложности (виноград, ананас, усложнённое яблоко или груша). Поясное изделие (юбка, шорты) с применением отделки аппликация.
8 кл. - Уют в доме (наволочка на подушку с аппликацией). Блузка с применением отделки аппликация.
9 кл. - Настенные панно: поздравительная открытка, символ года по Восточному календарю. Поясное изделие (брюки, бриджи) с применением отделки аппликация.
10 кл. - Великолепная кухня (кухонные наборы I сложности). Женский летний костюм или платье с применением отделки аппликация.
11 кл. - Кухонные наборы повышенной сложности (грелки на чайник, варежка-прихватка и т. д.). Нарядная одежда, вечерние платья, костюмы с применением отделки аппликация.
Необходимым условием для реализации модуля программы стало оснащение учебной мастерской специальным оборудованием (бытовые швейные машины «Чайка-132 М» с эл. приводом - 10 шт., швейные машины с эл. приводом «Janome» - 2 шт., спецмашины краеобметочные - 2 шт., электроутюг - 3 шт., гладильные доски - 3 шт.).
Изучение модуля предусматривает выполнение двух проектов в течение учебного года:
-
мини-проект по рукоделию, например: «Дизайн кухни» (изготовление прихватки на кухню), «Уют в доме» (изготовление наволочки на подушку), «Мир детства», «Поздравительная открытка», «Русское чаепитие» (изготовление настенного панно), «Великолепная кухня» (изготовление кухонных наборов);
-
зачетный проект - изготовление изделия по программе с применением отделки аппликации на ткани, например: «Одежда как предмет искусства», «Деталь делает моду», «Россия-лето!», «Модные дети» и др.
Основные цели обучения:
1. вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
2. развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся;
3.воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Основные задачи обучения:
1. ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
2. обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
3. формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
4. ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
5. развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
6. подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Принципы построения программы:
1. общекультурная направленность курса (приоритет общеразвивающих, формирующих личность аспектов над узкоремесленными);
2. от общего к частному и от частного к общему;
3. целостность формирования дизайнерского мышления;
4. вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя;
5. продуктивность учебной деятельности.
Методические основы программы:
В методическом плане программа ориентирована на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления образцов поузловой обработки и репродуктивного овладения приемами работы в сторону проектирования изделий на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий. Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет иметь место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит овладение приемами работы. Эти приемы представляют собой базу творчества, но по мере их усвоения ученик должен получить возможность самостоятельного и обоснованного выбора идеи, материалов и способов обработки.
Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования, поскольку она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). Проектирование изделий с учетом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приемов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.
Добиваюсь обозначенных целей и решаю поставленные задачи обучения проектной деятельности учащихся посредством личностно-ориентированного подхода к образованию.
Структура и содержание программы:
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразие методов, способов и приёмов обработки различных текстильных материалов. Учащимися выполняются профессиональные пробы по различным направлениям технологического образования, таким образом, осуществляется полное погружение в практику, что способствует принятию верного решения при выборе будущей профессии.
Особенностью модуля программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.
Разработанный модуль программы обладает высокой мобильностью. Урочная работа может дополняться внеурочными занятиями при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы.
Модуль программы «Художественная обработка швейных изделий в технике «Аппликация на ткани»»
5 класс (14 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования и требования безопасного труда в учебной мастерской;
-
виды тканей, применяемых для обработки аппликации, и подготовку тканей к работе;
-
выбор и подготовку рисунка;
-
технологическую последовательность обработки аппликации;
-
контроль качества.
Должны уметь:
-
самостоятельно выполнять раскрой и обработку прихваток первой сложности (яблоко, слива, груша);
-
самостоятельно делать зарисовки несложных аппликаций, по рисунку изготавливать выкройки;
-
выполнять самостоятельно раскрой деталей, наклеивание и обметывание их;
-
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
-
подбирать вид аппликации на свое изделие, изготавливаемое в пятом классе, в соответствии с тканью.
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Введение. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Урок 2 (2 часа). Тема: Эскиз. Подготовка выкроек.
Урок 3 (2 часа). Тема: Перенос рисунка на основу. Раскрой деталей аппликации по выкройкам.
Урок 4 (2 часа). Тема: Первоначальная обработка прихватки на кухню первой сложности (слива, яблоко, груша).
Урок 5 (2 часа). Тема: Окончательная отделка прихватки на кухню первой сложности (слива, яблоко, груша). Защита мини-проекта.
Урок 6 (2 часа). Тема: Выполнение аппликации на фартуке, выбор рисунка, раскрой.
Урок 7 (2 часа). Тема: Окончательная отделка аппликации на фартуке.
6 класс (16 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
правила подготовки ткани для выполнения аппликации;
-
технологическую последовательность обработки простейших прихваток;
-
правила раскроя деталей прихватки;
-
все рукоятки управления на швейной машине, для качественного выполнения работы;
-
правила безопасных приемов работы.
Должны уметь:
-
самостоятельно выполнять раскрой и обработку прихваток второй сложности (желудь, сердце, ягода);
-
самостоятельно фиксировать рукоятки управления в нужном положении в соответствии с выполняемым видом работ;
-
подбирать вид аппликации на домашний халат, платье, тунику (по выбору).
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Аппликация - один из видов отделки изделий.
Урок 2 (2 часа). Тема: Эскиз прихватки. Подготовка выкроек.
Урок 3 (2 часа). Тема: Раскрой деталей аппликации и соединение их с прихваткой.
Урок 4 (2 часа). Тема: Закрепление аппликации на прихватке.
Урок 5 (2 часа). Тема: Окончательная отделка прихватки второй сложности (желудь, сердце, ягода).
Урок 6 (2 часа). Тема: Защита мини-проекта.
Урок 7, 8 (4 часа). Тема: Выполнение аппликации на халате, платье, тунике (по выбору).
7 класс (14 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
правила раскроя и технологическую последовательность обработки прихваток третьей сложности (ананас, виноград, усложненное яблоко или груша);
-
приемы увеличения рисунка по клеточкам;
-
технологические свойства различных тканей (осыпаемость, прорубаемость, скольжение и т.д.).
Должны уметь:
-
качественно обрабатывать сложные детали прихваток, строчки различной конфигурации с острыми углами;
-
устранять простейшие неполадки в работе швейной машины и дефекты строчки при обработке прихваток;
-
самостоятельно оценивать свою работу и работу товарищей;
-
подбирать вид аппликации на поясное изделие (юбка, шорты).
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Изготовление прихватки на кухню в технике аппликации с элементами машинной вышивки (третьей сложности) (ананас, виноград, усложненное яблоко или груша).
Урок 2 (2 часа). Тема: Подготовка выкроек. Раскрой.
Урок 3 (2 часа). Тема: Первоначальная обработка прихватки.
Урок 4 (2 часа). Тема: Машинная вышивка на прихватках третьей сложности.
Урок 5 (2 часа). Тема: Окончательная отделка прихватки. Защита мини-проекта.
Урок 6, 7 (4 часа). Тема: Выполнение аппликации на поясном изделии (юбка, шорты).
8 класс (12 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
приемы раскроя наволочки с аппликацией в соответствии с размером подушки;
-
применяемые ткани для декоративных наволочек (атлас, бархат и т. д.) и работу с ними, их технологические свойства (осыпаемость, прорубаемость, скольжение).
Должны уметь:
-
выполнять обработку машинных швов (стачных, настрочных, краевых), применять их на данном этапе работы;
-
обрабатывать наиболее сложные виды аппликации с приемами машинной вышивки.
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Уют в доме. Изготовление наволочки на подушку с использованием аппликации.
Урок 2 (2 часа). Тема: Подготовка выкроек. Раскрой наволочки и деталей аппликации.
Урок 3 (2 часа). Тема: Выполнение аппликации.
Урок 4 (2 часа). Тема: Обработка наволочки. Защита мини-проекта.
Урок 5, 6 (4 часа). Тема: Выполнение аппликации на плечевом изделии (блуза).
9 класс (14 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
технологическую последовательность обработки настенных панно в технике аппликация;
-
машинные швы (соединительные, краевые);
-
безопасные приемы работы;
-
основные неполадки в работе швейной машины.
Должны уметь:
-
самостоятельно изготавливать настенное панно в технике аппликация;
-
подбирать вид аппликации к основной ткани;
-
выполнять рисунки аппликации;
-
выполнять обработку различных машинных швов;
-
пользоваться приемами самоконтроля и взаимоконтроля.
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Изготовление настенного панно. Выбор рисунка.
Урок 2 (2 часа). Тема: Подготовка выкроек. Раскрой деталей аппликации в соответствии с выбранным рисунком.
Урок 3 (2 часа). Тема: Выполнение аппликации.
Урок 4 (2 часа). Тема: Окончательная отделка панно.
Урок 5 (2 часа). Тема: Защита мини-проекта.
Урок 6, 7 (4 часа). Тема: Выполнение аппликации на поясном изделии (брюки, бриджи).
10 класс (16 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
приемы выполнения рисунка и изменение его в соответствии с нужным форматом;
-
перевод рисунка на основу с помощью копировальной бумаги;
-
раскрой деталей в соответствии с направлением нити основы;
-
элементы материаловедения;
-
сочетание цветов.
Должны уметь:
-
самостоятельно выбирать и рисовать иллюстрации из открыток, книг или пользуясь своими творческими способностями создавать свои рисунки;
-
увеличивать рисунок по клеточкам;
-
определять волокнистый состав тканей и их технологические свойства.
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Великолепная кухня. Изготовление кухонного набора I сложности (фартук, варежка-прихватка).
Урок 2 (2 часа). Тема: Подготовка выкроек, раскрой.
Урок 3 (2 часа). Тема: Выполнение аппликации на фартуке.
Урок 4 (2 часа). Тема: Выполнение аппликации на варежках-прихватках.
Урок 5 (2 часа). Тема: Закрепление аппликации на основе зигзагообразной строчкой.
Урок 6 (2 часа). Тема: Окончательная отделка кухонного набора. Защита мини-проекта.
Урок 7, 8 (4 часа). Тема: Выполнение аппликации на легкой женской одежде (летний костюм, платье).
11 класс (18 часов)
Учащиеся, освоившие программу должны знать:
-
машинные швы (соединительные, краевые, отделочные);
-
виды тканей, их свойства;
-
определения: композиция, силуэт, стиль;
-
безопасные приемы работы и первую помощь при травмах и ожогах;
-
устройство швейной машины;
-
устройство машинной иглы и челночного комплекта.
Должны уметь:
-
профессионально обращаться со швейной машиной;
-
самостоятельно выбирать вид строчки, длину и ширину зигзага;
-
выполнять рисунки и перевод их на основу;
-
наклеивать и обметывать детали различной конфигурации;
-
подбирать № иглы и ниток, производить замену иглы.
Поурочное тематическое планирование
Урок 1 (2 часа). Тема: Изготовление кухонных наборов повышенной сложности (грелка на чайник, варежка-прихватка; фартук, прихватки, салфетки и т. д.).
Урок 2 (2 часа). Тема: Подготовка выкроек, раскрой.
Урок 3 (2 часа). Тема: Первоначальная обработка изделий.
Урок 4 (2 часа). Тема: Обработка грелки.
Урок 5 (2 часа). Тема: Обработка салфеток и скатерти.
Урок 6 (2 часа). Тема: Обработка фартука и варежек-прихваток.
Урок 7 (2 часа). Тема: Окончательная отделка кухонного набора повышенной сложности. Защита мини-проекта.
Урок 8, 9 (4 часа). Выполнение аппликации на изделиях (нарядное платье, костюм).
Используемая литература:
-
Сасова И.А. «Технология 5 класс» - М.: «Вентана-Граф», 2005 г.
-
Сасова И.А. «Технология 6 класс» - М.: «Вентана-Граф», 2005 г.
-
Сасова И.А. «Технология 7 класс» - М.: «Вентана-Граф», 2005 г.
-
М.А. Гусакова «Аппликация», М.: «Просвещение» 1987 г.
-
В.М. Жураковская, В.Д. Симоненко «Десять творческих проектов», Брянск 1997 г.
-
В.Д. Симоненко «Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов», Брянск 1996 г.
-
Мартопляс Л.В. «Школа кройки и шитья на дому». - Минская фабрика цветной печати - Пенза «Ваш дом», 1995 г.
-
«Твоя профессиональная карьера». Учебник для 8-9 классов. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение. 2005 г.
-
Махмутова Х.И. «Конструируем, моделируем, шьем». М.: Просвещение, 1990 г.
-
Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. «Швейное дело 7-8 кл.». М.: Просвещение, 1990 г.
-
Сухарев М.И. Материаловедение. Учебное пособие для студентов вузов (текстильной промышленности). М.: «Лёгкая индустрия», 1973 г.
В 2010 г. эта программа прошла лицензирование в Орловском областном институте усовершенствования учителей и рекомендована ОИУУ для использования при организации обучения учащихся по дисциплине «Технология».