Тест Минеральные вещества 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №16 г. Павлово


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/____________/

Протокол №1

25 августа 2015 года

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ СШ №16 г. Павлово

___________/____________/

28 августа 2015 года

«Утверждаю»

Приказ №246 по МБОУ СШ №16 г. Павлово

от 01.09. 2015 года




Рабочая программа учебного предмета «Технология»

для 5 класса на 2015-2016 учебный год




Программу составила:

учитель технологии

Кормакова Ольга Леонидовна







г. Павлово 2015г

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома» для 5-х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:

  1. Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  3. Примерные программы по предмету «Технология» для учащихся 5-8 классов, М.: «Вентана-Граф», 2015 год.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Программа предмета «Технология» для основной школы составлена с учетом полученных обучающимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Цель обучения

- формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и распространённых в нём технологиях;

-освоение технологического подхода как универсальногоалгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;

-развитие познавательных интересов, технического мышления,

пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи обучения

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда.представлений о технологической культуре на основе включений учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

-освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,личностного саморазвития, информационно-технологической,ценностно-смысловой,проектно-исследовательской). Изучение предметной области «Технология» обеспечивает:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Культура и эстетика труда,

  • Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,

  • Основы черчения, графики, дизайна,

  • Знакомство с миром профессий,

  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,

  • Творческая и проектная деятельность

Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной среды.

Технология изучается по трем направлениям:

  • Индустриальные технологии,

  • Технологии ведения дома,

  • Сельскохозяйственные технологии

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Технологическая культура производства;

  • Распространённые технологии современного производства;

  • Культура, эргономика и эстетика труда;

  • Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • Основы черчения, графики, дизайна;

  • Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • Знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • Методы технической, творческой, проектной деятельности;

  • История, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность- профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая - должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда - техносфера -опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный план 5 класса с учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

-совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности

4. Результаты освоения учебного предмета «Технология»


При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- проявление познавательных интересов и активности в области предметной технологической деятельности;

-мотивация учебной деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности,

-смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности)

-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

-нравственно-эстетическая ориентация;

-реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

-развитие способности к самостоятельным действиям;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты изучения курса:

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-моделирование технических объектов и технологических процессов;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство. выдвижение гипотез и их обоснование);

-исследовательские и проектные действия;

-осуществление поиска информации с использованием ресурсовбиблиотек и Интернета;

-выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

-формулирование определений понятий;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты изучения курса:

в познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и

технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-

технологических задач;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,

применяемого в технологических процессах;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности,

соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и

материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,

стандартов и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных

результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным

критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их

исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся

ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной

деятельности;

- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской

деятельности;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,

денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация

работ;

-моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное

планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований

эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности

интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

-выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом

требований действующих нормативов и стандартов;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

в физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными

инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных

технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с

учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

5. Содержание учебного предмета

Раздел «Оформление интерьера»

Тема «Интерьер кухни, столовой»

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Проектирование кухни.

Раздел «Электротехника»

Тема «Бытовые электроприборы»

Теоретические сведения Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение безопасных приёмов работы с бытовым электрооборудованием.

Раздел «Кулинария»

Тема «Санитария и гигиена »

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема «Физиология питания»

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема «Бутерброды. Горячие напитки»

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью..

Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп. Дегустация блюд. Оценка качества готового блюда.

Тема «Блюда из овощей и фруктов»

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей, нарезка овощей. Проект «Оформление блюд».

Тема «Блюда из яиц»

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц.

Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку»

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Правила этикета.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Складывание салфеток.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема «Свойства текстильных материалов»

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии: оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна.

Тема «Элементы машиноведения»

Теоретические сведения. Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Приемы работы на швейной машине: Начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале ив конце работы, окончание работы.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины: переключателя видов строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани.

Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.

Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда.

Лабораторно-практические и практические работы. Намотка нитки на шпульку.Заправка верхней и нижней нитей.

Тема « Конструирование и моделирование швейных изделий»

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Способы моделирования швейных изделий. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Лабораторно-практические и практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование изделия.

Тема «Технология изготовления швейных изделий»

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Обработка накладных карманов. Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов. Отработка техники выполнения соединительных, краевых и оделочных швов на лоскутках ткани. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Обработка деталей кроя. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. ВТО изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема «Декоративно-прикладное искусство»

Теоретические сведения.Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Тема «Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Теоретические сведения. Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции. Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Тема «Лоскутное шитьё»

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление эскиза. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность»

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.





6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые сроки

Фактические сроки

Введение







1

-Введение в предмет «Технология». Правила техники безопасности.

1

Знакомиться с целями и задачами предмета «Технология». Знакомиться с правилами поведения и техники безопасности при выполнении различных работ

7.09

1.09

5.09




Технологии творческой и опытнической деятельности







1

-Проектная деятельность на уроках технологии.

1

Знакомиться с примерами творческих проектов. Определять цель и задачи проектной деятельности. Знакомиться с этапами выполнения проекта.

7.09

1.09

5.09




Оформление интерьера







2

-Интерьер кухни, столовой.

1

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

14.09

8.09

12.09




Электротехника







2

-Бытовые электроприборы.

1

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

14.09

8.09

12.09




Оформление интерьера







3

-Творческий проект «Кухня моей мечты».

-Работа над проектом.

2

Определять цель и задачи проектной деятельности. Знакомиться с этапами выполнения проекта.

21.09

15.09

19.09




4

-Работа над проектом.

-Защита проекта.

2

Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

28.09

22.09

26.09




Кулинария







5

-Санитария и гигиена
на кухне.

1

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

5.10

29.09.

3.10




5

-Физиология питания.

1

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

5.10

29.09

3.10




6

-Бутерброды. Горячие напитки.

-Приготовление и оформление бутербродов.

2

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь

12.10

6.10

10.10




7

-Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий.

-Приготовление и оформление блюд из круп.

2

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар

19.10

13.10

17.10




8

-Блюда из овощей и фруктов. Пищевая ценность овощей и фруктов.

-Первичная обработка овощей

Блюда из сырых овощей.

2

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

26.10

20.10

24.10




9

-Тепловая обработка овощей.

-Блюда из варёных овощей.

2

Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

9.11

27.10

31.10




10

-Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека.

-Приготовление блюда из яиц.

2

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

16.11

10.11

14.11




11

-Приготовление завтрака.

-Сервировка стола
к завтраку.

2

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

23.11

17.11

21.11




12

-Групповой проект «Воскресный завтрак для всей семьи».

-Защита проекта.

2

Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

30.11

24.11

28.11




Создание изделий из текстильных материалов







13

-Классификация текстильных волокон.

-Способы получения натуральных волокон растительного происхождения.

2

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

7.12

1.12

5.12




14

-Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения.

-Ткацкие переплетения.

2

Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований

14.12

8.12

12.12




15

-Классификация и устройство швейной машины.

-Подготовка швейной машины к работе.

2

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Находить и представлять информацию об истории швейной машины.

21.12

15.12

19.12




16

-Назначение и правила использования регулирующих механизмов

-Приёмы работы на швейной машине.

2

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Овладевать безопасными приёмами труда

11.01

22.12

26.12




17

-Рабочая одежда, её характеристики.

-Снятие мерок, расчёт конструкции по формулам. Построение чертежа.

2

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

18.01

12.01

16.01




18

-Способы моделирования швейных изделий.

-Моделирование фартука выбранного фасона.

2

Выполнять моделирование фартука выбранного фасона. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

25.01

19.01

23.01




19

-Подготовка ткани и выкройки к раскрою.

-Раскрой швейного изделия

2

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Знакомиться с профессиями закройщик и портной

1.02

26.01

30.01




20

-Швейные ручные работы.

Подготовка деталей кроя к обработке.

-Прокладывание контурных линий и точек на деталях кроя.

2

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Овладевать безопасными приёмами труда.

8.02

2.02

6.02




21

-Требования к выполнению машинных работ.

-Влажно-тепловая обработка ткани.

2

Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Овладевать безопасными приёмами труда.

15.02

9.02

13.02




22

-Проект «Фартук для работы на кухне».

- Технология изготовления швейного изделия.

2

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной

29.02

16.02

20.02




23

- Обработка деталей фартука.

-Обработка накладного кармана.

2

Выполнять машинные работы: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Овладевать безопасными приёмами труда.

14.03

1.03

27.02




24

-Обработка нижнего и боковых срезов фартука.

- Обработка нижнего и боковых срезов фартука.

2

Выполнять машинные работы: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Овладевать безопасными приёмами труда.

21.03

15.03

5.03




25

-Обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

-Сборка изделия.

2

выполнять машинные работы: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание;обтачивание. Овладевать безопасными приёмами труда.

4.04

22.03

12.03




26

-ВТО изделия. Контроль качества готового изделия.

-Подготовка защиты проекта.

2

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Проводить влажно-тепловую обработку готового изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной. Подготавливать электронную презентацию проекта.

11.04

5.04

19.03




27

-Защита проекта «Фартук для работы на кухне».

-Защита проекта.

2

Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

11.04

12.04

26.03




Художественные ремёсла







28

-Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.

-Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

2

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

18.04

19.04

9.04




29

-Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

-Зарисовка узоров и орнаментов.

2

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

18.04

19.04

16.04




30

-Лоскутное шитьё.

-Технологии лоскутного шитья.

2

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

25.04

26.04

23.04




31

-Лоскутное шитьё.

-Изготовление изделия из лоскутов.

2

Изготовлять изделие, выполненное в технике лоскутного шитья. Проводить влажно-тепловую обработку изделия. Овладевать безопасными приёмами труда.

25.04

3.05

30.04




32

-Лоскутное шитьё. Изготовление изделия

-Обоснование темы проекта

2

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Проводить влажно-тепловую обработку готового изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда.

16.05

10.05

7.04

14.04




33

-Выполнение проекта.

-Подготовка к защите проекта.

2

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Подготавливать электронную презентацию проекта.

16.05

17.05

21.05




34

-Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни».

-Защита проекта.

2

Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

23.05

24.05

28.05




Итого 68

7. Учебно-методическое и

материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

-Помещение кабинета обслуживающего труда, его оборудование (мебель и

устройства) удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и

нормативам (СанПиН 2.4.2.2821-10,СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Набор плакатов по различным темам курса

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования второго поколения

- Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2012

-«Технология обработки ткани. 5, 6кл.» Чернякова, Москва, «Просвещение», 2009гг.

-«Технология. Технологии ведения дома». Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций (вариант для девочек). - 2-е изд., перераб. /Н.В.Синица, В.Д. Симоненко - М.: Вентана -Граф, 2015г.

- «Сборник проектов. 5 класс.» И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2004г.

Компьютерные презентации к урокам:

-Правила техники безопасности на уроках технологии;

-Физиология питания;

-Бытовые приборы на кухне;

-Материаловедение;

-Машиноведение;

-Конструирование и моделирование швейных изделий;

-Лоскутное шитье;

-Вязание спицами;

-Вязание крючком;

-Вышивка.

8. Планируемые результаты обучения


Обучающийся научится:

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей, яиц, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

-принципам безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине,

-правилам снятия мерок для построения чертежа изделия

-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

-выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий

- планировать и выполнять учебные технологические проекты

- выявлять и формулировать проблему

- обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата

-планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия;

выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс;

контролировать ход и результаты выполнения проекта

- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами

проектной документации

-оформлять проектные материалы

- представлять проект к защите.

Обучающийся получит возможность научиться:

-работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями

-чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой

-организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;

-применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

-экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;

-оформлять приготовленные блюда, сервировать стол;

-соблюдать правила этикета за столом;

-определять эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;

-применять знания о композиции в одежде, видах отделки в швейных изделий, способах моделирования фартука, правилах подготовки выкройки к раскрою;

- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий

-определять и исправлять дефекты швейных изделий

-выполнять художественную отделку швейных изделий

-изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов

- планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий

- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта,

давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке

- разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.



© 2010-2022