- Преподавателю
- Технология
- Технологическая карта по предмету «Технология» 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Технологическая карта по предмету «Технология» 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Исянова Е.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Класс: 5
Тема урока: Лоскутное шитье.
Цели урока:
-
Предметные цели:
-
способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления лоскутного изделия;
-
способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.
-
ознакомить с лоскутным шитьем и современным видом декоративно-прикладного творчества.
-
Личностные цели:
-
способствовать развитию речи учащихся;
-
учить анализировать свою работу, выделять главное
-
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
-
способствовать овладению всеми видами памяти;
-
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
-
Метапредметные цели:
-
ознакомить с узорами лоскутного шитья;
-
ознакомить с технологией выполнения аппликации на ткани и стежкой;
-
проинформировать о профессиях: мастер швейного производства и швея;
-
научить обрабатывать срезы лоскутного изделия.
-
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
-
Образовательная: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: приобретение умений и навыков по лоскутному шитью.
Метапредметные:
регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;
познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные понятия урока: лоскутное шитье, узоры лоскутного шитья.
-
Методы: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; формы: групповая, индивидуальная.
-
Тип урока: комбинированный
Дополнительные: частично - поисковый.
Методическое оснащение урока:
-
Материально - техническая база:
-
кабинет технологии
-
инструменты, приспособления
-
материалы
-
компьютер
-
проектор
-
-
Дидактическое обеспечение:
-
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
-
рабочая тетрадь: Н.В.Синица, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12
-
интернет: мультимедийные приложения
-
оценочный лист.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
I.Организационный момент
Цель этапа:
-
настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний
-
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-
приветствие
-
проверка явки учащихся
-
заполнение учителем классно журнала
-
проверка готовности учащихся к уроку
-
настрой учащихся на работу
-
доведение до учащихся плана урока
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-эмоциональный положительный настрой на урок
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- помощь учителю в проверке явки на урок
Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений по теме урока
Формируемые способы деятельности:
-формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД
Осуществление действия:
-слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
- построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения домашнего задания
Цель этапа:
-
установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания
-
устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
-
выяснение степени усвоения домашнего задания
-
выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок
-
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-контролируют правильность ответов учащихся
Формируемые способы деятельности:
-оценивают результат по алгоритму
-адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
-продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
-умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
-
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
-
заслушивание сообщений учащихся
-
предложить учащимся ответить на вопросы:
Слайд 1.
Задание 1.
-
Шов - это место соединения деталей.
-
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.
-
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
-
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
-
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
-
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки. По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Слайд 2.
Задание 2
Верно, не верно
-
1.Орнамент- это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов
-
2.В старину одежда малышей, сшитая из старинных вещей матери отца, служила оберегом
-
3.Для девочек на юбке вышивали символы огня и солнца
-
4.Мальчиков охраняли растительные орнаменты
-
5.Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета
Слайд 3.
Задание 3
Установи соответствие
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-активизация имевшихся ранее знаний
- активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой -принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
IV.Проблемное изложение новых знаний
Цель этапа:
-
сформулировать и согласовать цели урока
-
организовать уточнение и согласование темы урока
-
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
-
объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся
-
демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет
-
информирование учащихся о лоскутном шитье
-
объяснить из каких узоров состоит лоскутное шитье
-
объяснить технологию создания лоскутного изделия
-
продемонстрировать готовые изделия
-
рассказать о технологии изготовления лоскутного узора по шаблонам
-
объяснить об обработке края изделия
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-самостоятельное определение темы урока
-осознание целей и задач обучения
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
-развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление
Итог урока:
-
организовывать усвоение учащимися нового материла
-
предложить учащимся заполнить маршрутный лист,выполнить в задание
-
использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия
-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
-умение строить речевые высказывания
VI.Физкультминутка
Приложение
VII. Лабораторные работы:
1. « Изготовление образцов лоскутных узоров»,
2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»,
-
проверить умения работать по алгоритму
-
организовать самопроверку работы
7.1.1. Вводный инструктаж учителя:
-
сообщение темы, цели и задачи работы
-
обсуждение порядка её выполнения
-
сообщение оценивания этой работы
7.1.2. Текущий инструктаж:
-
контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)
7.1.3.Заключительный инструктаж:
-
выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы
7.2.1.Вводный инструктаж учителя:
-
обсудить порядок выполнения работы
-
пояснения критериев оценки работ
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
-применение на практике полученных знаний
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
-самоконтроль выполнения задания
Формируемые способы деятельности:
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
-умения структурировать знания
-построение логической цепи рассуждений
Практический этап
-
организовать выявление и исправление допущенных ошибок
-
по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха
7.2.2.Текущий инструктаж:
-
следить за правильностью выполнения работы
-
проверка организации рабочих мест
-
соблюдение правил техники безопасности
7.2.3.Заключительный инструктаж:
-
анализ выполненных работ
-
разбор типичных ошибок
7.3.1.Вводный инструктаж:
-
ознакомить с определением прочности окраски тканей
7.3.2.Текущий инструктаж:
-
напомнить правила безопасной работы
-
выполнить проутюживание утюгом образцов (избежать ожогов)
7.3.3.Заключительный инструктаж:
-
анализ выполненной работы
Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
-
включить новый способ действий в систему знаний
-
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
-
задание учащимся на подготовку к следующему уроку
-
сообщение темы следующего урока
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов»
-поиск в интернет источниках и электронных книгах
Формируемые способы деятельности:
-поиск и выделение информации
IX.Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4)Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
Подведём итог урока.
Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо.
Как вы открыли новое знание?
-
Оцените свою работу на уроке.
-
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
- оценка и самооценка учебной деятельности
- обобщение и систематизация знаний
-выражение учащимися эмоций по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Литература:
1. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица Технология: программа: 5-8 классы, М.: Вентана-Граф, 2012
2. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012
3. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013
4. Н.В. Синица, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие, М.: Вентана-Граф, 2013-06-13
5. nsportal.ru/user/password
6. pedmir.ru/
7. pedsovet.org/id/component/users/
Приложение
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
№1
-
Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) . Повторить 8-12 раз.
-
Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8- 10 раз.
№2
-
Исходное положение - сидя, руки опущены. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторять 5- 6 раз.
-
Исходное положение - сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
-
Исходное положение - сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
№3
-
Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.
-
Вытянуть вперед руку. Переводить взгляд с пальца вытянутой руки на кончик носа. Повторять 8- 10 раз.
№4
-
Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 25-30 секунд.
-
Исходное положение - сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30-40 секунд.
-
Исходное положение - стоя у окна. Медленно переводите взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30-45 секунд.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
-
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. Руки скрестить вперед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный выдох).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
№1
-
Исходное положение - стоя, руки на поясе. На счет «раз» -повернуть голову вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть голову влево; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение.
-
Исходное положение - стоя, руки опущены. На счет «раз» - поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх ; на счет «два» - вернуться в исходное положение.
№2
-
Исходное положение - стоя боком к стулу, держась одной рукой за его спинку. Поднять левую ногу вперед, отвести ее максимально в сторону и назад. Затем встать другим боком и проделать то же другой ногой. Повторить 6 раз.
-
Исходное положение - стоя. Сделать шаг вперед левой ногой, присесть на ней и выполнить несколько пружинящих движений. Проделать то же другой ногой.