Рабочая программа внеурочка Вязание крючком 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основании письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельно­сти при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образо­вания".

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Цель и задачи программы.

Цель: Развитие творческого потенциала детей посредством изготовления мягких игрушек в технике вязания крючком.

Задачи:
Обучающие:
1. Ознакомление с историей возникновения и развития художественного вида деятельности - вязание крючком.

2.Формирование знаний у детей о технике вязания крючком, подборе материалов, инструментов, технологии сбора мягкой игрушки.

3. Формирование основных приемов и навыков вязания крючком.

Развивающие:
1. Развитие мотивации к посещению занятий по программе «Мастерица» и к изучению техники вязания крючком.

2.Развитие тонкой моторики и ручной умелости.
3. Развитие пространственного и творческого мышления, художественного восприятия, воображения.

4.Развитие мотивации достижений.

Воспитывающие:

1. Воспитание ценностного отношения к декоративно-прикладному творчеству.
2. Воспитание ценностного отношения к своему труду и труду сверстников.

3. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.

Общая характеристика программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» (вязание крючком) предназначена для организации деятельности творческого объединения детей, изучающих основы вязания. Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» имеет художественно-эстетическую направленность, обеспечивает развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей, познавательных процессов, умений в области изготовления мягкой вязаной игрушки.

Описание места учебного предмета. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Декоративно - прикладное творчество является частью художественной деятельности, направленной на создание художественных изделий, имеющих практическое употребление в повседневной жизни. Одним из видов декоративно-прикладного творчества выступает вязание крючком. Как вид художественной деятельности, вязание крючком связано с процессами интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира, способно не только развивать творческие способности детей, совершенствуя их специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления. Простая методика овладения ремеслом вязания способствуют превращению занятия в любимое увлечение.

Программа «Мастерица» позволяет учащимся овладеть таким видом декоративно - прикладного творчества как вязание крючком мягкой игрушки.

Программа «Мастерица» (вязание крючком) является по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения - развивающей художественно-прикладные способности, по уровню реализации рассчитана на детей среднего школьного возраста, по сроку реализации является краткосрочной (1 год).

Срок реализации программы 1 год обучения.

Основной формой организации учебного процесса являются занятия. Организация деятельности учащихся осуществляется в групповой и индивидуальной формах работы. Количество занятий 1 года обучения: для учащихся 5 класса 1 раза в неделю по 1 часу; всего 34 занятия.

Творческие задания направлены на развитие умений выполнять задания по образцу, размышлять, сравнивать и развивать познавательные и художественные интересы, планировать и контролировать свою деятельность по изготовлению мягкой игрушки, с целью создания своих собственных творческих работ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предполагаемые результаты могут быть дифференцированы по двум уровням: базовый и повышенный.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

I.Личностные результаты

Базовый уровень.
1. Познавательный интерес к изучению вязания крючком как виду декоративно-прикладного творчества.
2. Мотивация к занятиям по программе «Мастерица».

3. Дифференцированное оценивание своих способностей в изготовлении мягкой игрушки связанной крючком.

Повышенный уровень.

Мотивация достижений.

II.Метапредметные результаты
1.Регулятивные универсальные учебные действия:

Базовый уровень.
1. Умение действовать по заданному образцу.
2. Умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельности.

3. Умение контролировать свои действия в процессе изготовления мягкой игрушки.

4. Умение самостоятельно планировать свою деятельность по изготовлению мягкой игрушки

Повышенный уровень.

1.умение преобразовывать творческий замысел.

2.Познавательные универсальные учебные действия:

Базовый уровень.

1.Умение формулировать учебную цель и ее преобразовывать.

2.Умение использовать схемы для вязания и их анализировать.

Повышенный уровень.

1.Умение составлять схемы вязания.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Базовый уровень.

1. Умение взаимодействовать в парной и групповой работе при выполнении задания.

2. Умение самостоятельно подбирать необходимые материалы, инструменты.

3.Умение выражать отношение к своим работам и работам сверстников.

Повышенный уровень.

1. Умение планировать взаимодействие со сверстниками.

III. Предметные результаты

Базовый уровень.
1. Знание правил техники безопасности на занятиях.
2.Элементарные знания по истории возникновения вязания крючком.

3. Знание правил подбора материалов и инструментов, способов и приемов вязания крючком.

4. Умение собирать мягкую игрушку из отдельных деталей.
5. Умение пользоваться рабочими инструментами.

6. Умение эстетически оформить работу.
7. Умение самостоятельно изготовить изделие.

8. Умение использовать схему вязания.

Повышенный уровень.
1. Умение быстро выполнять задания и четко ориентироваться при выборе способов их успешного выполнения.

Основными способами определения результативности являются такие формы итоговых мероприятий как:

- выставка творческих работ и проектов, где учащиеся представляют свои достижения коллективной и индивидуальной творческой деятельности, сами оформляют работы и создают экспозицию.

- выставки различного уровня декоративно-прикладного искусства, где учащиеся выставляют на всеобщее обозрение посетителей свои работы, выполненные в течение учебного года. Организация таких мероприятий может проходить как на базе школы, Центра детского творчества, так и в городе и других регионах России.

- фестиваль творчества, на который приглашаются родители, заранее готовятся призы и подарки самым активным и творческим участникам проектов.

Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение в программу «Мастерица».

1


1

1.1.

«Вязание крючком» как вид декоративно - прикладного творчества. Техника безопасности.

1


1

2

Основные приёмы вязания.

4

13

16

2.1.

Косичка из воздушных петель.

0,5

0,5

1

2.2.

Полустолбик.

0,5

0,5

1

2.3.

Столбик без накида.

0,5

0,5

1

2.4.

Изделие «Чехол для телефона».

0,5

3,5

4

2.5.

Изделие игольница «Солнышко».

0,5

2,5

3

2.6.

Изделие «Божья коровка».

0,5

1,5

2

2.7.

Изделие «Арбуз» (долька).

0,5

3,5

4

2.8.

Столбик с накидом.

0,5

0,5

1

3.

Условные обозначения при вязании крючком по схеме.

0,5

0,5

1

3.1

Условные обозначения при вязании крючком по схеме.

0,5

0,5

1

4

Вязание игрушек по схемам.

2

12

14

4.2.

Любимый щенок.

1

6

7

4.3.

Веселый бегемот.

1

6

7

5.

Итоговое занятие. Выставка работ.


1

1


Итого часов:

7,5

26, 5

34






3.Содержание программы.



Раздел 1. Введение в программу «Мастерица» (1 ч.)

Тема1.1. «Вязание крючком» как вид декоративно - прикладного творчества. Техника безопасности (1ч.)

Теория. История возникновения и развития вязания крючком как одного из видов декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы (крючок, игла, ножницы). Соответствие толщины ниток и крючка. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами. Рабочее место, его организация и содержание в рабочем порядке.

Раздел 2. Основные приёмы вязания (16ч.)

Тема2.1.Косичка из воздушных петель (1ч.)

Теория: Особенности техники выполнения вязания воздушных петель. Инструменты и материалы.

Практика: Показ образцов вязаных игрушек. Изготовление воздушных петель, как вспомогательной части игрушки.

Тема 2.2. Полустолбик (1ч.)

Теория: Основные виды вязания: плотные, ажурные (круговые, прямоугольные, угловые, орнаментальные). Отличительные особенности. Техника выполнения полустолбика.

Практика: Выполнение образцов различных видов вязания. Дидактическая игра «Весёлый клубок».

Тема 2.3. Столбик без накида(1ч.)

Теория: Особенности техники выполнения петель. Инструменты и материалы.

Практика: Показ образцов. Изготовление петель без накида, как основной части игрушки.

Тема 2.4. Изделие «Чехол для телефона» (4 ч.)

Теория: Закрепление понятия «чехол». Назначение чехла. Особенности техники изготовления чехла.

Практика: Разработка эскиза чехла, подготовка шаблона. Подбор пряжи нужного цвета для выполнения. Изготовление чехла. Декорирование изделия лентами, кружевом, бантом, искусственными цветами.

Тема2.5. Изделие игольница «Солнышко» (3 ч.)

Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия.

Особенности изготовления. Последовательность изготовления.

Практика: Показ образцов вязания. Подбор пряжи и изготовление изделия (игольницы)

Тема 2.6. Изделие «Божья коровка» (2 ч.)

Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления.

Практика: Показ образцов вязания. Подбор пряжи и изготовление изделия.

Тема2.7. Изделие «Арбуз» (долька) (6 ч.)

Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления.

Практика: Показ образцов вязания. Подбор пряжи и изготовление изделия

Тема 2.8. Столбик с накидом (2 ч.)

Теория: Основные виды вязания. Отличительные особенности. Техника выполнения столбика с накидом.

Практика: Выполнение образцов различных видов вязания.

Раздел 3.Условные обозначения при вязании крючком (1ч.)

Тема. 3. 1. Вязание по схеме(2ч.)

Теория: Последовательность изготовления изделия по схеме.

Практика: Показ образцов вязания. Подбор пряжи и изготовление образца.

Раздел 4.Вязание игрушек по схемам. (14ч.)

Тема4.1. Любимый щенок (7 ч.)

Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления.

Практика: Разработка эскиза изделия. Подбор пряжи нужного цвета для выполнения. Изготовление изделия. Декорирование изделия лентами, кружевом, бантом, искусственными цветами.

Тема 4.2. Веселый бегемот (7ч.)

Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления.

Практика: Разработка эскиза изделия. Подбор пряжи нужного цвета для выполнения. Изготовление изделия. Декорирование изделия лентами, кружевом, бантом, искусственными цветами.

Раздел 5. Тема: Организация выставки(1 ч.)

Практика: Выставка детских работ. Анализ итогов работы за год.

4.Методическое обеспечение

Программа «Мастерица» - это система занятий, которая включает в себя цикл теоретических и практических знаний по вязанию крючком из разных материалов, практическую работу по изготовлению мягких игрушек.

Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает усвоение учащимися знаний о свойствах различных материалов, видах петель, способах и приемах их использования в мягкой игрушке, а также формирование наблюдательности, умения взаимодействовать друг с другом. Тем самым творческая деятельность на занятиях «Мастерица» служит эффективным средством познания действительности, и помогает развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, внимания, и других психических процессов. Знания, умения и навыки, приобретенные воспитанниками на занятиях по программе «Мастерица», найдут широкое применение, как в учебной деятельности, так и в дальнейшей жизни.

Программа «Мастерица» обеспечена дидактическим материалом к занятиям: схемы и шаблоны вязания крючком, рисунки мягких игрушек, образцы вязания (Приложение 10),наглядные пособия демонстрационного характера, раннее выполненные работы детей.

Особое внимание на занятиях уделяется формированию положительной мотивации к обучению и познанию, взаимодействию с педагогом и со сверстниками. Главная задача вводного занятия - заинтересовать детей таким видом декоративно-прикладного творчества как вязание крючком, сориентировать детей на прикладное значение данного вида деятельности. На вводном занятии детям дается представление о содержании программы, с тем, чтобы они могли (с помощью педагога) сформулировать для себя учебную задачу в освоении способов и приемов вязания крючком. В данном разделе также предусматривается знакомство с правилами безопасности на занятиях.

В процессе освоения программы учащиеся более подробно знакомятся с историей возникновения вязания крючком, получают информацию о многообразии и видах петель, изучают различные способы и приемы изготовления объемной вязаной игрушки. Система заданий для детей построена по принципу от простого к сложному: сначала осваиваются виды петель, затем изготавливаются небольшие по объему плоскостные изделия (салфетки, чехлы и т.д.), затем вводятся схемы вязания и дети осваивают изготовление объемных изделий. Предусматриваются задания индивидуального характера с учетом возможностей детей: успешно осваивающим программу детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу более простую («арбуз», «солнце»).

Последовательность изготовления всех работ такова:

1. Выбор мягкой игрушки (постановка цели).

2. Подбор материалов и инструментов.

3. Изготовление объемных деталей.

4. Соединение деталей мягкой игрушки

6. Оформление готовой работы.

Работа над выполнением мягкой игрушки способствует приобретению умений действовать крючком, ножницами, соединять детали. Детей радует яркий цвет выбранного материала. Происходит усвоение активных знаний о величине, форме, и композиции.

Достаточно сложным считаются изготовление объемных крупных игрушек. Заготовки нужного материала расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в природные формы, развивают наблюдательность.

Дети должны усвоить некоторые правила выбора материалов и инструментов: при выборе крючка обязательно обращается внимание на толщину пряжи, выбор пряжи зависит от вида изделия.

В качестве средства активизации внимания, мотивации детей на занятиях используются игровые формы обучения, анализ продуктов деятельности, групповые формы работы, конкурсы и выставки детских работ. В качестве основных обучающих методов используются беседа, рассказ, показ приемов работы, практические пробы.

На занятиях «Мастерица» метод объяснения может использоваться во вводной части занятия для знакомства с темой и способами работы крючком и заключительной части работы (демонстрация готовой работы, коллективная оценка работы, индивидуальная оценка работы).

Инструктаж по технике безопасности на занятиях является его важной и необходимой частью. Используются следующие виды инструктажа:

1. Вводный - проводится в начале занятия, включает в себя постановку конкретной трудовой задачи, дается характеристика операций, проводится объяснение рабочих приемов.

2. Текущий - проводится во время практической деятельности, включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин, недостатков работы, исправление ошибок, объяснение правильных приемов, проведение самоконтроля.

3. Заключительный - включает в себя анализ работ, характеристику допущенных ошибок в работе, умения работать с инструментами (вязальный крючок, швейные иглы, ножницы).

Во избежание перегрузок, используя метод переключения на другие виды деятельности, на занятиях проводятся физкультурные разминки для детей, они могут быть как в игровой форме, так и в виде комплекса упражнений, оздоровительных и динамических пауз: для осанки («солнышко лучистое», «деревце»), для зрения(«далеко, близко»и др.), для моторики рук («братцы- пальчики», «наши пальчики» и так далее). Выбор оздоровительных пауз не принципиален и зачастую проводится детьми.

Для полноценной реализации программы необходимо следующее ее материально-техническое обеспечение:

1. Помещение для занятий с хорошим дневным и вечерним освещением, оборудованный стеллажами или стендами для детских работ.
2. Сухое помещение или хорошим проветриванием, где хранятся материалы.
3. Материалы для работы: пряжа, наполнитель для игрушек.

4.Инструменты для работы: крючки, ножницы, иголки, нитки.



© 2010-2022