- Преподавателю
- Технология
- Открытое занятие дополнительного образования Пейчворк
Открытое занятие дополнительного образования Пейчворк
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ФОМИНЫХ Е.В. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Знакомство с техникой «Русский квадрат».
Цель: Формирование у детей теоретических и практических знаний и умений по изготовлению прихватки в технике «Русский квадрат».
Задачи:
Обучающие:
-
Научить детей технологии набора в квадрат из полосок.
-
Обучить детей технике изготовления изделий, состоящих из трех основ.
-
Совершенствовать навыки работы с ручными инструментами.
Развивающие:
-
Развивать мышление, внимание, глазомер, умение правильно подбирать цветовые сочетания.
-
Развивать навыки поэтапной работы над изделием.
-
Развивать трудовые навыки: соблюдать порядок рабочего стола, и правила техники безопасности.
Воспитательные:
-
Воспитывать аккуратность, бережное отношение и экономное использование материала.
-
Воспитывать мотивацию к учению, усидчивость, старание.
-
Воспитывать любовь к декаративно-прикладному искусству нашей родины, уважительное отношения к труду народных мастеров.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Практическое занятие с элементами беседы.
Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный, частично-исследовательский, с использованием практического метода.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ. 11 лет.
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ. 45 минут
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ. 10 человек.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Педагога: - изготовление образцов,
- изготовление технологической карты,
- изготовление раздаточного материала для проведения данного
занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для педагога:
- иллюстрации,
- образец изделия,
- схема поэтапной сборки изделия,
- магнитофон, кассеты с мелодиями.
Для детей:
- выкройки,
- ткань,
- синтепон,
- нитки, иголки, ножницы, мелки,
- швейная машина.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
-
Организационный этап. 1 мин.
/ приветствие/
-
Подготовительный этап. 5 мин.
/ сообщение темы, цели и задач/
-
Основной этап. 23 мин.
а/ теоретический.
б/ практический.
-
Контрольный этап. 7 мин.
/ опрос/
-
Итоговый этап. 4 мин.
/ подведение итогов занятия/
-
Рефлекторный этап. 1 мин.
/самооценка занятия /
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный этап.
Цель:
Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Прошу садится. Проверим готовность к занятию.
2. Подготовительный этап.
Цель:
Подготовка детей к восприятию материала занятия и проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.
Тема нашего занятия: «Знакомство с техникой «Русский квадрат».
Цель занятия: Знакомство с последовательностью выполнения техники «Русский квадрат» и изготовление прихваток. Будем развивать фантазию, творческое мышление, умение работать самостоятельно. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Педагог:
-Но прежде чем приступить к работе, вы должны вспомнить материал предыдущих занятий. На столе у вас лежат карточки с заданием, в котором надо расставить этапы изготовления изделий из лоскутков.
Педагог:
- Ребята, проверим по моему образцу. (см приложение 1)
/ показ педагогом образца, самопроверка./
- У кого нет ошибок?
- У кого одна ошибка?
- У кого две ошибки?
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
а/ теоретический.
Цель:
Знакомство детей с техникой «Русский квадрат».
Беседа по ознакомлению с изделием (показ образца).
Педагог:
- Для чего нужна прихватка?
Дети:
- Нужный предмет в домашнем хозяйстве, на кухне она предохраняет руки от ожогов, когда нужно взять горячую тарелку или кастрюлю.
Педагог:
- Любая хозяйка хочет, чтобы ее дом был уютным и гостеприимным. И не всегда это зависит от количества вложенных средств. Терпение, желание фантазировать, эстетический вкус и многое другое помогут в оформлении интерьера. Любые изделия, сделанные в лоскутной технике будут выгодно отличаться от магазинных.
На сегодняшнем занятии начнем работу над прихваткой, которая есть в любом доме у хозяйки. На первый взгляд, без этой мелкой вещицы можно обойтись. Подумаешь, горячую кастрюлю можно взять и старой тряпкой и полотенцем! Но, согласитесь, пользоваться аккуратными самодельными прихватками, намного приятнее. Если на кухне есть красивая посуда, полотенце и прихватки в том числе, даже приготовленные блюда будут казаться вкуснее
Эти изделия можно подарить близким и друзьям к праздникам
Педагог:
- Техника «русский квадрат» известна очень давно, как традиционный лоскутный узор русского северного шитья. Она несколько сложнее, чем техника «изба» и требует большого внимания и аккуратности.
Собирают лоскутный узор на основе, как и узор «изба», от центральной фигуры - квадрата, от величины которого зависит размер остальных деталей - полосок и прямоугольных равнобедренных треугольников.
Традиционно цвет треугольников темный, чаще черный. Центральный квадрат и полоски выполняют из светлых тканей.
Чтобы узор выглядел эффектнее, соблюдают определенное соотношение между элементами: ширина полосы для обтачивания центрального квадрата должна ровняться или быть меньше половины его стороны.
В отличие от узора «изба», где не требуется схема узора, для выполнения «русского квадрата», такая схема очень нужна, ее следует нарисовать в натуральную величину, чтобы сделать шаблоны деталей, составляющих узор.
Педагог:
- А сейчас перед практической работой разомнем ваши кисти рук.
Физминутка
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни
По дороге снежной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок-чок, чок-чок, чок-чок
Скачет резвый табунок.
б/ практическая
Цель:
Совершенствование практических умений и навыков детей по изготовлению лицевой части прихватки в технике «Русский квадрат».
-
Раскрой деталей,
-
Сметывание деталей,
-
Стачивание деталей на швейной машине.
Работа детей в соответствии со схемами поэтапной сборки данного элемента /см. приложение 2/
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная практическая работа детей, сопровождаемая музыкальным оформлением.
4. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП.
Цель:
Осуществить контроль полученных на занятии знаний.
Педагог:
- Ребята, я предлагаю выполнить вам задания по карточкам.
/ см. приложение 3 /
5. ИТОГОВЫЙ ЭТАП.
Цель:
Подведение итогов проделанной работы на занятии.
Педагог - Что понравилось на уроке?
- Каким практическим навыкам научились?
- Для чего нам нужны прихватки?
- А кто из вас хочет подарить изделие и кому?
6. РЕФЛЕКТИВНЫЙ ЭТАП
Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии.
Педагог:
- Ребята, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите сигнальную карточку красного цвета, а если настроение плохое, то поднимите сигнальную карточку зеленого цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Тест «Этапы изготовления изделий из лоскутков»
Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления .
-
стачивание деталей
-
оформление
-
подбор материала
-
раскрой
-
сметывание
-
отутюживание
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Дидактическая игра «словарь».
На отдельных карточках напечатаны термины и определения к ним.
Задание: за 1 минуту подобрать пару.
Шаблон
Точная копия детали изделия, необходима при раскрое.
Раскрой
Вырезание деталей изделия
Сметать
Временно соединить детали сметочными стежками
Стачать
Соединить детали машинной строчкой
Отутюжить
Отгладить готовое изделие
7