Рабочая программа по технологии 8 класс

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:


  • Закон РФ от10.1992г.№3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.04.2012г. №25-ФЗ);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.06.2011г.№85);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.№1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69);

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»);

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.

Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, учитывает возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения. С учетом специфики расположения школы в сельской местности, наличием учебно-опытного и производственного участка.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений . Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики.

УОУ и кабинеты должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей, наиболее важны связи с биологией и химией.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи обучения:

- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ « Костинская СОШ» на изучение технологии отводится в 8 классах - 1 час в неделю , 34 часа в год соответственно .

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:

- Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология , изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С. Методическое пособие по технологии, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С., Яковенко О.В.Технология. 8 класс. Электронное приложение.

- Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

- Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г.

-Ковалёва Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд, изд. «Просвещение»,1991г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формы и методы контроля.

Для оценки полученных знаний и умений используются следующие методы контроля:

  • устный опрос

  • письменный ответ

  • тестирование

  • практическая работа

  • защита проекта

  • работа на уроке

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Ягодные культуры

8

Питомник

4

Семейная экономика

5

Питомник

4

Художественная обработка материалов

3

Ягодные культуры

5

Овощеводство

5

Итого:

34

Основное содержание

Ягодные культуры (8ч)

Вводное занятие «Значения ягодных культур. Многообразие ягодных культур »

Морфология земляники: стебель, почки, корень

Планировка почвы для посадки земляники. Разбивка участка, внесение удобрения Сроки и способы посадки земляника. Севооборот. После посадочный уход. Малина. Выращивание посадочного материала.

Вырезка отплодоносивших ветвей, т/б при работе с секатором, лопатой.

Болезни малины, меры борьбы. Вредители малины. Особенности размножения

Смородина и крыжовник. Особенности ухода за культурами.

Практическая работа. Обрезка смородины, посадка земляники. Техника безопасности в работе. Итоговое занятие

Питомник (4ч.)

Посадка и уход за черенками смородины.

Размножение смородины отводками: горизонтальными, вертикальными.

Техника прививки плодовых культур. Техника безопасности с прививочным ножом. Окулировка. Техника безопасности с окулировочным ножом.

Семейная экономика (5ч) Семья как экономическая ячейка общества. Бюджет семьи. Информация о товарах. Расход на питание. Сберкнижка, личный бюджет. Предпринимательство в семье. Экономика приусадебного участка. Практические работы по изученному разделу. Итоговое занятие.

Питомник (4ч) Правила работы и техника безопасности с окулировочным и прививочным садовым ножами. Сроки , способы прививки плодовых культур. Практическая работа. Прививка плодовых культур. Техника безопасности в работе. Уход за питомником. Полив, прополка, рыхление.

Художественная обработка материалов (3ч.)

Художественная вышивка. Швы узелки и рококо. Двусторонняя гладь. Атласная и штриховая гладь. Художественная гладь. Практическая работа.

Ягодные культуры (6ч.) Морфологические и биологические особенности винограда. Посадка, формирование и обрезка винограда. Облепиха. Особенности роста и плодоношения. Отличия мужских от женских растений. Ирга. Значение, биологические особенности. Итоговое занятие.

Овощеводство (4ч)

Овощи - источник здоровья. Семейство крестоцветных. Овощные культуры семейства пасленовые. Картофель. Овощные культуры семейства бахчевые. Итоговое занятие.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.



Учебно-методическое обеспечение.

  1. Технология. 8 класс. Авторы: Синица Н.В., Симоненко В.Д.,

Самородский П.С., Яковенко О.В. изд. «Вентана-Граф»,2014г.

  1. Технология. 8 класс. Электронное приложение. Авторы:

Синица Н.В., Самородский П.С., Яковенко О.В.

  1. Технология. 8 класс. Методическое пособие. Авторы: Синица Н.В., Самородский П.С. изд. «Вентана-Граф»,2014г.

  2. Наместников А.Ф. Хранение и переработка овощей, плодов и ягод, изд. «Высшая школа»,1986г.

  3. Тарасов В.М. Практикум по плодоводству, изд. «Просвещение», 1976г.

  4. Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

  5. Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г

  6. Учебно-опытный и производственный участок

  7. Тематические таблицы

  8. Производственное оборудованием включенное в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях.


Поурочное планирование 8 класс

Технология

осень 2014-2015 год


П/П

Дата по план

Дата факт

Наименование темы

Кол-во часов

Цель урока

Д/з лит-ра

Ягодные культуры

1

Вводное занятие «Значения ягодных культур. Многообразие ягодных культур »

1

Познакомить с хозяйственным значением ягодных культур

Сообщения, экскурсия.

Стр 181-183

(7кл)

2

Морфология земляники: стебель, почки, корень

1

Изучить строение куста земляники

Рисунок, с табл. запись в тетрадь

3

Планировка почвы для посадки земляники. Разбивка участка, внесение удобрения Сроки и способы посадки земляника. Севооборот. После посадочной уход.

1

Ознакомить с разбивкой участка, внесением удобрения. Знакомство со сроками посадки значение ухода

Стр 40-43 с/х, стр 159, стр 157- 159

В огороде посадить новый сорт земляники.


4

Малина. Выращивание посадочного материала.

Вырезка отплодоносивших ветвей, т/б при работе с секатором, лопатой.

1

Познакомиться с особенностью сильных побегов. Техника вырезки побегов.

Стр 185-Д186(7кл)

Дополнительные сообщения.

5

Болезни малины, меры борьбы. Вредители малины. Особенности размножения

1

Многообразие болезней. Меры борьбы. Многообразие вредителей.

Стр. 188(7кл)

6

Смородина и крыжовник. Особенности ухода за культурами.

1

Познакомить с особенностями культур смородины и крыжовника.

Стр.189-191(7кл)

Дополнительная литература.

7

Практическая работа. Обрезка смородины, посадка земляники. Техника безопасности в работе.

1

Изучить на практике приемы ухода за ягодниками.

Подготовка к итоговому занятию по теме: ягодные культуры

8

Итоговое занятие

1

Проверить знания по теме ягодные культуры.

Повторение изученного материала.

Питомник

9

Посадка и уход за черенками смородины.

1

Познакомиться с особенностями черенкования смородины

Стр.189-191

(7кл)

10

Размножение смородины отводками: горизонтальными, вертикальными.

1

Изучить особенности размножения смородины отводками.

Стр.190-191

(7кл)

Зарисовать по памяти гор. и верт отводки.

11

Техника прививки плодовых культур.

Техника безопасности с прививочным ножом.

1

Ознакомить с техникой прививки плодовых.

стр. 191-192 (7кл)

Повторить технику привюи тех.безопасности.

12

Окулировка. Техника безопасности с окулировочным ножом.

1

Повторить технику окулировки.

Стр. 192-195 (7кл)

Вспомнить технику окулировки Т,без.

Семейная экономика

13

Семья как экономическая ячейка общества. Бюджет семьи.

1

Дать характеристику понятию - семья.

Стр.4-7 вопр., 14-16.

Сим 8кл.

14

Информация о товарах. Расход на питание. Сберкнижка, личный бюджет.

1

Рассказать основную информацию о товарах. Познакомить с понятиями сберкнижка, личный бюджет.

Стр. 10-13

Стр. 18-24

Сим.8 кл.

15

Предпринимательство в семье. Экономика приусадебного участка.

1

Изучить особенности экономики приусадебного участка.

Стр.24-31

Сим.8кл.

16

Практические работы по изученному разделу.

1

Проанализировать знания учащихся по пройденному материалу.

Повторение раздела. Подготовка к итоговому заняию.

17

Итоговое занятие

1

Проверить качество полученных учащимися знаний.

Повторение пройденного материала.

Весна


Питомник

18

Правила работы и техника безопасности с окулировочным и прививочным садовым ножами

1

Познакомить с основными правилами работы с садовыми ножами, техникой безопасности при работе с ними.

Стр . 140-143 (Фаустов)

Запись в тетради.

19

Сроки, способы прививки плодовых культур.

1

Дать представление о сроках и способах прививки плодовых культур.

Стр.192-195 (7

кл)

запись в тетради.


20

Практическая работа. Прививка плодовых культур. Техника безопасности в работе.

1

Научить технике окулировки.

Повторение изученного материала.

21

Уход за питомником. Полив, прополка, рыхление.

1

Познакомить с особенностями ухода за питомником.

Уход за посадками в питомнике.

Художественная обработка материалов

22

Художественная обработка материалов. Художественная вышивка. Атласная и штриховая гладь.

1

Познакомить с художественной вышивкой. Атласной и штриховой гладью.

Стр. 32-37.-39.

Вопросы стр36,39.

23

Швы узелки и рококо. Двусторонняя и художественная гладь.

1

Изучить способы вышивки «узелки»,

«рококо»,гладь

Стр.39-43-45

Вышивку листа выполнить.

24

Практическая работа.

1

Отработать вышивку цветка.

Закончить вышивку цветка.

Ягодные культуры

25

Морфологические и биологические особенности винограда.

1

Познакомить с особенностями винограда.

Стр.237-243

Запись в тетради.

26

Посадка, формирование и обрезка винограда.

1

Рассказать о формировании винограда. Обрезке куста.

Стр.247-251,256

Памятку сделать с рисунками обрезки.

27

Облепиха. Особенности роста и плодоношения. Отличия мужских от женских растений.

1

Провести беседу об

Особенностях роста, плодоношения облепихи.

Сообщение об облепихе в нашей местности.

28

Ирга. Значение, биологические особенности.

1

Изучить значение, биологические особенности.

Доп.лит-ра.

Сообщение.

29

Итоговое занятие.

1

Обобщение пройденного материала.

Повторение изученного материала.

Овощные культуры.

30

Овощи - источник здоровья. Семейство крестоцветных.

1

Повторить овощи

Из сем. крестоцветных.

Стр,98-104(с\х

Беседа.

31

Посадка и уход за крестоцветными

1

Знать особенности выращивания крестоцветных.

Пересказ конспекта.

32

Овощные культуры семейства бахчевые.

1

Познакомить с бахчевыми культурами.

Сообщение

Бахчевые культуры.

33

Овощные культуры семейства пасленовые. Картофель.

1

Изучить овощные культуры семейства пасленовых.

Стр 208-214.

Трайтак.

34

Итоговое занятие.

1

Подвести итоги работы. Летнее задание.







Список литературы.

- Государственный стандарт основного общего образования по технологии.

- Синица Н.В., Симоненко В.Д. учебник Технология, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С. Методическое пособие по технологии, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С., Яковенко О.В.Технология. 8 класс. Электронное приложение.

-Ковалёва Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд, изд. «Просвещение»,1991г.

-Тарасов В.М. Практикум по плодоводству, изд. «Просвещение», 1976г.

- Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

- Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г.

- Наместников А.Ф. Хранение и переработка овощей, плодов и ягод, изд. «Высшая школа»,1986г.


© 2010-2022