Урок технологии 8 класс Торговые символы, этикетки и штрихкод

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Товарные символы, этикетки и штрихкод.

Тип урока: комбинированный.

Вид учебного труда: работа с информацией.

Объект труда: «Определение гарантийности качества товара по штриховому коду».

Время работы: 45 минут (1 урок).

Цель:

Познакомить учащихся с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена.

Задачи:

- Научить разбираться в значениях символов на упаковках товаров;

- Научить определять гарантийность качества по штриховому коду;

- Развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами (упаковками товаров);

- Воспитывать грамотного покупателя.

Дидактическое обеспечение: презентации: «Маркировка товара», «Штриховой код»; образцы маркировок, этикеток, упаковок с нанесённым штрих кодом; таблица «Коды стран»; инструкционные карты «Штриховой код», «Определение гарантийности качества товара по штриховому коду»

Оборудование: компьютер, экран.

Словарь: маркировка товаров, этикетка, штриховой код.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

2. Опрос пройденного материала.

-Что нам надо знать, идя в магазин?

- Что такое информация о товарах?

- Из каких источников можно получить информацию о товаре?

- Что такое сертификат товара?

3. Домашнее задание.

Прорекламировать тот или иной товар в предверии новогодних праздников.

«Реклама - двигатель торговли» "Не похвалишь - не продашь"

«Реклама, зачем она нам нужна?» - такой вопрос мы задаем себе, когда она в очередной раз прервала просмотр интересного фильма или любимого телешоу.

Рекла́ма (от лат. reclamare - «утверждать, выкрикивать, протестовать») - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основная функция современной рекламы - представление определенного товара потребителям.

Целью рекламы может быть:

  1. увеличение объема продаж;

  2. привлечение внимания торговых посредников;

  3. ознакомление потребителей с новой продукцией;

  4. формирование определенных предпочтений у потребителя;

  5. оказание влияния на решение покупателя совершить покупку в настоящий момент;

  6. создание благоприятного образа (имиджа) предприятия и т. п.

Самыми эффективными способами рекламы являются средства массовой информации: газеты, телевидение, радио.

С их помощью реклама становится доступной для огромного количества потребителей, быстро запоминается, становится легко узнаваемой.

Упражнение «Узнай рекламу»
Узнайте рекламу по высказанной фразе:

Танки грязи ... (не боятся) (реклама КамАЗа)

Эльдорадо - учитесь ... (как надо!) (реклама магазина "Эльдорадо")

А ты налей и ... (отойди) (реклама сока "Моя семья")

4. Постановка темы и учебной цели.

Знания, которые мы с вами получаем на уроках домашней экономике, необходимы каждому человеку. Сегодня мы покупатели, совершающие покупки.

Учащиеся разделены на подгруппы. У каждой группы на столе несколькоупаковок или этикеток от разных товаров

Дать задание группам:
У каждой группе одинаковые по объему упаковки товара, предварительно обернутые белой бумагой, и я прошу вас извлечь максимум информации о товаре.

Ученики высказывают предположение какой товар в упаковке, его вес, состав, способ применения и употребления. ( В упаковке может быть молоко, сок и.т.д.)

Учащиеся делают вывод, что при отсутствии этикетки невозможно получить полную и достоверную информацию о товаре.
Перечислите,пожалуйста, сведения, которые вы бы хотели узнать о товаре: свойства, вес, состав, срок годности и.т.д.

Цель нашего занятия:

познакомиться с назначением торговых символов, этикеток, штрихкода,

с информацией, которая в них заложена.

Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями и определим гарантийность качества товара по штриховому коду.

5. Новый материал

А сейчас я вас попрошу снять упаковку и дополнить свой ответ и извлеките максимум информации, которую вы хотели бы получить с упаковки.

Все ли знаки вам понятны?
Из каких источников можно получить информацию о товаре?

(сертификат товара, торговые символы, этикетки, вкладыши, штрихкоды)

По некоторым подсчетам, в торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара. Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно получить информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объеме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?(Ответы учащихся)

Такая информация содержится в технической документации, которая должна прилагаться к изделию: инструкциях, паспортах, вкладышах.

Покупая товар в упаковке, вы наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки и т.д.

Знаете ли Вы о том, какую информацию они несут? (Ответы учащихся.)

Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесённые на упаковку, ярлык или этикетку называется маркировкой. (Запись в тетради).

По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения.

Как читать маркировку товаров?

Символы, которые встречаются на упаковке товаров и самих товаров:

1.Знаки соответствия продукции стандартам качества-

первое, на что потребителю следует обращать внимание. В зависимости от маркировки качество продукции может быть подтверждено обязательной и добровольной сертификацией или декларацией.

2. Экологические символы.

Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты.

3. Правила пользования товаром.

На одежде встречается группа знаков - символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью.

В качестве примера хочу привести диалог, которые часто можно услышать

- Что-то я не вижу твою новую куртку.

- Постирала, набивка вся сбилась.

- Ты её вернула?

- Нет! Не взяли! Оказывается её вообще нельзя стирать.

Какие можно встретить символы на одежде?

(Ответы учащихся - сушка, стирка, отбеливание, химчистка.)

Все эти символы содержатся на этикетке товаров: вещей, упаковок продовольственного товара).

Что такое этикетка товара?

Этикетка - маленький представитель вещи.

Этикетка - ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.

Знаете ли Вы, какая информация содержится на этикетке вещей?

Этикетка содержит:

- название продукции;

- символ кампании производителя;

- состав;

- инструкции для пользователя.

Мы большое внимание уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами. С такими знаками мы с вами знакомились когда изучали правила ухода за изделиями.

Вкладыш - это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции.

Вкладыш обязательно прилагается к химическим препаратам, лекарствам.

4. Состав продукта.

Состав продукта указывается на этикетке. По закону вся информация о составе продукта должна быть на русском языке.

Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара?

Этикетка продовольственного товара: состав, масса (объем), калорийность, срок годности и хранения товара, дата выпуска товара, адрес изготовителя, штрих код.

Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта с изделиями, определяя важнейшую для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.

На многих изделиях - от жевательной резинки до телевизора - Вы всегда увидите ряд цифр, а над ними - черные полосы разной ширины.

Что это за загадочные штрихи?

Картина с бумажной волокитой заметно изменилась с появлением штрих кода. И если наше время называют веком электроники и информатики, то штрих код-это поистине тоже изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.

Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».

Штриховой код - это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом. (Запись в тетради.)

Как кодируется информация товара?

Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции - его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра - это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.

Как расшифровать информацию о продукте?

Для этого есть специальные электронные считывающие устройства - сканеры, которые бывают самой разной формы, например, в виде карандаша или пистолета.

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175

1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.

6+0+3+5+0+7=21

2. Полученную сумму умножить на 3:

21*3=63

3. Сложить числа стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:

4+0+4+3+0+1=12

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

63+12=75

5. Отбросить десятки: 5

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10-5=5

Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.

Код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. В некоторых случаях штрих-код, нанесенный на товар, не соответствует стране производства товара:

  1. Предприятие зарегистрировано и получило код не в своей стране, а в стране куда направлен основной экспорт ее продукции;

  2. Товар был изготовлен на дочернем предприятии;

  3. Товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии предприятия из другой страны;

  4. Учредителями фирмы становятся несколько предприятий из различных государств.

Где применяется штриховой код?

6. Практическая работа.

Практическая работа: Определите страну - изготовителя и гарантийность качества товара по штриховому коду.

7. Анализ и оценка выполненных работ.

- Что Вы будите учитывать при оценке работ?

- Поменяйтесь работами внутри группы и оцените их.

- Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?

- Что получилось? Что не получилось?

- Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

8. Закрепление материала.

  • Что такое маркировка товаров?

  • Какие символы встречаются на упаковках товара?

  • Что такое этикетка товара?

  • Какая информация содержится на этикетке вещей?

  • Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара?

9. Подведение итога урока.

Чему научились Вы сегодня на уроке?

10. Домашнее задание.

Варианты домашних заданий по желанию учащихся:
-написать короткое сочинение-рассуждение « Что было бы, если бы исчезли с товаров этикетки?

-разработать маркировку и этикетки на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар.
-изучить символы на товарах, которым отдают предпочтение;
-рассказать о значении символов друзьям и членам семьи.


11.Рефлексия:
• Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке?
• Какие знания ты отметил для себя как важные.
• Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее?
• Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему?
• Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил?

Учитель. Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя.

Существует анекдот о том, какую цену мы платим за свои покупки: владелец оптического магазина учит своего сына, как выжимать деньги из покупателей:

- Сынок, после того, как ты подберешь покупателю очки, и он спросит, сколько они стоят, ответь: «Десять долларов». Затем подожди немного и смотри. Если он не вздрогнет, говори: «Это за оправу. Стекла стоят еще десять долларов». Выжди еще, но поменьше, и если покупатель опять не вздрогнет, добавь: «За каждое».

Какие же правила покупки необходимо знать, приобретая вещи? Об этом и пойдет речь на уроке.


Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Мы будем учиться быть грамотными потребителями и определим гарантийность качества товара по штриховому коду.


© 2010-2022