Роль преподавателя в образовательной среде колледжа

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников    Как меняются роль, содержание и характер профессиональной деятельности преподавателя в условиях работы в современной информационной образовательной среде? Каким образом данные изменения влияют на достижение планируемых образовательных результатов? Каковы дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде?              Ср...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Роль преподавателя

в образовательной среде колледжа








Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников

Как меняются роль, содержание и характер профессиональной деятельности преподавателя в условиях работы в современной информационной образовательной среде? Каким образом данные изменения влияют на достижение планируемых образовательных результатов? Каковы дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде?

Сравнительно недавно учебный процесс в колледже планировался учителем в соответствии с такими важными компонентами планирования процесса обучения, как содержание образования (программа), возраст и уровень подготовки обучающихся. Активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для обучающихся всей группы предоставляли ограниченные возможности углублённого изучения интересующих тем.

В настоящее время ситуация изменилась. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Приведём некоторые извлечения из них, касающиеся требований к информационному обеспечению учебного процесса в электронной форме:
- управлять учебным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.

Очевидно, что данные требования полностью могут быть реализованы только в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий.

Учебный процесс в новых условиях, а именно - в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучающегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для обучающихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентационная, практическая, коммуникативная деятельность).

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности и последовательности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации. Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов. В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. Учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания. Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в информационной образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особо следует отметить, что содержание такого учебного процесса должно стать не целью, а средством достижения запланированных образовательных результатов.

Из принципа научности вытекает требование проблемно-деятельностной постановки учебного процесса в информационной образовательной среде. Такая модель обучения ставит учащегося в положение исследователя, конструктора, проектанта, участника коммуникации, организатора общения, способствует развитию аналитического и логического мышления. Определяемое данным принципом направление эффективно способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее чётко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчёркнуты и усилены возможностями средств ИКТ. Наиболее важный вывод, который следует из современного понимания принципа визуализации, состоит в том, что в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, возможно и необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовать деятельность учащегося по преобразованию объекта либо в форме достраивания модели или процесса, либо в форме видоизменения и переконструирования.

В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях, представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.
Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности обучающихся. Таким критерием является соответствие содержания действий ученика усваиваемой информации, причём активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в результате которых и происходит усвоение предметных умений. Так, если ставится задача формирования у студентов типовых умений, то организацию деятельности следует вести по готовому алгоритму, заданному средствами ИКТ. Напротив, если предполагается формирование умений решать эвристическую задачу, то необходимо предоставить ребёнку возможность самостоятельно построить алгоритм действий.

Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание принципа предстаёт как система индивидуализированных приёмов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.
Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определённые функции, а учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников.

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников.
Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание целей, содержаний, способов деятельности и характера взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание ученика.

Иными становятся и роли участников образовательного процесса. Первоначально студенты погружаются в деятельность, где они выступают в роли её активного субъекта, а педагог - в роли организатора коммуникации. Одним из важнейших условий, которое моделирует учитель, является создание для обучающихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляются анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Ребёнок в данном случае выступает в роли субъекта деятельности, в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта.

Важно подчеркнуть, что в новой информационной образовательной среде педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию учебного процесса (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) в соответствии с указанными принципами. Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.
В целом реализация такого подхода приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учёбе и познавательных мотивов. У них формируются: потребность в самообучении, саморазвитии; умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней; потребность в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата и так далее.

В условиях развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем. С внедрением в образовательный процесс современных технологий возрастают и роли современного преподавателя:

- преподаватель - консультант (его деятельность направлена на координирование и указание возможных путей решения поставленных перед студентом проблемы);

- преподаватель - модератор (его деятельность направлена на раскрытие возможных потенциальных возможностей и способностей студента);

- преподаватель - тьютор (его деятельность направлена на сопровождение студента на различных этапах обучения).

Учебный процесс в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, в отличие от традиционных условий, позволяет:

  • увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

  • обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;

  • повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

  • усилить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

  • активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);

  • развивать учебную инициативу, способности и интересы обучающихся;

  • создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

Здесь следует иметь в виду, что, проектируя учебный процесс в информационной образовательной среде, преподаватель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая одну из важнейших характеристик информационной образовательной среды - целостность.


© 2010-2022