Рабочая программа по этике

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Нивенское.

« Утверждаю»

Директор школы


Г. Г. Гроховская


« »_____________ 2015 года

Рабочая программа

по этике 9 а класс

(для детей с ОВЗ - уо)

на 2015-2016 учебный год ( 34 часов)

Составлена на основе авторской адаптационной примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

Учитель изо 1 категории

Галкина Е.В.


Рассмотрено на заседании МО Согласовано

Рук. МО____________ /_________________/. Зам. Директора __________ / _________________/

«____ »___________________________ « ___ » __________________________

2015 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЭТИКА

для 9 класса общеобразовательной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

Курс этики проводится в рамках школьного компонента учебного плана школы

Рабочая программа по этике для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).

  • Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;

  • Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

  • Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

Актуальность программы

1.Быстрые темпы наращивания информации, кризис ценностей, неоднозначность морального выбора, растущая на­пряжённость межэтнических, межконфессиональных и межгосударст­венных отношений, искажение процессов моральной самоидентифи­кации в современном обществе обусловливают необходимость вве­дения специальных курсов этической направленности.

  1. В условиях современного общества, в целях его выживания и поступательного развития, ведущими ценностями становятся толе­рантность, коммуникация, диалог. Именно эти идеи являются ключе­выми в предлагаемом курсе.

  2. Моральная компетенция учащихся требует наполнить программу персоналиями и тематическими блоками, которые раскрывали бы вопросы морального выбора и мо­ральной ответственности, столь значимые в современной социальной ситуации.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную за­писку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по этике представля­ет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, само­воспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окру­жающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регули­рование общественных отношений. Помимо знаний, важными содер­жательными компонентами курса являются социальные навыки, уме­ния, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, вклю­чающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источни­ками социальной информации; решение познавательных и практиче­ских задач, отражающих типичные социальные ситуации

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель курса - создание условий для формирования у школьни­ков осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни со­временного общества, в осознании и расширении своей идентично­сти, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

  • развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нрав­ственной культуры, способности к самоопределению, самопостиже­нию и, как конечный итог, - самореализации;

  • воспитанию общероссийской идентичности, нравственной от­ветственности, уважения к моральным нормам; приверженности гума­нистическим и демократическим ценностям;

освоению на уровне применяемости системы знаний, необхо­димых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоиден-1ификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми и м1лни человека в обществе, о нравственном регулировании общественных отношений;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;

  • формированию опыта применения полученных знаний для ре­шения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.

Задачи курса «Этика»:

  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравст­венности.

  2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.

  3. Воспитать толерантное отношение к представителям других на­родов и культур.

  4. Сформировать потребность понимать Другого и уважать его пози­цию, точку зрения.

  5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вес­ти себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в общест­ве, так и дома.

  6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

  7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благо­родным идеалам.

  8. Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучи­тельной назидательности, а с опорой на знания.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  1. Концентрическая система преподавания, основанная в соответ­ствии с возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний к более сложным, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.

Обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

  1. Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.

  2. Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбо­ром способа действия; упражнения в систематическом повторе­нии действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (лите­ратурному герою, педагогу, национальному герою), разнообраз­ные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;

  3. Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на со­хранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наи­более глубоком комплексе идей, а также показать, как этика и - шире - духовная культура разрабатывали разные области знаний и раз­личные модели поведения.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.

Круг персоналий, представляющих культуру и этические искания разных народов, различных конфессий (включая атеизм).

Структура программы:

Программа включает общие для каждого класса циклы: «Культура общения», «Самовоспитание», «Общечеловеческие нормы нравст­венности», заключительный цикл меняется в зависимости от возраста учащихся: «Этика и искусство», «Самоидентификация и коммуникация с Другим», «Смысл жизни и проблема счастья». Все разделы начина­ются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. Программа составлена с учетом принципов системности, тучности и доступности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:

  • сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);

  • определение индивидуально значимого ценностного ряда, соот­несение его с системой нравственных общечеловеческих ценно­стей;

  • владение видами публичных выступлений (высказывания, моно­лог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам веде­ния диалога;

  • выполнение познавательных и практических заданий:

-на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей лич­ности с учетом мнения других людей, в том числе для корректи­ровки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реали­зацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, вос­требованными в повседневной жизни, позволяющими ориентировать­ся в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях аль­тернатив.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены рубри­ками:

  1. «Знание/понимание» (требования к учебному материалу, кото­рый усваивается, и осознанно воспроизводятся учащимися).

  2. «Умение» (требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой).

  3. «Использование приобретенных знаний и умений в практиче­ской деятельности и повседневной жизни» (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных
    жизненных задач).

Некоторые результаты обучения могут быть определены как про­гнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Этика» ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;

  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;

  • источники нравственных знаний;

  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

Уметь:

  • описывать человека как морально-нравственное существо;

  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, вы­являть их общие черты и различия;

  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изу­ченного материала, отражающие типичные ситуации в процес­се общения человека;

  • осуществлять поиск информации по заданной теме из раз­личных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и дру­гие адаптированные источники);

  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;

  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

• реализации этических познаний в повседневной жизни,
• претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9 КЛАСС -35 часов

Общечеловеческие нормы нравственности. Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представле­ние об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д.С.Лихачева. Представление о необходимости и возмож­ности осуществления понимания Другого человека как представителя иной культуры.

  • Этикет. Правила хорошего тона. Понятие субординации в фор­мах вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации в формах вежливости и доброжелательности. Общение со старшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с младшим (по воз­расту, по должности, по положению). Общение с лицами противопо­ложного пола. Тональное построение речи как проявление уровня
    воспитанности человека.

  • Понятие имиджа. Понятие имиджа. Положительный имидж как результата самовоспитания и самоконтроля. Отрицательный имидж. Неуместность и адекватность проявлений имиджа в различных средовых культурах. Культура речевого общения - важнейший элемент имиджа.

  • Этикет делового человека. Понятие этикета делового человека. Самопрезентация - неотъемлемый признак делового человека. Спо­собы самопрезентации. Изучение технологии самопрезентации.

  • Практикум. Ваш имидж. В чем сущность вашего послания окру­жающим? Способы выражения этого послания. Выработка навыков по определению особенностей собственного имиджа. Создание собст­венного имиджа (проект).

  • Культура выражения чувств. Проблема запретных для обсужде­ния с посторонними тем. Выражение личных чувств на публике (рус­ская, японская, английская традиции). «Лишнее говорить - себе вре­дить», «Язык мой - враг мой». Обращение к тексту (И.С.Тургенев, произведения по выбору учителя).

  • Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор». Знаком­ство с понятиями «жизненная позиция», «моральный выбор». Надо ли совершать свой моральный выбор? Составление сравнительной таб­лицы: активная и пассивная жизненная позиция.

  • Этика ненасилия. Противоположные аспекты в борьбе за спра­ведливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насилия: пассивность, ответное на­силие, ненасильственное сопротивление. Толстой Л.Н. и Ганди М.К. о не сопротивлении злу насилием. Работа в группе по выработке воз­можной линии поведения перед лицом насилия.

  • Повторительно - обощающий урок. Диспут «Добро должно быть с кулаками?».

  • Особенности воспитания характера. Способы внутренней само­регуляции. Способность самоуправления. Умение подчинить свои эмоции законам нравственности, дисциплинировать свои ум и чувст­ва. Темперамент и его типы.

  • Этическая характеристика современного лидера. Лидер и как им стать? Этические качества лидера. Понятие свободы волеизъяв­ления. Проблема выбора в современном обществе. Нравственное значение личности лидера. Понятие «совесть нации». Роль совести нации. Исторический образ совести нации: монарх, поэт, философ, историк (на примерах Александра II, В.Высоцкого, Сократа,
    Н.М.Карамзина). Д.С.Лихачев - совесть нации. Причины несовпаде­ния фигуры лидера и совести нации в современном обществе.

  • Милосердие и справедливость. Милосердие - «поповское сло­во»? Неоднозначность справедливости как идеала. Ролевая игра «Поступок, который можно назвать справедливым».

  • Добро как категория этики. Понятие сознательных, бескорыст­ных, продиктованных внутренним побуждением поступков, направ­ленных на благо людей. Неоднозначность добра. Диспут «Хотел как
    лучше, получилось как всегда».

  • Зло как этическая категория. Понятия: физическое зло, мораль­ное зло и социальное зло (И. А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»). Камуфлирование зла в современном мире.

  • Повторительно-обощающий урок. «Добро и зло поменялись ли­цами».

  • 94. Предназначение этических учений. Понятия: «этика», «мораль»,«нравственность». Предмет и задачи этики. Мораль как специфиче­ская характеристика человеческого существования. Противоречие
    между моралью и стремлением к выгоде, родовыми обязанностями и индивидуальными целями, голосом совести и логикой успеха - двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Философско- зтичские и религиозно-нравственные нормативные программы как различные попытки разрешения этого противоречия.

  • Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева по произведени­ям: «Какими должны стать мы, русские, сегодня?» и «Три основы ев­ропейской культуры и русский исторический опыт».

  • Повторительно-обощающий урок. Защита проекта, исследова­тельской работы и т.п.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение информации из разнообразных источников, осмыслении

  • представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типич­ные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на этические и культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и морали;

  • участие в обучающих играх (ролевых и ситуативных), тренингах, мо­делирующих ситуациях из реальной жизни; выполнение творческих работ;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; участие в обсуждениях и диспутах;

  • написание творческих самостоятельных работ (сочинений-рассуждений).

Контрольно- оценочная деятельность.

Изучение результативности освоения курса этики (ввиду его спе­цифичности) должно быть комбинированным и включать несколько процедур:

1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зри­мый результат, поддающийся измерению.

2. Оценка достижений учащихся как процесса развития.

Оценка результата развития как процесса учения и как способно­сти решать этические проблемы (личностные качества, сформиро­ванные модели поведения...), а именно:

  1. Оценка "процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая материал", в т.ч. развитие способно­сти понимания Другого (в т.ч. способности к диалогу).

  2. Оценка "интегральной способности решать возникающие в раз­личных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетенция изначально
    возникла".

Таким образом, указанные процедуры позволяют оценить 1) лич­ностное развитие, 2) знания, 3) умения-навыки, 4) компетенции, что в полной мере соответствует как требованиям современного образова­ния, так и специфике предмета «Этика».

1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.

Способы оценивания традиционно принятые в системе образова­ния: устный опрос на каждом уроке по изученному материалу (фрон­тальный и индивидуальный), письменный опрос по карточкам, состав­ление кроссвордов, выявляющих знание терминологии (дифференци­рованные задания). Возможным способом оценивания является тес­тирование

В любом случае, необходимым и важным является то, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭТИКА» В 9 класс

№ п/п

Наименова­ние разделов и тем


ч

I

Виды и формы деятельности учащихся

1 четверть

Раздел Культура общения

1

Этикет. Пра­вила хороше­го тона.

1

Ролевая игра: субординация в формах вежливости и доброжелательности.

2

3

Понятие имиджа.

2

Ролевая игра: положительный имидж как результат самовоспитания и само­контроля. Работа по анализу текста. Имидж литературных героев.

4

Этикет дело­вого человека.

1

Практикум - самопрезентация.

5

Практикум. Ваш имидж.

1

Работа в группе по выработке опреде­ленного имиджа.

6

Культура вы­ражения чувств.

1

Дискуссия «Лишнее говорить - себе вредить?..». Работа по анализу текста.

7

8

Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор».

2

Практикум: составление сравнитель­ной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция.

9

Этика нена­силия.

1

Работа по анализу текста. Тренинг по выработке возможной линии поведе­ния перед лицом насилия.

10

Повторительно-обощающий урок.

1

Диспут «Добро должно быть с кулака­ми?».

11

12

Особенности воспитания характера.

2

Тренинг по выработке умений подчи­нить свои эмоции законам нравствен­ности. Психологическая диагностика по определению собственного типа тем­перамента.

13

Этическая характери­стика совре­менного ли­дера.

1

Работа по анализу текста. Работа в группах по определению этических ка­честв лидера.

14

Милосердие и справедли­вость.

1

Ролевая игра: «Поступок, который можно назвать справедливым».

15

Добро как категория этики.

1

Диспут: «Хотел как лучше, получилось как всегда».

16

Зло как эти­ческая кате­гория.

1

Работа по анализу текста. Фронталь­ная работа по составлению таблицы: «Физическое зло, моральное зло и со­циальное зло».

17

Повторитель-но-обобщающий урок.

1

Эссе «Добро и зло поменялись лица­ми».

18

19

Предназна­чение этиче­ских учений.

2

Работа по анализу текста. Фронталь­ная работа с глоссарием.

20

Этические учения вели­ких учителей человечест­ва: Моисей.

1

Работа по анализу текста. Работа в группах по изучению десяти заповедей человечества.

21

Этические учения... Кон­фуций.

1

Работа по анализу текста. Работа с глоссарием.

22

Этические учения... Будда.

1

Работа по анализу текста. Работа в парах: «Четыре благородные истины буддизма».

23

Этические учения... Ии­сус Христос.

1

Работа по анализу текста. Виртуаль­ная экскурсия: «Назарет». Виртуаль­ная экскурсия «Образ Христа в миро­вом изобразительном искусстве».

24

25

Моральные принципы христианства.

2

Практикум «Сравнительный анализ принципов католической, протестант­ской и православной этики».

26

Повтори-тельно-обощающий урок.

1

Тестирование.

27

Этические учения вели­ких учителей

1

Работа по анализу текста. Виртуаль­ная экскурсия.

28

Особенности этики.

1

Работа по анализу текста. Групповая работа: современны ли религиозные ценности?

29

30

Обществен­ные нормы нравственно-

сти

Три мировые религии.

2

Практикум по составлению сравни­тельной таблицы: моральные ценности в буддизме, исламе, христианстве.

31

32

4

Толерант­ность как способ раз­решения ми­ровоззренче­ских кон­фликтов.

2

Работа с глоссарием. Работа по ана­лизу текста: закон «О свободе совести и религиозных организациях».

33

5

Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева.

1

Семинар по произведениям Д.С.Лихачева.

34

6

Повтори-тельно-обощающий урок.

1

Тестирование. Презентация портфо-лио (V - VIII кп.), защита проекта, ис­следовательской работы и другое (по выбору учителя и учащихся).

ИТОГО

34

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология кинизма: философия неприятия и протеста. - М., 1996.

  2. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. - М., 1998.

  3. Апресян Р.Г. Постижение добра. - М., 1986.

  4. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.,1998.

  1. Аристотель. Никомахова этика. Кн. V // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.-М., 1984. С. 145-171.

  2. Афанасьев А. Формула любви. // Педагогический факультет. - 1993. - №2 -3.

  3. Бальзак О. Полковник Шабер. // Сочинения. В 15 т. - Т.З. - М.: Художест­венная литература, 1981.

  1. Барабаш Т. Бетховен. - М.: Гослитиздат, 1958.

  2. БарацА. Лики Торы.-М., 1995.

  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

  1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. //Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3. - М., 1971.

  1. Библия. Издание московской патриархии.

  1. Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1.

  2. Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (се­рия «Этика», №10).

16. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древней­шего мира. - Саранск, 1996.

  1. Брюсов В. Ассаргадон. Избранные стихотворения. - М.: Художественная литература, 1945.

  2. Буддизм. Словарь. - М., 1992.

  3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972.

  4. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 2-е. - М.: Педагогика,1989.

  5. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989.

  6. Вольтер. Философские повести. - М.: Художественная литература, 1988.

  7. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий завет). Гл. X.-Милан-Москва, 1992.

  8. Генри О. Дороги, которые мы выбираем. // Литература XX века. 1871 -1917: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1981.

  9. Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал нравственной свободы. - СПб., 1912.

  10. Гомперц Г. Греческие мыслители. - СПб., 1999. Т.1-2.

  11. Гончарова Т.В. Эпикур. - М., 1988.

  12. Гроссман Л. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1962 (Серия «ЖЗЛ»).

  13. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., 1995.

  14. Гусейнов А.А. Любите врагов ваших. А кто враг? // Наука и религия. 1992.№2.

  15. Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. № 3.

  16. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество.

  17. Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.

  18. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов.-М., 1979.

  19. Домострой. - М.:Советская Россия, 1990.

  20. Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. - М., 1972.

  21. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.

  22. Дурова Н.А. Записки кавалер-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983.

  23. Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. - М., 1960.

  24. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышление. - М., 1990.

  25. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение,1991.

  26. Закон Божий. Книга 2. - М.: ТЕРРА, 1991.

  27. Закон Божий. Книга 5. - М.: ТЕРРА, 1991.

  28. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997.

  29. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992.

  30. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.:Прогресс - Пракситель, 1989.

  31. Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994.

  32. Кессиди Ф.Х. Сократ. - Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1988.

  33. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2006..

  34. Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.

  35. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.

  36. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985.

  37. Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское изда­тельство, 1995.


© 2010-2022