- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по этике
Рабочая программа по этике
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галкина Е.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское.
« Утверждаю»
Директор школы
Г. Г. Гроховская
« »_____________ 2015 года
Рабочая программа
по этике 9 а класс
(для детей с ОВЗ - уо)
на 2015-2016 учебный год ( 34 часов)
Составлена на основе авторской адаптационной примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.
Учитель изо 1 категории
Галкина Е.В.
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО____________ /_________________/. Зам. Директора __________ / _________________/
«____ »___________________________ « ___ » __________________________
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЭТИКА
для 9 класса общеобразовательной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.
Курс этики проводится в рамках школьного компонента учебного плана школы
Рабочая программа по этике для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
-
Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;
-
Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.
-
Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.
Актуальность программы
1.Быстрые темпы наращивания информации, кризис ценностей, неоднозначность морального выбора, растущая напряжённость межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных отношений, искажение процессов моральной самоидентификации в современном обществе обусловливают необходимость введения специальных курсов этической направленности.
-
В условиях современного общества, в целях его выживания и поступательного развития, ведущими ценностями становятся толерантность, коммуникация, диалог. Именно эти идеи являются ключевыми в предлагаемом курсе.
-
Моральная компетенция учащихся требует наполнить программу персоналиями и тематическими блоками, которые раскрывали бы вопросы морального выбора и моральной ответственности, столь значимые в современной социальной ситуации.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.
Цель курса - создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.
Осуществление цели способствует:
-
развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;
-
воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоиден-1ификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми и м1лни человека в обществе, о нравственном регулировании общественных отношений;
-
овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
-
формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.
Задачи курса «Этика»:
-
Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
-
Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
-
Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
-
Сформировать потребность понимать Другого и уважать его позицию, точку зрения.
-
Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
-
Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
-
Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам. -
Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучительной назидательности, а с опорой на знания.
Пути и методы достижения поставленных задач:
-
Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии с возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний к более сложным, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.
Обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).
-
Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
-
Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
-
Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.
Материалом курса являются:
Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей, а также показать, как этика и - шире - духовная культура разрабатывали разные области знаний и различные модели поведения.
Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.
Круг персоналий, представляющих культуру и этические искания разных народов, различных конфессий (включая атеизм).
Структура программы:
Программа включает общие для каждого класса циклы: «Культура общения», «Самовоспитание», «Общечеловеческие нормы нравственности», заключительный цикл меняется в зависимости от возраста учащихся: «Этика и искусство», «Самоидентификация и коммуникация с Другим», «Смысл жизни и проблема счастья». Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. Программа составлена с учетом принципов системности, тучности и доступности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:
-
сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);
-
определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;
-
владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнение познавательных и практических заданий:
-на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Требования к уровню подготовки учащихся представлены рубриками:
-
«Знание/понимание» (требования к учебному материалу, который усваивается, и осознанно воспроизводятся учащимися).
-
«Умение» (требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой).
-
«Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных
жизненных задач).
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Этика» ученик должен:
Знать/понимать:
-
социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;
-
содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
-
источники нравственных знаний;
-
нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
Уметь:
-
описывать человека как морально-нравственное существо;
-
сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
-
оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
-
осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
-
самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
-
осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
• реализации этических познаний в повседневной жизни,
• претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
-
нравственной оценки конкретных поступков людей;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9 КЛАСС -35 часов
Общечеловеческие нормы нравственности. Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представление об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д.С.Лихачева. Представление о необходимости и возможности осуществления понимания Другого человека как представителя иной культуры.
-
Этикет. Правила хорошего тона. Понятие субординации в формах вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации в формах вежливости и доброжелательности. Общение со старшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с младшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с лицами противоположного пола. Тональное построение речи как проявление уровня
воспитанности человека. -
Понятие имиджа. Понятие имиджа. Положительный имидж как результата самовоспитания и самоконтроля. Отрицательный имидж. Неуместность и адекватность проявлений имиджа в различных средовых культурах. Культура речевого общения - важнейший элемент имиджа.
-
Этикет делового человека. Понятие этикета делового человека. Самопрезентация - неотъемлемый признак делового человека. Способы самопрезентации. Изучение технологии самопрезентации.
-
Практикум. Ваш имидж. В чем сущность вашего послания окружающим? Способы выражения этого послания. Выработка навыков по определению особенностей собственного имиджа. Создание собственного имиджа (проект).
-
Культура выражения чувств. Проблема запретных для обсуждения с посторонними тем. Выражение личных чувств на публике (русская, японская, английская традиции). «Лишнее говорить - себе вредить», «Язык мой - враг мой». Обращение к тексту (И.С.Тургенев, произведения по выбору учителя).
-
Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор». Знакомство с понятиями «жизненная позиция», «моральный выбор». Надо ли совершать свой моральный выбор? Составление сравнительной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция.
-
Этика ненасилия. Противоположные аспекты в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насилия: пассивность, ответное насилие, ненасильственное сопротивление. Толстой Л.Н. и Ганди М.К. о не сопротивлении злу насилием. Работа в группе по выработке возможной линии поведения перед лицом насилия.
-
Повторительно - обощающий урок. Диспут «Добро должно быть с кулаками?».
-
Особенности воспитания характера. Способы внутренней саморегуляции. Способность самоуправления. Умение подчинить свои эмоции законам нравственности, дисциплинировать свои ум и чувства. Темперамент и его типы.
-
Этическая характеристика современного лидера. Лидер и как им стать? Этические качества лидера. Понятие свободы волеизъявления. Проблема выбора в современном обществе. Нравственное значение личности лидера. Понятие «совесть нации». Роль совести нации. Исторический образ совести нации: монарх, поэт, философ, историк (на примерах Александра II, В.Высоцкого, Сократа,
Н.М.Карамзина). Д.С.Лихачев - совесть нации. Причины несовпадения фигуры лидера и совести нации в современном обществе. -
Милосердие и справедливость. Милосердие - «поповское слово»? Неоднозначность справедливости как идеала. Ролевая игра «Поступок, который можно назвать справедливым».
-
Добро как категория этики. Понятие сознательных, бескорыстных, продиктованных внутренним побуждением поступков, направленных на благо людей. Неоднозначность добра. Диспут «Хотел как
лучше, получилось как всегда». -
Зло как этическая категория. Понятия: физическое зло, моральное зло и социальное зло (И. А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»). Камуфлирование зла в современном мире.
-
Повторительно-обощающий урок. «Добро и зло поменялись лицами».
-
94. Предназначение этических учений. Понятия: «этика», «мораль»,«нравственность». Предмет и задачи этики. Мораль как специфическая характеристика человеческого существования. Противоречие
между моралью и стремлением к выгоде, родовыми обязанностями и индивидуальными целями, голосом совести и логикой успеха - двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Философско- зтичские и религиозно-нравственные нормативные программы как различные попытки разрешения этого противоречия. -
Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева по произведениям: «Какими должны стать мы, русские, сегодня?» и «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт».
-
Повторительно-обощающий урок. Защита проекта, исследовательской работы и т.п.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
-
извлечение информации из разнообразных источников, осмыслении
-
представленных в них различных подходов и точек зрения;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
-
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
-
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на этические и культурологические знания;
-
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и морали;
-
участие в обучающих играх (ролевых и ситуативных), тренингах, моделирующих ситуациях из реальной жизни; выполнение творческих работ;
-
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; участие в обсуждениях и диспутах;
-
написание творческих самостоятельных работ (сочинений-рассуждений).
Контрольно- оценочная деятельность.
Изучение результативности освоения курса этики (ввиду его специфичности) должно быть комбинированным и включать несколько процедур:
1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.
2. Оценка достижений учащихся как процесса развития.
Оценка результата развития как процесса учения и как способности решать этические проблемы (личностные качества, сформированные модели поведения...), а именно:
-
Оценка "процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая материал", в т.ч. развитие способности понимания Другого (в т.ч. способности к диалогу).
-
Оценка "интегральной способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетенция изначально
возникла".
Таким образом, указанные процедуры позволяют оценить 1) личностное развитие, 2) знания, 3) умения-навыки, 4) компетенции, что в полной мере соответствует как требованиям современного образования, так и специфике предмета «Этика».
1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.
Способы оценивания традиционно принятые в системе образования: устный опрос на каждом уроке по изученному материалу (фронтальный и индивидуальный), письменный опрос по карточкам, составление кроссвордов, выявляющих знание терминологии (дифференцированные задания). Возможным способом оценивания является тестирование
В любом случае, необходимым и важным является то, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭТИКА» В 9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
ч
I
Виды и формы деятельности учащихся
1 четверть
Раздел Культура общения
1
Этикет. Правила хорошего тона.
1
Ролевая игра: субординация в формах вежливости и доброжелательности.
2
3
Понятие имиджа.
2
Ролевая игра: положительный имидж как результат самовоспитания и самоконтроля. Работа по анализу текста. Имидж литературных героев.
4
Этикет делового человека.
1
Практикум - самопрезентация.
5
Практикум. Ваш имидж.
1
Работа в группе по выработке определенного имиджа.
6
Культура выражения чувств.
1
Дискуссия «Лишнее говорить - себе вредить?..». Работа по анализу текста.
7
8
Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор».
2
Практикум: составление сравнительной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция.
9
Этика ненасилия.
1
Работа по анализу текста. Тренинг по выработке возможной линии поведения перед лицом насилия.
10
Повторительно-обощающий урок.
1
Диспут «Добро должно быть с кулаками?».
11
12
Особенности воспитания характера.
2
Тренинг по выработке умений подчинить свои эмоции законам нравственности. Психологическая диагностика по определению собственного типа темперамента.
13
Этическая характеристика современного лидера.
1
Работа по анализу текста. Работа в группах по определению этических качеств лидера.
14
Милосердие и справедливость.
1
Ролевая игра: «Поступок, который можно назвать справедливым».
15
Добро как категория этики.
1
Диспут: «Хотел как лучше, получилось как всегда».
16
Зло как этическая категория.
1
Работа по анализу текста. Фронтальная работа по составлению таблицы: «Физическое зло, моральное зло и социальное зло».
17
Повторитель-но-обобщающий урок.
1
Эссе «Добро и зло поменялись лицами».
18
19
Предназначение этических учений.
2
Работа по анализу текста. Фронтальная работа с глоссарием.
20
Этические учения великих учителей человечества: Моисей.
1
Работа по анализу текста. Работа в группах по изучению десяти заповедей человечества.
21
Этические учения... Конфуций.
1
Работа по анализу текста. Работа с глоссарием.
22
Этические учения... Будда.
1
Работа по анализу текста. Работа в парах: «Четыре благородные истины буддизма».
23
Этические учения... Иисус Христос.
1
Работа по анализу текста. Виртуальная экскурсия: «Назарет». Виртуальная экскурсия «Образ Христа в мировом изобразительном искусстве».
24
25
Моральные принципы христианства.
2
Практикум «Сравнительный анализ принципов католической, протестантской и православной этики».
26
Повтори-тельно-обощающий урок.
1
Тестирование.
27
Этические учения великих учителей
1
Работа по анализу текста. Виртуальная экскурсия.
28
Особенности этики.
1
Работа по анализу текста. Групповая работа: современны ли религиозные ценности?
29
30
Общественные нормы нравственно-
сти
Три мировые религии.
2
Практикум по составлению сравнительной таблицы: моральные ценности в буддизме, исламе, христианстве.
31
32
4
Толерантность как способ разрешения мировоззренческих конфликтов.
2
Работа с глоссарием. Работа по анализу текста: закон «О свободе совести и религиозных организациях».
33
5
Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева.
1
Семинар по произведениям Д.С.Лихачева.
34
6
Повтори-тельно-обощающий урок.
1
Тестирование. Презентация портфо-лио (V - VIII кп.), защита проекта, исследовательской работы и другое (по выбору учителя и учащихся).
ИТОГО
34
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Антология кинизма: философия неприятия и протеста. - М., 1996.
-
Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. - М., 1998.
-
Апресян Р.Г. Постижение добра. - М., 1986.
-
Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.,1998.
-
Аристотель. Никомахова этика. Кн. V // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.-М., 1984. С. 145-171.
-
Афанасьев А. Формула любви. // Педагогический факультет. - 1993. - №2 -3.
-
Бальзак О. Полковник Шабер. // Сочинения. В 15 т. - Т.З. - М.: Художественная литература, 1981.
-
Барабаш Т. Бетховен. - М.: Гослитиздат, 1958.
-
БарацА. Лики Торы.-М., 1995.
-
Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
-
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. //Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3. - М., 1971.
-
Библия. Издание московской патриархии.
-
Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1.
-
Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (серия «Этика», №10).
16. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996.
-
Брюсов В. Ассаргадон. Избранные стихотворения. - М.: Художественная литература, 1945.
-
Буддизм. Словарь. - М., 1992.
-
Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972.
-
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 2-е. - М.: Педагогика,1989.
-
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989.
-
Вольтер. Философские повести. - М.: Художественная литература, 1988.
-
Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий завет). Гл. X.-Милан-Москва, 1992.
-
Генри О. Дороги, которые мы выбираем. // Литература XX века. 1871 -1917: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1981.
-
Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал нравственной свободы. - СПб., 1912.
-
Гомперц Г. Греческие мыслители. - СПб., 1999. Т.1-2.
-
Гончарова Т.В. Эпикур. - М., 1988.
-
Гроссман Л. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1962 (Серия «ЖЗЛ»).
-
Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., 1995.
-
Гусейнов А.А. Любите врагов ваших. А кто враг? // Наука и религия. 1992.№2.
-
Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. № 3.
-
Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество.
-
Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.
-
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1979.
-
Домострой. - М.:Советская Россия, 1990.
-
Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. - М., 1972.
-
Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.
-
Дурова Н.А. Записки кавалер-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983.
-
Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. - М., 1960.
-
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышление. - М., 1990.
-
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение,1991.
-
Закон Божий. Книга 2. - М.: ТЕРРА, 1991.
-
Закон Божий. Книга 5. - М.: ТЕРРА, 1991.
-
Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997.
-
Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992.
-
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.:Прогресс - Пракситель, 1989.
-
Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994.
-
Кессиди Ф.Х. Сократ. - Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1988.
-
Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2006..
-
Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
-
Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
-
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985.
-
Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1995.