Развитие форм общения на занятиях педагогов дополнительного образования

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа 8 вида №1»







Доклад



«Развитие форм общения на занятиях педагогов

дополнительного образования»









Тарасова Н.Б.











Комсомольск-на-Амуре

2015г.



Каждый человек в жизни стремится раскрыть себя, проявить богатство своей индивидуальности в отношениях с людьми, окружающим миром, стать неповторимым, оригинальным, востребованным. И все это не может быть взращено только формальным школьным образованием, которое все больше нуждается в неформальном, дополнительном. Ему в современной ситуации отведена совершенно особая роль: дать учащимся не просто «набор предметов», а возможность «найти себя» и стать личностью, привести к отношениям сотрудничества, взаимопомощи, интеграции усилий на всех этапах формирования человека и стать гарантом возникновения новых качеств, позволяющих принять вызовы времени, выбрать собственный путь.

Одно из главных предназначений дополнительного образования - овладение учащимися социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для воспитанников. Поэтому практические задачи определены как:

  • «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного отдыха» (Типовое положение об ОУ ДОД).

Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих трудности в общении.

Наши дети в основном ведомые, им свойственно подражание. Нотации и беседы приносят мало пользы, если их не подтверждать примерами. Значит вся школьная жизнь, каждый педагогический акт должны служить делу воспитания и коррекции психофизических недостатков учащихся.

Среди подростков с ограниченными возможностями много инфантильных с эмоционально-волевой неустойчивостью, что приводит к затруднениям взаимоотношений с окружающим миром. Этих детей бывает трудно заинтересовать чем-либо, удержать в школьной среде; в то же время развитие положительных эмоций, организация правильной эмоциональной реакции служат не только делу коррекции, но и правильному воспитанию, самоконтролю, адекватному восприятию действительности.

Дополнительное образование, оберегая детей и подростков от бесцельной траты свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая не только проблему занятости ребят, но и снижая их напряженность и агрессивность, представляет собой реальную силу, способную занять социально полезным делом.

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагог сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни их них занижают, а другие завышают цели, поставленные перед собой. После выполнения серии задач те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Желательно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими результатами и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно, только в этом случае формируется мотивация на успех.

Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала и, конечно доброжелательная атмосфера на занятии.

Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации:

  • Содержание учебного материала.

  • Организация учебной деятельности.

  • Стиль педагогической деятельности учителя.

  • Коллективные, групповые формы учебной деятельности.

  • Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Условия для развития мотивации на успех:

  • достаточный уровень самостоятельности;

  • успешность выполняемых действий;

  • обеспечение положительной обратной связи;

  • формирование нравственных качеств.

Наблюдая за детьми на занятиях, я выявила такую закономерность: наиболее благоприятен для закладывания и развития мотивации младший школьный возраст. Дети в этом возрасте любят рисовать, мастерить. Им нравится все, что они сделали, независимо от оценки окружающих. И здесь очень важно не зародить у ребенка зерно сомнения в собственных силах. Оценивая результат его деятельности, важно сначала похвалить его, а затем тактично посоветовать, что-то исправить, добавить. И если ребенок, исправив работу, увидел, что стало действительно лучше, он запомнит ваши советы и в следующий раз обязательно сделает работу с учетом этих замечаний.

Привлекая детей к работе, важно первое время давать результатам их деятельности только положительную оценку, даже если они не на должном уровне, что бы устранить тревожность, повысить, как правило, заниженную у таких детей самооценку. И только когда ребенок станет увереннее, можно тактично делать замечания по результатам его работы, начиная лучше с фразы: «Ты молодец, но…» или «Ты хорошо сделал, но будет лучше, если…».

Однако к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности (люблю думать, рассуждать, решать трудные задачи и т.д.).

Для среднего и старшего школьного возраста для устойчивой мотивации характерно осознание ближайших и конечных целей. Объясняя детям новый материал, наглядность стараюсь подобрать так, чтобы заинтересовать результатом будущей работы. Например, начиная работу над росписью вазы, наглядность подбираю так: на первом занятии знакомлю детей с более сложными композициями, составленными из простых элементов. Видя перед собой сложный, на первый взгляд, узор ребята не сразу верят, что смогут нарисовать это сами. Я предлагаю рассмотреть отдельные элементы. Оказывается это не так сложно!

Педагог для достижения целей и задач пользуется разными путями. Главное, чтобы они вызывали соответствующую эмоциональную реакцию.

Подростки часто все явления и жизненные ситуации «примеряют на себя». Поэтому при общении на занятии очень важно привлекать личный опыт ребенка, с пониманием его выслушать и тактично направить высказывания и умозаключения в нужное русло.

Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия, способствует формированию индивидуальной свободы личности, поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивация.

Создание доброжелательной обстановки - один из важнейших этапов занятия. Работа педагога с детьми на любом занятии - это труд. В процессе трудовой деятельности ребенок вынужден согласовывать свое поведение с поведением других людей, организовывать и регулировать свои эмоции и реакции так, чтобы они стали составной частью социальных связей и отношений; соблюдать определенные нравственные нормы, принятые той средой, в которой он находится. В этой связи важную роль играет коллективный труд. Например, подготовка оформления и украшение игровых и вестибюлей к праздникам, изготовление работ на выставки и сувениров на подарки. Дети, занятые общим делом, становятся доброжелательнее, терпимее друг к другу. Они чувствуют свою значимость и значимость товарищей в данном процессе. Потом еще долго обсуждают между собой какие они молодцы и как хорошо все сделали. А это - положительные эмоции, повышение самооценки, уверенность в себе, сплоченность коллектива и т.д.

Подводя итоги занятия, я всегда объясняю детям, за что именно я снизила оценку, а что в его работе я оценила на «отлично». Получая, как бы, двойную оценку его труда у него появляется возможность равняться на свои же результаты, а это повышает его собственную самооценку.

Я, конечно, хвалю тех, у кого хороший результат. Среди «не совсем удавшихся» работ, в первую очередь, выделяю тех ребят, кто подошел к работе «формально», не заинтересованно. Ищу что- то положительное, например: «Посмотрите, как расположил элементы узора Саша; он сделал это по-своему, т.е. проявил творческую инициативу, фантазию. А если эти линии прорисовать более тонко, а этот цвет сделать более ярким, получится очень оригинальная композиция для росписи вазы». После такой оценки его работы, ребенок, даже равнодушный к рисованию, (потому, что у него не всегда все получается) в следующий раз постарается: ведь у него, оказывается, есть фантазия!

Часто именно такие дети стремятся дать совет другому ребенку, помочь ему. А это благоприятно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

Значит, нам необходимо создавать и организовывать среду, которая оказывала бы правильное воздействие на ребенка, естественное влечение к добру, любви и милосердию.

В этой среде все должны быть равны - и взрослые, и дети, если живут и трудятся вместе, значит, каждый - и взрослый, и ученик - вносит свой вклад в общее дело.

Дополнительное образование - это, то пространство, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных в последующем требований, может преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.















© 2010-2022