- Преподавателю
- Технология
- Моя педагогическая философия. Эссе
Моя педагогическая философия. Эссе
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фенюк Л.М. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая философия
Эссе
Если представить через символ мою профессиональную занятость, то я бы изобразила себя в лодке Педагогике с двумя веслами - Историей и Психологией.
Все мы родом из детства. Я родилась в семье, где мама - учитель, а папа - рабочий легендарного ММК, который варил сталь для танков и снарядов в годы Вов. Моя мама -учитель математики с более, чем 40-летним стажем, мечтавшая с детства быть учителем, влюбленная в математическую науку со школьной скамьи. У меня такой увлеченности не было.
Как сказал Н.М. Карамзин, без хороших отцов нет хорошего воспитания. Мой отец прошел всю войну, закончил её в Германии, участвовал в Сталинградской битве, и я, будучи ещё ребенком, видела, как его приглашают в школу как свидетеля боевых сражений. И мне стало интересно расспрашивать отца о его фронтовой жизни. Интерес к истории, думаю, зародился с тех первых разговоров с отцом.
Потом в школе и университете были встречи с талантливыми педагогами, навсегда заронившими мне семена любви к истории и литературе.
В годы перестройки многое ломалось, в школе шли те же процессы, что и в стране. Выстоять, не отчаяться, а идти вперед помогали идеалы моих родителей, и, конечно, открытые души и пытливые глаза детей. В те годы произошла встреча с психологической наукой, к которой поменялось отношение в стране, в образовании: если в недавнем времени практически вся зарубежная психология квалифицировалась как «буржуазная наука» или «служанка империализма», то теперь это мнение было признано ошибочным. И опять моя благодарность людям, доверившим мне право учиться психологии и работать психологом.
Между историей и психологий много общего, но главное - это науки о человеке, и та и другая помогает осмысленно относиться к своей жизни и жизни человеческого общества.
Чему стремлюсь учить детей? Хочу ответить притчей «АД и РАЙ» (Энн Ландерс.)
Один человек разговаривал с Богом о рае и аде. И Бог сказал тому человеку:
- Идем, я покажу тебе ад.
Они вошли в комнату, где вокруг котла с супом сидели люди. Все они были голодны и очень мучились от этого. У каждого из них была ложка, которой можно было зачерпнуть в котле, но черенки ложек были настолько длиннее их рук, что поднести ложку ко рту не было никакой возможности. Страдания этих людей были безмерны.
- Идем, теперь я покажу тебе рай, - сказал Бог через некоторое время.
Они вошли в другую комнату, точно такую же, как первая, - котел с похлебкой, люди вокруг него с длинными ложками. Но все были счастливы и сыты.
- Не понимаю, - сказал мужчина. - Почему эти люди счастливы, а те несчастны, ведь все одинаковое?
Бог улыбнулся.
- Все очень просто, - ответил он. - Здесь они научились кормить друг друга.
Научно педагогическими терминами из документов об образовании и воспитании это звучит может быть несколько пафосно - это готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию смысла своей жизни; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, ответственность за другого человека, укрепление чувства личной ответственности за Отечество - Россию перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Со временем пришла осознанная ответственность за своё дело перед детьми и их родителями, перед будущим страны. Кто берёт - наполняет ладони, кто отдает - наполняет сердце… © Лао Цзы
В этом смысле у меня есть идеал Учителя, учителя с большой буквы. Ему принадлежат и педагогические труды и сказки. Ему принадлежит человеческий подвиг. Однажды он сказал: «Ребенок - это та драгоценная чаша, которую Господь дал тебе на хранение и развитие в нем творческого огня». А потом он шагнул в смерть добровольно, не оставляя своих воспитанников, закрывая сказками их дорогу в фашистский ад. Педагог Януш Корчак…
Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер
Каждый человек, появляющийся в нашей жизни - учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то - мудрее, кто-то учит прощать, кто-то - быть счастливым и радоваться каждому дню. Кто-то вовсе нас не учит - просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Ценю каждого человека, даже если он появился на мгновение. Ведь если он появился, то это уже неспроста. Значит, он мне был нужен.
Спасибо всем!