• Преподавателю
  • Технология
  • Проектная деятельность на уроках технологии, как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках технологии, как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся

Обмен опытом:"Метод проектов , как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся".         В последние годы работы  я сделал упор на использование    метода проектов на уроках технологии, дает мне возможность выделить  достоинства этой технологии:   повышение мотивации учащихся в учебе; получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации; повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы; предоставление каждому возможносте...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Проектная деятельность на уроках технологии , как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся

В последние годы работы я сделал упор на использование метода проектов на уроках технологии, дает мне возможность выделить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

  • предоставление каждому возможностей самореализации;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

  • воспитание чувства ответственности за проделанную работу.

  • Воспитание чувства самооценки

  1. Основная идея и цель творческого проекта

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектное обучение - вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.


Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике .

Идея проектного обучения заключается в том, что ученик учится самостоятельно добывать знания, которые потом использует для решения новых познавательных и практических задач. Учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему.

Основой проектной деятельности , прежде всего, является развитие самостоятельности учащихся, гибкая организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально - ценностная (личностная), творческая сторона. Именно эмоционально - ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Цель проектного обучения - создать условия для развития умения и навыков школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта, решение проблем, которые могут встречаться в жизнедеятельности.

Ключевым понятием проблемного поля «управление проектной деятельностью учащихся» - «проект».

ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск путей решения возникающих проблем, условий и способов достижения практического результата.

Типы проектов:

Исследовательские

Эти проекты полностью подчинены логике исследова­ния и имеют структуру, приближенную или полностью совпадаю­щую с подлинным научным исследованием.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально прорабо­танной структуры совместной деятельности участников, она толь­ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результа­ты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учас­тников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фак­тов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские про­екты и становятся их модулем.

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обя­зательно ориентирован на социальные интересы самих участни­ков.

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функ­ций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конеч­ного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация коорди­национной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в прак­тику, а также систематической внешней оценки проекта.

Этапы проекта.

А) Подготовительный

Б) Технологический

В) Заключительный

Подготовительный этап включает в себя:

  • Выбор темы проекта (при выборе, необходимо учесть): потребность в изделии; возможность изготовления в условиях мастерской; наличие необходимых материалов, инструментов, соответствие технологическим возможностям.

  • Письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема.

  • Выбор и анализ конструкции изделия с учётом оригинальности, доступности, безопасности, эстетичности.

  • Разработать несколько вариантов конструкции, а затем выбрать лучший.

  • Разработка технологии изделия:

- составляется технологическая карта;

- описывается процесс обработки и сборки изделия

- указываются применяемые материалы

- перечисляются необходимые инструменты и оборудование

Технологический этап :

  • выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом нужно выполнять последовательность операций и правила безопасной работы.

Заключительный этап включает в себя:

  • Осуществление окончательного контроля

  • Выполнение рекламного проспекта

  • Определение затрат на изготовление изделия

  • Предложение возможных путей реализации

Проект как способ организации образовательного процесса характеризует следующие особенности:

- взаимодействие педагогов и детей между собой и с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;

- возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;

- логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;

- предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;

- наличие конкретного практического результата для каждого этапа.


  1. Организация проектной деятельности

Орга­низацию проектной деятельности на уроках технологии можно поделить на шесть этапов.

1-этап. Выбор темы проектного задания.

На данном этапе выполнения проекта я помогаю учащимся в обретении понимания смысла и общей направленности проектной дея­тельности. Вы­являю проблемы, интересующие учащихся, и рассматриваю их в контексте значимых для ребенка жизненных ценнос­тей.

Для учащихся 5-7 классов я предлагаю темы проектов, которые собраны в банке данных (изготовление флюгера, изготовление антискользителя, изготовление шпателя, изготовление вешалки, изготовление кормушки для птиц). А старшеклассники сами формулируют темы проектов.Проекты могут быть индивидуальными и групповыми (от 2-х до 3-х человек). При выборе темы проектного задания веду диалог по значимости данного проекта. Дети должны объяснить, зачем данный проект ему нужен и где он может пригодиться. При этом ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутрен­ний диалог с самим собой. Внутренний диалог с самим собой яв­ляется продуктивной формой осуществле­ния мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ. Часто обсуждаемыми вопросами являются: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он для дома или школы? Будет ли спрос на мое изделие?

В результате диалога часто я сам учусь у детей,т.к. они сами не замечая этого породают множесво интересных идей и мыслей.

2-этап. Оценка интелектуальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.

Данный этап характеризуется анализом материальных возможностей учащихся для выпол­нения проекта. В 5 классе изучаю индивидуальные возможности учащихся, которые позволяют мне опереться на них с учетом интереса, склон­ностей, разнообразия субъектного опыта учащихся, накопленного ими в реальном взаимодействии с окружающим миром, для оказания необходимой помощи при выполнении творческого проекта, и создании творческих групп. Стараюсь, чтобы в каждой группе был ребенок с интеллектуальными способностями.

В процессе работы выясняю пробелы в знаниях и умениях учащихся и планирую повторение. Учащиеся при этом не просто слушают меня, а постоянно взаимодействуют, задают вопросы, высказывают свои мысли.

3-этап. Сбор и обработка необходимой информации (библиотека, электронные базы данных, Ин­тернет), первый обмен опыта с людьми.

Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска не­обходимой информации для его выполне­ния. Поиск - механизм творческой продук­тивной деятельности учащихся - является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совмест­ном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В процессе поис­ка постепенно ставятся более сложные за­дачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность. В кабинете технологии на стенде вывешивается список литературы по каждому выбранному проекту, время встречи каждой группы для высказывания личного суждения по изученной литературе данного проекта. Для пятиклассников я отмечаю страницу или абзац, нужный для прочтения, так как им еще сложно разобраться в массе литературы.

4-этап. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований.

Этот этап выполнения проекта требует от ученика напряженной внутренней ра­боты и, чтобы поддержать уровень напря­жения, эмоциональный отклик на обсуж­даемые факты и мысли в его сознании должен звучать долго и отчетливо, не от­пуская внимания и интереса к познавае­мому объекту.

На данном этапе нужно дать оценку экологической опасности изделия окружающей среде. При действительной опасности, найти пути решения замены материала.

Ну и рассчитать себестоимость изделия, при возможности свести ее к минимуму, т.к. основной задачей производства является: « Выпуск качественной продукции с низкой себестоимостью».

5-этап. Планирование, организация и вы­полнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий конт­роль и корректировка деятельности.

Работая над проектом, учащиеся ис­пользуют для его выполнения имеющиеся знания и умения из различных учебных дис­циплин. А диалогическое взаимодействие, которое предполагает сотрудничество, са­моразвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций, помо­гает им в этом.

Учебная ситуация, создаваемая учите­лем на уроке, должна актуализировать, де­лать востребованными личностные функ­ции обучаемых.

Приступая к самому сложному и творческому этапу: разработке технологической карты и изготовлению изделия, я предлагаю для каждой группы алгоритм последовательности действий: от выбора заготовки до контроля изделия. И обязательно обсуждаю, необходимо ли соблюдение операций технологической карты. Особое внимание при выполнении технологических операций уделяю технике безопасности и культуре труда.

6-этап. Оценка качества выполненной ра­боты , защита проекта.

На заключительном этапе работы над проектом учащиеся осуществляют оценку качества работы (своей и чужой) и защиту проекта. По нему и оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Самые лучшие работы предлагаю на школьные и районные выставки.

На данном этапе происходит «закалка» ответственности учащегося перед выполненной работой, воспитание самооценки. Ребенок мысленно и профессионально взрослеет.



  1. Критерии оценивания творческих проектов:

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Но самое главное оценивание - это самооценка учащегося. И практически всегда после защиты проекта я задаю ребенку один и тот же вопрос: «На сколько ,ты , оцениваешь свою работу!?»









Правила успешности проектной деятельности:


  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.


  • Команды не соревнуются.


  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.


  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.


  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»


  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.

Я использовал эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников, которые применял на разных этапах обучения, старался согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса.

Работая над развитием творческих способностей детей, заметил, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревал, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу сделать и что -то другое ». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.


© 2010-2022