Содержание и формы профориентационной работы в С (К) ОШ VIII вида

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание и формы профориентационной работы в С(К)ОШ VIII вида

Профориентация в коррекционной школе имеет свою специфику. Она связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а так же их социально-педагогической запущенностью. В большинстве случаев семья не может оказывать должного и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школьного психолога и специалиста по профориентации. Можно так же обратиться за помощью в районный центр по профориентации, но часто его специалисты не готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Цель профориентационной работы:

● оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;

● обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации;

● развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.

Профориентационная работа в школе ведётся параллельно

и взаимосвязано по трём направлениям.

  1. Психологическая помощь (осуществляет психолог) , задачами которой являются:

  1. Проведение психологической профдиагностики.

  2. Формирование первичных представлений о самом себе, установка на

самопознание и самооценку.

  1. Оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии.

  2. Активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения

(профориентационные игры)

  1. Работа с родителями.

Специалист по профориентации берёт на себя следующие направления работы:

II. Практическое знакомство с миром профессий, задачами которого являются:

  1. Знакомство с типологией профессий и стратегией их выбора, «плюсы

минусы», противопоказания и требования к специалисту.

  1. Включение подростков в активную «пробу сил», в процессе обучения

трудовым навыкам.

  1. Проведение экскурсий на производство.

  2. Подбор ОУ с учётом интересов, склонностей, индивидуальных возможностей подростков, а так же предприятий готовых обучать и трудоустраивать выпускников, детей-инвалидов.

III. Диагностика профессиональных наклонностей, способствующая развитию

Работа по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся.

Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»… Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.

Формы профориентационной работы.

1. Пассивные формы. «Просветительское» направление.

Эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают и активно используют в работе

  • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов

  • Профдиагностика, профконсультации для учащихся

  • Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)

  • Посещение «ярмарок профессий»,

  • Знакомство с «образовательной картой» города, района.

  • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»

  • Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству

  • Выставка литературы о профессиях , в школьной библиотеке

2. Активные формы «Обучающе-развивающее» направление.

Какие активные формы работы мы применяем в нашей школе, я расскажу подробнее.

  • Экскурсии в учебные заведения ПУ, ПЛ, колледжи и на производства (


  • «Активная проба сил» учащимися в мастерских ПУ

  • Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации

  • Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в младших классах, в группах продлённого дня

● Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам

  • Организация работы учащихся по самообслуживанию и ремонту школы

  • Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

В настоящее время опыт творчески работающих специальных коррекционных школ России позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений в труде;

  2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;

  3. осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций;

  4. обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для учащихся с нарушением интеллекта , как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, А.В. Политова, А.М. Щербакова). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют выпускникам с нарушением интеллекта быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.

В центре внимания находится решение задач дифференцированного подхода к учащимся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

В системе коррекционного обучения учащихся с нарушением интеллекта в настоящее время можно четко выявить противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют выпускникам с нарушением интеллекта быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у учащихся с нарушением интеллекта ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении учащихся с нарушением интеллекта, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для учащихся с нарушением интеллекта, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

В центре внимания находится решение задач дифференцированного подхода к умственно отсталым школьникам в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.





Литература.

  1. "Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя" / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.

  2. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э."Профессиональная ориентация в УПК"; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);

3. "Школа и труд" / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г..

4. Школа и выбор профессии" / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

  1. infomost.ru/pmuz/number

  2. redline.ru/education.old/rubricator



© 2010-2022