МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

СФЕРЫ УСЛУГ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Особенности организации урока производственного обучения"







Подготовила:

Дорохова Т. Л.,

мастер производственного обучения











г. Макеевка-2015

РАССМОТРЕНО:

и одобрено на заседании

методической комиссии

специальных дисциплин

Протокол от ‹‹____›› __________2015г

Председатель методической комиссии ____________ А. А. Демковская

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

____________ Л. А. Андрейчук

(подпись)

Доклад разработала:

мастер производственного обучения

____________ Т.Л.Дорохова

(подпись)








Содержание


Введение……………………………………………………………………….4

1. Особенности организации уроков производственного обучения.................5

2. Планирование и подготовка мастера к занятиям……………………………5

3. Типы и виды уроков производственного обучения…………………………6

4. Структура урока производственного обучения……………………………...8

5. Формы организации деятельности обучающихся на уроке производствен

ного обучения…………………………………………………............................19

6. Неурочные формы профессионального обучения………………………….21

7. Методы производственного обучения и их классификация……………….21

8. Активные методы производственного обучения…………………………...22

9. Требования, предъявляемые к учебным занятиям………………………….23

Литература……………………………………………………………………24







Введение

Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.

Исследования ученых во всем мире показывают, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.

Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности страны становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.

Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.

На современном этапе от будущего специалиста востребованы качества личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства. Иными словами, востребованы качества профессионала - человека, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе трудовой деятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, находящего свое особенное место в ней. Следовательно, основным направлением подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью.

Адекватная современным требованиям профессиональная и общеобразовательная подготовка специалистов, выполнение задач становления саморазвивающейся личности будущего рабочего в процессе профессионального образования находится в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической квалификации мастеров производственного обучения, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.

Профессиональная компетентность мастера производственного обучения заключается не только в совершенном владении своей профессией. Огромную роль в учебном процессе играет его умение четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на уроке производственного обучения, найти оптимальныетпути общения с обучающимися, грамотно организовать их самостоятельную деятельность.






  1. Особенности организации уроков производственного обучения


Урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков и отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока (занятия) производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии. Как правило, планируется урок производственного обучения в соответствии с учебным планом один или несколько раз в неделю и, в отличие от урока теоретического обучения, его временные рамки - 6 часов. Проводятся уроки производственного обучения в мастерской, где за каждым учащимся закрепляется рабочее место. Ведет урок мастер профессионального обучения, в первую половину дня урок проводится для одной подгруппы, во вторую - для другой подгруппы учащихся.

2. Планирование и подготовка мастера к занятиям


Мастер производственного обучения непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения учащихся. Учебная деятельность мастера складывается из подготовки к занятиям и их проведения. При этом имеется в виду не только подготовка к предстоящему уроку или продумывание, планирование и своевременное обеспечение всего необходимого для одного учебного дня. Подготовка к занятиям должна производиться еще до начала учебного процесса. Естественно, ее содержание различно для опытного и начинающего педагога, но этот этап работы обязателен для каждого.

Подготовка мастера к занятиям непременно должна включать следующие стадии:

1) подготовка к учебному году (полугодию) - перспективное планирование;

2) подготовка к изучению очередной темы учебной программы - текущее планирование;

3) подготовка к очередному занятию (уроку) - оперативное планирование.

Система действий мастера на каждой из этих стадий приведена на схеме 1 (по Н. И. Макиенко). Отметим особо: если свою нагрузку на следующий учебный год педагог знает до начала занятий, то с контингентом группы, где ему предстоит работать, может быть и не знаком. В таких случаях опытный мастер включает в первую стадию подготовки к занятиям ознакомление с личными делами и медицинскими картами учащихся. Эта информация будет очень важна для выбора правильного тона в будущих взаимоотношениях с учащимися. Понятно, что дальнейшие контакты значительно пополнят эти сведения, но начинать знакомство с группой следует с названных документов.


Схема 1

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

Стадии подготовки мастера

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

К учебному году

и полугодию

К изучению темы про-

граммы

К очередному занятию

(уроку)

Анализ материала темы

и распределение его по

урокам

Определение конкретного

содержания и количества

учебно-производственных

работ, необходимых для

изучения темы

Подготовка учебно-

материальной базы, для

выполнения учебно-про-

изводственных работ

Методическая подго-

товка к изучению темы

Определение цели и со-

держания занятия

Подготовка материаль-

но-технической базы

Методическая подго-

товкаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

Изучение квалификаци-

онной характеристики,

учебных программ


Разработка перечня

учебно-производственных работ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

Анализ материально-

технической базы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА “Особенности организации урока производственного обучения”

Составление плана про-

изводственного обучения группы

Составление конспекта

и плана занятий


3. Типы и виды уроков производственного обучения

Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок производственного обучения - центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования учащихся, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс - обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока - усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа урока - ознакомить учащихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока - формировать у учащихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока - обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.


Сочетание типов и видов уроков производственного обучения

№ п/п

Тип урока п/о

Вид урока п/о

1.

Вводный урок

Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.

2.

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок

3.

Урок по выполнению простых комплексных работ

Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».

4.

Урок по выполнению сложных комплексных работ

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».

5.

Урок контрольно-проверочный

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».

4. Структура урока производственного обучения

Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.

Структурными этапами (частями) урока п/о является:

I II III IY

Организационный момент, этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин.

Основной этап (часть) урока, 5 часов

Заключительный этап (часть) урока

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %


Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап (вводный инструктаж) - 1-2 % времени занятия:

- выявление отсутствующих учащихся;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовность учащихся к уроку.

Вводный инструктаж - совокупность методов и приемов производственного обучения, которые используются в начале занятий с целью подготовки учеников к активному, безошибочному и сознательному выполнению практических заданий.

В процессе вводного инструктажа мастер конкретизирует и углубляет теоретические знания, приобретенные учениками на уроках спецтехнологии, демонстрирует новые операции и приемы трудовой деятельности, организует тренировочные упражнения для проверки доступности новой учебной информации.

Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его - подготовить учащихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

Вводный инструктаж - это элемент организационной (внешней) структуры урока производственного обучения. С точки зрения дидактической структуры урока вводный инструктаж включает три основных элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта учащихся, создание ориентировочной основы действий учащихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться, но наличие их на каждом уроке обязательно.

На уроке по изучению трудовых приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Длительность инструктажа зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, ее содержания, от места урока в системе уроков по теме. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 мин, но не более одного часа.

Для вводного инструктажа на уроках при обучении учащихся трудовым приемам и операциям характерна следующая типовая последовательность:

  • сообщение темы и цели урока (целевая установка);

  • проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);

  • объяснение и демонстрация трудовых приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;

  • разбор документации письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;

  • рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения;

  • объяснение и демонстрация способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

  • проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования;

  • пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции;

  • выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Применительно к этой типовой схеме-структуре вводного инструктажа рассмотрим организацию и методику его проведения.

Целевая установка на урок. Целевая установка - это не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего это будет делаться, чему они научатся, насколько продвинутся в освоении профессии. Целевая установка должна создать у учащихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, возбудить их интерес, стимулировать познавательную и трудовую активность.

В числе эффективных методических приемов создания такой целевой установки можно назвать такие, как создание ситуации новизны технических решений производственных задач на основе уме ний, которые учащиеся приобретут на уроке; организация бесед по наиболее рациональному использованию оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений, выполнению упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и операций.

Актуализация знаний и опыта учащихся. Любой процесс обучения дает ожидаемый эффект только тогда, когда учащиеся воспринимают и усваивают новое, опираясь на ранее усвоенное, отработанное, когда новое является его продолжением, развитием, когда в сознании учащихся наведены мостики между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать, освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процесс усвоения нового называют актуализацией.

На уроках производственного обучения при изучении трудовых приемов и операций актуализация знаний и опыта учащихся обычно проводится в форме опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения, связанному с содержанием предстоящей работы, хотя могут применяться и другие способы актуализации: повторение мастером необходимых теоретических сведений (особенно в тех случаях, когда опрос учащихся показал слабые их познания), демонстрация видеофрагментов с соответствующими пояснениями, проведение предварительных упражнений, разбор выполненных учащимися домашних заданий и т.п. Но основной способ актуализации - опрос учащихся с комментариями их ответов. Цель такого опроса не столько в том, чтобы проверить знания учащихся (хотя это тоже важно), сколько в обеспечении возможностей применения этих знаний на практике, увязке теории и практики. Поэтому вопросы для такой увязки-проверки должны иметь по преимуществу практическую, прикладную направленность. Например, при изучении пространственной разметки (слесарные работы) характерными вопросами могут быть следующие.

Что такое разметочная и установочная базы? В чем их разница?

Когда установочная база может быть разметочной?

Заготовка совсем не отработана. Какую поверхность следует принимать за установочную базу?

Что является разметочной базой у заготовок с цилиндрической частью?

Вопросы теоретического характера для опроса в порядке актуализации знаний учащихся на уроках производственного обучения не типичны.

Наибольший эффект с точки зрения актуализации знаний и опыта учащихся, развития сообразительности, «смекалки» имеют «продуктивные» вопросы, удельный вес которых должен нарастать постепенно, по мере накопления учащимися опыта.

В целях актуализации накопленного практического опыта учащихся на уроках, где будет продолжаться изучение темы, целесообразно предлагать учащимся повторить, воспроизвести приемы и способы выполнения операции, изученные и отработанные на прошлых уроках. Важно также ставить перед учащимися вопросы, требующие применения общеобразовательных знаний для обоснования физического смысла изучаемых действий, процессов, явлений: на обоснование химизма процесса; на выполнение расчетов и т. п. Это во многом способствует развитию у учащихся интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у них взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.

Актуализация знаний и опыта учащихся характерна не только при проведении вводного инструктажа. В процессе упражнений учащихся мастер постоянно стимулирует учащихся к применению знаний, обоснованию отрабатываемых трудовых приемов и способов, сам дает необходимые разъяснения, применяет и другие способы увязки известного, отработанного с тем, что изучается, отрабатывается на уроке. Таким образом, этап актуализации следует понимать и реализовывать широко, как сквозной структурный элемент урока.

Создание ориентировочной основы действий учащихся. На уроках в подготовительный период обучения это обеспечивается прежде всего путем личного показа и объяснения мастером трудовых приемов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или ее части (таблица 1).

Таблица1


Рекомендации относительно проведения показа трудовых действий

№ п/п

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

1

Объяснить назначение сформированных умений

Понимание значимости трудового процесса профессиональной деятельности

2

Показать весь трудовой процесс в нормальном темпе

Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса

3

Выделить операции, приемы и основные действия, в трудовом процессе.

Анализ состава и структуры трудовой деятельности

4

Показать отдельные операции, приемы и объяснить способы их выполнения по инструкцийной карте.

Понимание способов выполнения каждой операции, приемов работы, согласно инструкцийной карте

5

Сформировать вопрос, для анализа инструкцийной карты

Ответы на вопросы

6

Показать весь трудовой процесс в замедленном темпе

Восприятие трудового процесса

7

Предложить нескольким ученикам воспроизвести показанные операции

Наблюдение, осознание, анализ, воссоздание

8

Проанализировать ошибки учеников

Анализ приемов работы

9

Повторить весь трудовой процесс в нормальном темпе

Воссоздание всего трудового процесса

Ориентировочная основа действий учащихся при этом строится, как правило, репродуктивно, по принципу «делай, как я», что вполне закономерно, ибо на каждом уроке перед учащимися стоит задача освоить что-то новое, неизвестное. Все это еще раз подчеркивает исключительную важность умения мастера педагогически грамотно, ярко и доступно осуществлять личный показ трудовых действий.

Готовясь к показу приемов и способов выполнения трудовых действий, следует отобрать только те приемы и способы выполнения учебно-производственных работ, которые для учащихся на данном уроке являются новыми. Ранее освоенные трудовые приемы и способы, которые будут применяться в процессе упражнений на уроке, демонстрировать нет необходимости, надо только убедиться, что учащиеся умеют их выполнять.

Определенную особенность представляет проведение этой части вводного инструктажа при наличии у мастера инструкционной карты. Необходимо так организовать свою деятельность, чтобы карта органично была включена в процесс инструктирования.

Эффективность вводного инструктажа во многом зависит от правильного применения наглядных пособий и технических средств обучения. Правила и методические приемы применения средств наглядности и технических средств обучения подробно раскрыты в гл. 2. Ими следует руководствоваться при использовании этих средств на уроке. При проведении инструктирования учащихся важно полно и рационально использовать подготовленные средства обучения. К сожалению, нередко бывает так, что мастер - сам по себе, а пособия - сами по себе.

Следующий элемент вводного инструктирования - рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения. Это важный фактор реализации одной из важнейших дидактических целей этого периода производственного обучения - научить учащихся правильному и качественному выполнению изучаемых трудовых приемов и способов. Здесь следует особо подчеркнуть три момента.

Во-первых, обращая внимание учащихся на ошибки и дефекты в работе, которые чаще всего допускаются в процессе упражнений, мастер не должен показывать, как «выглядят» эти ошибки (а если и показывать, то в резком контрасте с правильными трудовыми приемами). В противном случае учащиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, нередко начинают выполнять трудовые приемы так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.

Во-вторых, искусство мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, чтобы содержание и методика его были направлены прежде всего на предупреждение возможных ошибок, затруднений, дефектов в работе учащихся, а не только на их указание и анализ. Это одно из важнейших требований к инструктированию учащихся.

В-третьих, по мере накопления опыта учащихся их все больше и больше следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения. Этой линии в тактике и стратегии педагогической деятельности мастер должен придерживаться на всех этапах производственного обучения.

При рассмотрении вопросов организации рабочего места, подготовки к работе, правил безопасности важно наряду с указаниями «что делать» дать учащимся четкие рекомендации «как делать», «почему так, а не иначе», чтобы учащиеся воспринимали не только устные указания мастера, но и наглядно представляли, как должно это делаться в действительности и почему. Лучшей иллюстрацией правильной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера.

Не меньшее значение имеет воспитание у учащихся привычки правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Известно, что многие «секреты» профессионального мастерства высококвалифицированных рабочих, специалистов заключаются именно в отличной организации труда и рабочего места. Необходимо, чтобы учащиеся это твердо знали и всегда придерживались установленных правил и требований. Полезные привычки, как правило, формируются путем многократных повторений. Поэтому мастер должен всегда быть предельно требовательным в вопросах организации труда и рабочего места учащихся.

Воспитывая у учащихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе, мастер тем самым воспитывает у них эти качества в более широком понимании: если учащийся аккуратен в работе, он аккуратен и в быту; порядок и четкость в работе приучают его к порядку и логичности в мышлении.

Важный структурный элемент вводного инструктирования - закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа. Обычно это осуществляется в форме опроса учащихся. Причем он носит сугубо прикладной, практический характер. Мастер может предложить учащимся воспроизвести показанные трудовые приемы и способы выполнения изучаемой операции, повторить и обосновать правила их выполнения, показать способы контроля работы, повторить правила безопасности организации и содержания рабочего места и т. п.

На такую проверку не следует жалеть времени, особенно при первоначальном изучении новых трудовых приемов и способов. В заключительную беседу следует вовлекать возможно большее количество учащихся, особенно «слабых», малоактивных, варьируя трудность и сложность вопросов. И только убедившись, что большинство учащихся смогут достаточно успешно начать упражнения, можно давать разрешение приступить к работе на рабочих местах. Если такой уверенности нет, вводный инструктаж нельзя считать оконченным, мастер обязан снова объяснить и показать то, что не воспринято учащимися, и, возможно, не один раз, пока цель вводного инструктажа не будет достигнута. Такова объективная логика учебного процесса. Мастер не имеет педагогического права обрекать учащихся на освоение трудового процесса методом «проб и ошибок», рассчитывая на то, что в процессе упражнений он сможет внести коррективы, наверстать упущенное. Это практически невозможно, так как на уроке мастер может уделить каждому учащемуся не более 6-8 мин.

Типичные недостатки проведения вводного инструктажа:

  • неправильно определенна структура инструктажа:

  • материал инструктажа не связан с материалом общетехнических и специальных дисциплин и предыдущих уроков производственного обучения;

  • дублирование учебного материала спецпредметов;

  • не проводится или проводится методически и технически неправильно показывание трудовых приемов, действий, движений и объяснения технологического процесса, в целом;

  • не используется или используется методически неправильно учебно-инструкционная и технологическая документация;

  • не используются или используются педагогически и технически неправильно наглядные приборы, технические средства обучения;

  • не используются или недостаточно используются новинки техники, технологии передового опыта;

  • не проводится или проводится только путем устного опроса проверка доступности нового учебного материала;

  • не демонстрируется рациональная организация рабочих мест во время выполнения трудовой деятельности;

  • не проводится ответ на вопрос учеников.

2. Вводный этап (часть) урока (занятия) - 12-15 % времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности учащихся;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока - 70-80 % времени занятия.

Текущий инструктаж - совокупность методов производственного обучения, при выполнении которых инструктивная деятельность мастера ориентирована на дифференциальный и индивидуальный подход к ученикам во время закрепления ими новой учебной информации путем ее использования в самостоятельной практической деятельности.

Основная цель этого структурного элемента урока производственного обучения - формирование, закрепление и усовершенствование умений и навыков трудовой деятельности.

Реализация текущего инструктажа предусматривает:

- выдача заданий для самостоятельной работы учеников;

- объяснение последовательности выполнения заданий;

- распределение учеников по рабочим местам;

- сообщение о критериях оценивания практической деятельности учеников; - индивидуальный текущий инструктаж путем проведения целевых обходов рабочих мест учеников.

Приблизительные цели обходов рабочих мест:

  • проверка правильности организации рабочих мест учеников и выполнения правил техники безопасности;

  • проверка правильности выполнения учениками новых приемов и технологического процесса выполнения работ;

  • проверка умений пользования чертежами, инструкционными и технологическими картами;

  • предоставление помощи ученикам;

  • проверка хода выполнения работ;

  • проверка качества работы учеников и выполнения норм времени;

  • принятие и оценка работ.

Рекомендации мастеру при проведении текущего инструктажа:

  • вникать в работу каждого ученика, не выпуская из поля зрения работы всей группы;

  • развивать у учеников способности анализировать свою работу;

  • поощрять учеников к самостоятельности и сознательной активности;

  • наблюдать за рациональным использованием учениками рабочего времени;

  • поощрять учеников к самоконтролю, формировать умение находить причины ошибок и средства их устранения;

  • воспитывать у учеников привычку правильной организации рабочего места и обеспечения безопасных условий труда.

Типичные недостатки проведения текущего инструктажа:

  • нет четкой системы практической деятельности учеников;

  • нет четкой системы в организации текущего инструктирования учеников;

  • не применяется или недостаточно применяются методические средства развития у учеников самостоятельности и технического мышления;

  • не учитывается отсутствие умений и навыков учеников в пользовании учебно-инструктивной и технологической документацией;

  • не берется мастером к сведению нарушения учениками правил организации рабочих мест и техники безопасности;

  • формально проводятся целевые обходы;

  • не делается межоперационный контроль качества выполняемых работ;

  • не объявляются критерии оценивания выполненных работ.

Заключительный инструктаж - подведение итогов выполнения учениками трудовых заданий с использованием совокупности методов производственного обучения, которые применялись на уроке; объективное оценивание итогов их практической деятельности.

Основная цель этого инструктажа - на основе фиксации достижений и недостатков показать ученикам, чему они научились на уроке, оценить уровень их достижений и творческой активности.

Проведения заключительного инструктажа предусматривает:

  • анализ умения учеников применять новую учебную информацию, которая изучалась на уроке;

  • анализ причин ошибок учеников и применения средств их устранения;

  • сообщение и обоснование оценок, полученных учениками на уроке;

  • анализ выполнения правил безопасности труда, организации рабочих мест учеников;

  • рассматривание случаев нерационального использования урочного времени;

  • выдача домашнего задания с инструкцией о способах его выполнения.

Методика выдачи домашнего задания.

Цель домашней учебной работы учеников:

  • закрепление, усовершенствование и систематизация приобретенных на уроке знаний, умений;

  • осмысление и обобщение производственного опыта;

  • подготовка к следующему занятию;

  • знакомство с вариативными источниками знаний для получения дополнительной информации по теме следующего урока.

Требования к содержанию домашних заданий:

  • практическая направленность;

  • реальный и творческий характер содержания;

  • связь содержания практических заданий с теоретическими знаниями и раньше приобретенным опытом;

  • постоянное повышение сложности;

  • дифференциация по сложности в зависимости от интеллекта учеников и уровня их подготовленности.

Рекомендации относительно повышения эффективности заключительного инструктажа:

  • всегда на первый план выносить подведение итогов выполнения учебных заданий урока на основании анализа успехов и недостатков деятельности учеников;

  • не акцентировать внимание на ошибках учеников, если их причиной является неопытность;

  • начинать анализ деятельности учеников на примере их достижений;

  • всесторонне привлекать учеников к активному обсуждению итогов урока;

  • анализ итогов урока проводить объективно и аргументированно;

  • придерживаться педагогического такта;

  • широко практиковать сравнение работ, выполненных учениками, с примерами- эталонами;

  • практиковать поручать проведение анализа итогов деятельности учеников отличникам по профессиональной подготовке как метод стимулирования;

  • практиковать выставление комплексных оценок (за знание теории и умение применять их на практике).

Типичные недостатки проведения заключительного инструктажа:

  • подведение итогов не проводятся вообще или проводятся формально;

  • анализ итогов урока начинается с ошибок, которые допускали ученики во время урока;

  • не выдается домашнее задание или не объясняются способы его выполнения;

  • не обосновывается оценка работы учеников на уроке;

  • анализ итогов урока не ориентирован на устранение причин недостатков в деятельности учеников;

  • замечания мастера во время анализа не носят педагогического и воспитательного характера.


Схема плана урока производственного обучения

Тема программы

Тема урока __

Цель урока:

а) обучающая - какие профессиональные З, У, Н формируются, закрепляются и развиваются на уроке;

б) развивающая - какие операции и приемы умственной деятельности учеников развиваются на уроке;

в) воспитательная - какие качества личности учеников формируются и развиваются на уроке.

Тип урока Вид урока

Дидактичное обеспечение (с помощью которого осуществляется процесс обучения)

Материально - техническое обеспечение (с помощью которого все ученики осуществляют свою практическую деятельность)

Межпредметные связи

Перечень практичних заданий

Список основной и дополнительной литературы

Методическая цель - указывается только при проведении открытых уроков.

Ход урока

І Организационная часть (~5мин):

- проверка наличия учеников;

- проверка готовности учеников к уроку;

- допуск по технике безопасности.

II Вводный инструктаж (~40мин):

1. Актуализация знаний:

- сообщение темы программы и урока;

- целевая установка проведения урока;

- проверка опорных 3, У, Н учеников, необходимых им для последующей работы на уроке;

- анализ и дополнение ответов учеников, подведения итогов.

2. Преподавание нового материала:

- сообщение новой учебной информации;

- показ новых приемов трудовой деятельности;

- объяснение характера и последовательности работы ученикам на уроке;

- сообщение о передовом опыте по теме урока;

- опрос учеников и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;

- ответ мастера на вопрос учеников;

- подведение итогов вводного инструктажа.

III Текущий инструктаж (~270 мин):

- выдача заданий для самостоятельной работы учеников и объяснения порядка их выполнения;

- распределение учеников по рабочим местам;

- сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;

- целевые обходы мастера рабочих мест учеников;

- прием мастером выполненных работ;

- уборка рабочих мест.

IV Заключительный инструктаж (~30 мин.):

- анализ деятельности учеников в процессе всего урока;

- оценка работы учеников, ее объективное обоснование;

- анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;

- сообщение и обоснование оценок;

- выдача домашнего задания.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока;

- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

5. Формы организации деятельности обучающихся на уроке производственного обучения

Форма обучения - это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и учащимися. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.


Формы организации учебной работы с учащимися


Особенности, признаки


В каком случае выбираем ту или иную форму?





Фронтальная

(групповая)

Мастер работает сразу со всей группой.

Учебная цель для всех учащихся общая.

Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда мастер оценивает работу группы в целом и отдельных учащихся и т.п.




Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.



Парная (ведущий - ведомый, ролевая

мастер - учащийся)

Когда мастер организует работу парами: сильный учащийся - слабый учащийся или два равных по успеваемости. Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер - ученик).

Организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.



Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена).

Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.

6. Неурочные формы профессионального обучения

Урок не может являться основной формой производственного обучения на предприятиях, т.к. он не обеспечивает возможность реализовать требования к урочной организации учебного процесса

в силу специфики производства. Поэтому для обучения студентов в условиях производства применяются следующие неурочные формы производственного обучения:

1) обучение в составе ученических бригад;

2) обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

3) индивидуальное прикрепление студентов к квалифицированным рабочим.

Кроме этих форм обучения применяются производственные экскурсии, обучающимся поручается выполнение домашних заданий. Основные дидактические цели домашней работы в профессиональном обучении заключаются в следующем:

а) повторение по учебнику учебного материала, изучение опыта работы передовиков, новаторов по опубликованным материалам;

б) изучение инструкционных и технологических карт, самостоятельная разработка технологических процессов, изучение схем, инструкций и правил по обслуживанию машин, оборудования.

7. Методы производственного обучения и их классификация

Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы производственного обучения - это способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера производственного обучения и обучающегося, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Методы производственного обучения можно классифицировать следующим образом.

1. Перцептивные, т. е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой, письменное инструктирование).

2. Наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций).

3. Метод упражнения - многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны: производствен-

ную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

4. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-

практические работы, выполнение домашних заданий).

5. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).


8. Активные методы производственного обучения

Активность в производительном труде - это способность учащегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

К активным методам относятся:

1. Деловые (производственные) игры.

Типичные производственные ситуации для проведения игр:

- определение (диагностика) дефектов обработки, (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т. д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата;

- определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере;

- обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении определенного задания;

- определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т. п.;

- определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т. п.

2. Поисковая (эвристическая) беседа, в ходе которой практикуется решение производственно-технических задач:

- расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

- разработка и наладка управляющих программ для станков с ЧПУ;

- нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

- определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;

- разработка монтажных схем на основе принципиальных.

3. Задания творческого характера:

- конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;

- самостоятельная разработка технологических процессов обработки, наладки, сборки;

- выбор наиболее рационального технологического процессвыполнения учебно-производственных работ из нескольких, предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;

- разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т. п.

4. Поисковая (продуктивная) деятельность обучающихся:

- активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов;

- выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний;

- самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания;

- самостоятельная работа на тренажерах в различных режимах и ситуациях.

9. Требования, предъявляемые к учебным занятиям

  1. Четкое и однозначное определение целей и задач каждого урока производственного обучения с учетом специфики и возможностей обучаемых, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.

  2. Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия).

  3. Внедрение новейших педагогических технологий, целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.

  4. Творческий подход к формированию структуры урока производственного обучения.

  5. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучаемых.

  6. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации учебного занятия.














Литература


  1. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. - М.: изд. Центр «Академия», 2006. - 272 с.

  2. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: в 2 т. / Н. А. Морева. - М.: Академия, 2008. - Т.1: Дидактика. - 432 с.

  3. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

  4. Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: НОУ ИСОМ, 2004. - 175 с.

  5. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: изд. центр Академия, 2000. - 320 с.


© 2010-2022