Программа факультативного курса Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пермский край

Краснокамский муниципальный район

МБОУ «Конец-Борская основная общеобразовательная школа»


ПРОГРАММА

факультативного курса


«Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем»




  • возраст 14-15 лет, 8-9 класс

  • продолжительность обучения 1год (34 час)


Автор-составитель:

Пономарева Инна Владимировна

учитель технологии



г. Краснокамск, 2015 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует от воспитания воспроизведения этого идеала в различных личностях.

К.Д.Ушинский

Программа факультативного курса «Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8-9 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствует активному приобретению учащимися культурного богатства народа. Население Прикамья с давних пор было полиэтничным. В близком соседстве жили: русские, коми-пермяки, манси, марийцы, удмурты, башкиры, татары.

Принято считать, что человек должен знать о своем крае, об исторических и духовных ценностях своего народа, и не только знать, но и стать носителем информации о своем народе. Национальный костюм является одним из носителей информации. Ф.М. Достоевский писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не понимает настоящего и не заслуживает будущего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважение относиться к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно пронизывать все этапы системы образования. Что подтверждается в «Концепции содержания национального образования в Пермской области» (Пермь, 2000г.). Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизации, отличным от его собственной» (ст.29).

Цель курса: пробуждение интереса учащихся к народной культуре.

Основные задачи курса:

  • Знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой через изучение национального костюма;

  • Способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;

  • Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;

  • Развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;

  • Расширить словарный запас учащихся по этнографической тематике.

Программа факультативного курса «Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем» основана на единых подходах и принципах:

  • Интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину Пермского края;

  • Использование разнообразных форм организации занятий;

  • Обеспечение психологического комфорта ребенка;

  • Формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится по двум направлениям: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий, встреч. Практическая часть включает в себя отработка навыков рукоделия (вышивка, ткачество), приготовления национальных блюд, постановку народных праздников. Отслеживание результатов обучения проходит в форме тестирования.

Предполагаемые результаты:

  • Приобретение теоретических знаний о национальной одежде и быте народов Прикамья и практических умений ведению быта;

  • Участие в ежегодной научно-исследовательской конференции учащихся;

  • Повышение интереса к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору;

  • Получение навыков исследовательской деятельности и развитие творческих способностей.

Методы работы:

  • наглядные, словесные, практические, пробемно-поисковые и репродуктивные.

Формы работы:

  • Беседа, рассказ, встреча с интересными людьми, игра, практическая работа, защита проекта, научная конференция.

Отслеживание результатов:

  • Участие в научно-исследовательской конференции;

  • Участие в конкурсах;

  • Пополнение экспонатов и базы данных школьной музейной комнаты;

  • Анкетирование учащихся и родителей.

Материально-техническое обеспечение курса:

  • Наличие компьютерной техники (ПК, проектор, экран);

  • Наличие цифрового фотоаппарата, сканера и принтера;

  • Использование возможностей музейной комнаты;

  • Наличие канцелярских товаров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п /п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

Экс-я

др.

1

Введение

1




1

2

Места проживания наших предков

1

1




3

Национальный костюм русских

2

1

1



4

Быт русских

2

1

1



5

Русские народные праздники

1


1



6

Обычаи и традиции русской семьи

1

1




тест

7

Национальный костюм коми-пермяков

2

1

1



8

Быт коми-пермяков

2

1

1



9

Народные праздники коми-пермяков

1


1



10

Обычаи и традиции семьи коми-пермяков

1

1




тест

11

Национальный костюм удмуртов

2

1

1



12

Быт удмуртов

2

1

1



13

народные праздники удмуртов

1


1



14

Обычаи и традиции семьи удмуртов

1

1




тест

15

Национальный костюм татар и башкир

2

1

1



16

Быт татар и башкир

2

1

1



17

народные праздники татар и башкир

1


1



18

Обычаи и традиции семьи татар и башкир

1

1




тест

19

Работа над проектом по исследовательской деятельности

4




4

Защита проекта

20

Национальная одежда и быт марийцев

2

1

1




21

Национальная одежда и быт манси

1

1




тест

22

Экскурсия в этнографический музей «Хохловка»

1



1



Итого

34

15

13

1

5


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятие 1. Введение - 1 час

Познакомить учащихся с общей структурой факультативного курса, его содержанием, формами работы, видами практических работ. Провести анкетирование.

Занятие 2. Места проживания наших предков - 1час

Этническая карта Урала в IX- середине XVI вв. Народы Среднего Урала в конце XVI - первой половине XVIII в. Расселение, численность и исторические судьбы народов Пермского края в второй половине XVIII - XIX вв. Народы Прикамья в XXвеке.

Занятие 3. Национальный костюм русских - 1 час

Старинная русская одежда. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Верхняя одежда. Вышивка в национальной одежде. Ткацкий станок, Изделия ручного ткачества. Словарь «Национальная одежда»

. Национальный костюм в современное время

Занятие 4. Национальный костюм русских - 1 час (практика)

Знакомство с техникой вышивания «крест». Выполнение вышивки в технике «крест». Изготовление оберега, открытки, сувенира.

Занятие 5. Быт русских - 1 час

Поселение, усадьба, жилище. Интерьер кухни. Домашняя утварь, пища.

Занятие 6. Быт русских - 1 час (практика)

Приготовление русских национальных блюд: блины, каша из тыквы.

Занятие 7. Русские народные праздники - 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)

Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Исполнение народных праздничных песен.

Занятие 8. Обычаи и традиции русской семьи - 1 час

Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.

Проводы в солдаты. Свадебные обряды.

Занятие 9. Национальный костюм коми-пермяков - 1час

Национальная одежда коми-пермяков. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения

. Верхняя одежда. Узорные пояса - кушаки. Словарь «Национальная одежда»

. Национальный костюм в современное время.

Занятие 10. Национальный костюм коми-пермяков - 1час (практика)

Знакомство с техникой ткачества. Выполнение образца тканого пояса. Изготовление оберега, сувенира.

Занятие 11. Быт коми-пермяков - 1 час

Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища. Интерьер крестьянской избы.

Занятие 12. Быт коми-пермяков - 1 час (практика)

Приготовление коми-пермяцких национальных блюд: пельняни (пельмени)

Занятие 13. Народные праздники коми-пермяков - 1 час(практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)

Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.

Занятие 14. Обычаи и традиции семьи коми-пермяков - 1 час

Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.

Проводы в солдаты. Свадебные обряды.

Занятие 15. Национальный костюм удмуртов - 1час

Национальная одежда удмуртов. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения

. Верхняя одежда. Словарь «Национальная одежда»

. Национальный костюм в современное время.

Занятие 16. Национальный костюм удмуртов - 1час (практика)

Навыки изготовления украшения из монет. Изготовление браслета, нагрудного украшения.

Занятие 17. Быт удмуртов - 1 час

Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища. Интерьер крестьянской избы.

Занятие 18. Быт удмуртов - 1 час (практика)

Приготовление удмуртских национальных блюд: пирожки из калины

Занятие 19. Народные праздники удмуртов - 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)

Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.

Занятие 20. Обычаи и традиции семьи удмуртов - 1 час

Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.

Проводы в солдаты. Свадебные обряды.

Занятие 21. Национальный костюм башкир и татар - 1час

Национальная одежда татар и башкир. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения

. Верхняя одежда. Словарь «Национальная одежда»

. Национальный костюм в современное время.

Занятие 22. Национальный костюм башкир и татар - 1час (практика)

Навыки изготовления головного убора «тюбетей». Способы его украшения.

Занятие 23. Быт башкир и татар - 1 час

Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища.

Занятие 24. Быт башкир и татар - 1 час (практика)

Приготовление национальных блюд: чак-чак

Занятие 25. Народные праздники башкир и татар - 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)

Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.

Занятие 26. Обычаи и традиции семьи башкир и татар - 1 час

Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.

Проводы в солдаты. Свадебные обряды.

Занятие 27-30. Подготовка к научно-исследовательской конференции учащихся.

Познакомить с этапами исследовательской деятельности. Правила оформления работы

Темы рефератов:

  • Текстильный орнамент коми-пермяков

  • Образ русской березы в старинных обрядах

  • Символика в национальной одежде

  • Обычаи и традиции современной семьи

  • Элементы национального костюма в современной одежде

  • Народные приметы

  • Народный календарь

Занятие 31. Национальная одежда и быт марийцев- 1 час

Национальный костюм марийцев. Словарь «Национальная одежда. Быт марийцев. Современные этнокультурные процессы.

Занятие 32. Национальный костюм марийцев - 1час (практика)

Элементы вышивки в национальном костюме. Выполнение вышивки в технике «косой стежок». Изготовление оберега.

Занятие 33. Национальная одежда и быт манси - 1 час

Национальный костюм манси. Словарь «Национальная одежда. Быт манси.

Материальная и духовная культура. Современные манси

Занятие 34. Экскурсия в этнографический музей «Хохловка».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(для педагога)

  1. А.М.Белавина Страницы истории земли Пермской. Пермь: Книжный мир, 1995

  2. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994. - с.130

  3. Морозова М.Г. Традиционный костюм народов Прикамья. - М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1900.

  4. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII- первой половине XIX века. - Пермь: Издательство Пермского университета, 1995.

  5. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX - XX вв. / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. - 296с.: ил.

  6. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX - XX вв. / Историко-этнографический атлас. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. - 128с.: ил.

  7. Чагин Г.Н. Коми-пермяцкий национальный костюм. Кудымкар: Коми-пермяцкое книжное издательство, 2006; Пермь: Пермское книжное издательство, 2006

  8. Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. - Пермь: Издательство «Пушка», 2007. - 296с.: ил.

  9. Электронное учебное пособие «Энциклопедия Пермской области» 2006 год

  10. Этническая культура и современная школа. Материалы областной научно-практической конференции. Вып. 2 - Кудымкар: Издательство ПОНИЦАА, 2004.

  11. Этническая культура и современная школа: Материалы областной научно-практической конференции (27-28 апреля 2006 г., г.Чернушка). Вып.4 - Пермь: Издательство ПОННИЦА, 2006. - 248с.


© 2010-2022