- Преподавателю
- Технология
- Готовимся к уроку ФГОС
Готовимся к уроку ФГОС
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
-
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
-
цель освоения учебного содержания
-
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
-
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
-
основные понятия темы
-
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
-
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
-
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
-
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
-
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
-
соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.
-
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
-
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-
используются эффективные методы работы с информацией;
-
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема
Цель
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД
-
ЛичностныеУУД:
-
Регулятивные УУД:
-
Коммуникативные УУД:
-
Познавательные УУД:
Планируемые результаты
Предметные:
-
Знать
-
Уметь
Личностные:
Метапредметные:
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
-
основные
-
дополнительные
Формы урока
фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
Технология
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая
структура урока
Признаки
решения
дидактических задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы
организации
деятельности
Организационный момент
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время:
Этапы:
Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:
Изучение нового материала
Время:
Этапы:
Закрепление нового материала
Время:
Этапы:
Контроль
Время:
Этапы:
Рефлексия
Время:
Этапы:
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.
-
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
-
Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
-
Результативность решения дидактической задачи
-
Содержание урока
-
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
-
Методы и средства обучения
-
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
-
Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
-
Формы обучения
-
Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
-
Целесообразность использования предложенных заданий
-
Результативность урока
-
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
-
Практическая направленность урока
-
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
-
Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
-
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
-
Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
-
Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
-
Взаимопомощь
-
Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
-
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
-
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
-
Формирование ИКТ-компетентности
-
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
-
Структура урока
-
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
-
Контрольно-оценочная деятельность
-
Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
-
Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
-
Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
-
Педагогический стиль
-
Соблюдение норм педагогической этики
-
Гигиенические требования
-
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
-
Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
-
Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ