Урок по технологии Кукла - оберег 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии Кукла - оберег 5 класс


Работа с нитками. Изготовление куклы-оберега

Вид учебного труда: работа с нитками, изготовление мягкой поделки.

Цели: ознакомление с народными традициями изготовления кукол разной тематики; демонстрирование приемов выполнения куклы из ниток и ее оформления.

Оборудование: для учителя - плакаты с изображением народных кукол, этапов выполнения поделки; для учащихся - нитки, ножницы, ткань.

Оформление доски: записана тема « Кукла-оберег»; вывеше­ны плакаты с рисунками поделок; размещены образцы готовых изделий; записаны заголовки «Народные куклы», «Тематические куклы», «Техника изготовления куклы-оберега».

План-конспект: «Кукла-оберег».

Технологическая последовательность изготовления.

1. Сложить нитки в ровный мо­ток, выровнять его и связать посередине ниткой.

2. Оставить концы нитки длинными, связать их в петлю.

3. Сложить моток пополам, сформировать корпус куклы.

4. Перевязать корпус второй раз, от­ступив от места сгиба, оформить голову.

5. Сформировать второй моток - руки куклы.

6. Подложить моток - руки под линию голо­вы.

7. Связать корпус под линией рук.

8. Оформить оставшуюся часть корпуса.

9. Смастерить и прикрепить декоративные детали.

Ход урока.

I. Информационно-познавательное сообщение

На Руси всегда жили люди, которые были неравнодушны к прекрасному. Русичи всегда старались украсить свой дом, утварь, домашние предметы и одежду. Красотой отличались и детские игрушки. В древности куклы отличались друг от друга не толь­ко внешним видом, но и назначением. Когда в семье рождался ребенок, для него специально изготавливали несколько кукол. (Дальнейший текст хорошо сопроводить наглядными примерами.)

Например: одну куклу постоянно клали под подушку, чтобы сон был хорошим. Чтобы ребенок не заболел, мастерили специаль­ную куклу, состоявшую из целой вереницы одинаковых на лицо существ, и вешали возле кроватки. Такая кукла носила название «лихорадка», считалось, что она отгонит от малыша все недуги. Но самой важной была кукла, которую помещали в изголовье кро­ватки. Она называлась красноречивым словом «оберег».

- Как вы думаете, что означало ее название? (Ответы школьниц.)

Люди надеялись, что она убережет ребенка от напастей, кото­рые подстерегают в жизни. Конечно, это было суеверие, но давай­те вообразим, что мы на минуту в него поверили. Ведь так хочется иметь верного друга, который охранял бы в разных непростых си­туациях и помогал избежать жизненных проблем. Поэтому для кружковой работы по технологии в этом учебном году я предлагаю выбрать тему, которая будет звучать так: «Изготовление куклы-оберега». И пусть ваш веселый оберег станет напоминанием об учебном годе, друзьях и веселых уроках. Можно изготовить ку­колку, которая станет своеобразным талисманом «На успешную учебу и везение», чтобы всегда получать пятерки. Каждый из вас может носить свой талисман в школьной сумке. Если не выучишь урок - вдруг оберег сумеет помочь хорошо написать контрольную? Хотя, конечно, уроки лучше все-таки учить.

Для оберега вам потребуется совсем немного материала. По­дойдут любые нитки, кусочки распущенного шнура или пряжа. Понадобятся и ножницы. Для скрепления деталей между собой нужна будет иголка и швейные нитки, для оформления лица куколки - бусинки.

II. Выбор колорита поделки

- Как вы думаете, какие цвета подойдут для вашего оберега?
Конечно, лучше всего яркие, нарядные. Но если основной материал приглушенных тонов, то для такой куколки можно сделать красочные детали-дополнения. Об этом вы подумаете, когда бу­дете заниматься ее оформлением.

- А можно ли для такой поделки использовать нитки разных цветов?

Конечно, тогда куколка получится необычная, карнавальная. Потом её можно будет и на елку повесить.

III. Беседа о способах изготовления, размерах и необходимых материалах для оберега

В одном подмосковном городе есть Музей игрушек. Детям там показывают разложенные в витринах куски щепок и поленьев, поясняя, что это и есть первобытные куклы, с которыми в древно­сти играли девочки. Сегодня в магазинах представлен огромный выбор игрушек, просто глаза разбегаются. Но куколка, которую смастеришь своими руками, сразу становится намного дороже. А материал, который вы возьмете для этого, пряжу или распу­щенный шнур, выглядит более привлекательно.

Заранее решите, какой высоты получится куколка. Это зави­сит от назначения и количества материала, которым вы располагаете.

Можно ее привесить, как брелок, к замку школьной сумки, тогда она должна быть ми­ниатюрной. А если вы хотите повесить ее дома на стену, как су­венир, ее можно сделать и крупнее.

IV. Работа в тетради

Школьницы записывают тему занятия и план-конспект.

Урок по технологии Кукла - оберег 5 класс

Рис. Кукла-оберег

V. Изготовление корпуса поделки

Инструкционно - технологическая карта

  1. Сложить нитки в моток, выравнивая их по длине.

  2. Определить середину мотка, перевязать ее ниткой. Длинные концы нитки связать для образования петли.

  3. Согнуть моток пополам, связать его, отступив от сгиба.

  4. Второй моток связать по краям, вложить поперек в деталь корпуса и закрепить, связав снизу.

  5. Оформить нижнюю часть куклы.

  6. Дополнить художественными деталями.

Соберите много ниток, сложив их одну к другой, это называет­ся «моток». (Школьницы выполняют задание.) Если надо, подров­няйте нитки с концов. Сложите моток пополам, определив таким образом его середину. Теперь эту середину надо зафиксировать.

От такого же мотка пряжи или от простой катушки отмотайте довольно длинную нитку и свяжите моток посередине. Не беда, что от нитки останется длинный конец - не отрезайте его, он вам потом понадобится.

Получившийся моток надо сложить пополам по перевязан­ному месту, это будет макушка куклы. Отступите от макушки на 2-3 см и перевяжите моток ниткой. Видите, мы изготовили корпус куклы с головой.

Чтобы куклу можно было повесить на гвоздик или на шею, нитку, которая осталась у вас после первого перевязывания пучка, свяжите узелком, образуется петля.

VI. Изготовление рук

Теперь сделайте кукле руки. Деталь корпуса пока отложи­те в сторону. Соберите второй моток ниток, его нужно сделать менее объёмным. Перевяжите его по краям, отступив от каждого края по 1 см. Вставьте полученный моток в деталь корпуса, под пере­вязанное место шеи, расположите его так, чтобы руки выглядывали равномерно с каждой стороны. Теперь вновь перевяжите корпус ниже рук. (Школьницы выполняют работу.)

VII. Завершение работы

Оставшиеся пряди ниток корпуса составят туловище куклы. Подумайте, как его оформить. Если ваша кукла - мальчик, остав­шуюся пряжу поделите еще на две части - ноги, которые надо перевязать в местах щиколоток.

А кукла- девочка будет в юбочке. Для этого оставшиеся пряди нужно подровнять снизу и распушить.

VIII. Оформление поделки

С помощью мелких бусинок или бисеринок оформите кукле лицо. Пришейте тонкой иголкой бисеринки нужных цветов на ме­ста, где на лице должны находиться глаза и рот.

Если позволяет терпение, можно сделать кукле волосы из ни­ток и заплести косички.

Для получившейся куклы можно шить одежду, привязать ей на голову бантики.

Ваша кукла практически готова. При желании вы можете прямо сейчас привязать ее к своей школьной сумке или отнести домой, чтобы сделать кому-то подарок. Кукла-оберег маленького размера может превратиться в шей­ное украшение.

IX. Подведение итогов урока

Сегодня вы изготовили предмет, который в повседневной жизни принято называть словом «сувенир». Варианты сувениров могут быть самыми разнообразными.

- Какие вы встречали варианты сувениров? (Ответы учениц.)

- А какие сувениры вам под силу выполнить собственными руками? (Мягкая игрушка и др.)

Цель и назначение сувенира - украшение, памятный предмет. Вот таким сувениром в память об уроках технологии в 5 классе мо­жет стать ваша куколка.



© 2010-2022