- Преподавателю
- Технология
- Урок по технологии Кукла - оберег 5 класс
Урок по технологии Кукла - оберег 5 класс
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чертова Л.А. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Работа с нитками. Изготовление куклы-оберега
Вид учебного труда: работа с нитками, изготовление мягкой поделки.
Цели: ознакомление с народными традициями изготовления кукол разной тематики; демонстрирование приемов выполнения куклы из ниток и ее оформления.
Оборудование: для учителя - плакаты с изображением народных кукол, этапов выполнения поделки; для учащихся - нитки, ножницы, ткань.
Оформление доски: записана тема « Кукла-оберег»; вывешены плакаты с рисунками поделок; размещены образцы готовых изделий; записаны заголовки «Народные куклы», «Тематические куклы», «Техника изготовления куклы-оберега».
План-конспект: «Кукла-оберег».
Технологическая последовательность изготовления.
1. Сложить нитки в ровный моток, выровнять его и связать посередине ниткой.
2. Оставить концы нитки длинными, связать их в петлю.
3. Сложить моток пополам, сформировать корпус куклы.
4. Перевязать корпус второй раз, отступив от места сгиба, оформить голову.
5. Сформировать второй моток - руки куклы.
6. Подложить моток - руки под линию головы.
7. Связать корпус под линией рук.
8. Оформить оставшуюся часть корпуса.
9. Смастерить и прикрепить декоративные детали.
Ход урока.
I. Информационно-познавательное сообщение
На Руси всегда жили люди, которые были неравнодушны к прекрасному. Русичи всегда старались украсить свой дом, утварь, домашние предметы и одежду. Красотой отличались и детские игрушки. В древности куклы отличались друг от друга не только внешним видом, но и назначением. Когда в семье рождался ребенок, для него специально изготавливали несколько кукол. (Дальнейший текст хорошо сопроводить наглядными примерами.)
Например: одну куклу постоянно клали под подушку, чтобы сон был хорошим. Чтобы ребенок не заболел, мастерили специальную куклу, состоявшую из целой вереницы одинаковых на лицо существ, и вешали возле кроватки. Такая кукла носила название «лихорадка», считалось, что она отгонит от малыша все недуги. Но самой важной была кукла, которую помещали в изголовье кроватки. Она называлась красноречивым словом «оберег».
- Как вы думаете, что означало ее название? (Ответы школьниц.)
Люди надеялись, что она убережет ребенка от напастей, которые подстерегают в жизни. Конечно, это было суеверие, но давайте вообразим, что мы на минуту в него поверили. Ведь так хочется иметь верного друга, который охранял бы в разных непростых ситуациях и помогал избежать жизненных проблем. Поэтому для кружковой работы по технологии в этом учебном году я предлагаю выбрать тему, которая будет звучать так: «Изготовление куклы-оберега». И пусть ваш веселый оберег станет напоминанием об учебном годе, друзьях и веселых уроках. Можно изготовить куколку, которая станет своеобразным талисманом «На успешную учебу и везение», чтобы всегда получать пятерки. Каждый из вас может носить свой талисман в школьной сумке. Если не выучишь урок - вдруг оберег сумеет помочь хорошо написать контрольную? Хотя, конечно, уроки лучше все-таки учить.
Для оберега вам потребуется совсем немного материала. Подойдут любые нитки, кусочки распущенного шнура или пряжа. Понадобятся и ножницы. Для скрепления деталей между собой нужна будет иголка и швейные нитки, для оформления лица куколки - бусинки.
II. Выбор колорита поделки
- Как вы думаете, какие цвета подойдут для вашего оберега?
Конечно, лучше всего яркие, нарядные. Но если основной материал приглушенных тонов, то для такой куколки можно сделать красочные детали-дополнения. Об этом вы подумаете, когда будете заниматься ее оформлением.
- А можно ли для такой поделки использовать нитки разных цветов?
Конечно, тогда куколка получится необычная, карнавальная. Потом её можно будет и на елку повесить.
III. Беседа о способах изготовления, размерах и необходимых материалах для оберега
В одном подмосковном городе есть Музей игрушек. Детям там показывают разложенные в витринах куски щепок и поленьев, поясняя, что это и есть первобытные куклы, с которыми в древности играли девочки. Сегодня в магазинах представлен огромный выбор игрушек, просто глаза разбегаются. Но куколка, которую смастеришь своими руками, сразу становится намного дороже. А материал, который вы возьмете для этого, пряжу или распущенный шнур, выглядит более привлекательно.
Заранее решите, какой высоты получится куколка. Это зависит от назначения и количества материала, которым вы располагаете.
Можно ее привесить, как брелок, к замку школьной сумки, тогда она должна быть миниатюрной. А если вы хотите повесить ее дома на стену, как сувенир, ее можно сделать и крупнее.
IV. Работа в тетради
Школьницы записывают тему занятия и план-конспект.
Рис. Кукла-оберег
V. Изготовление корпуса поделки
Инструкционно - технологическая карта
-
Сложить нитки в моток, выравнивая их по длине.
-
Определить середину мотка, перевязать ее ниткой. Длинные концы нитки связать для образования петли.
-
Согнуть моток пополам, связать его, отступив от сгиба.
-
Второй моток связать по краям, вложить поперек в деталь корпуса и закрепить, связав снизу.
-
Оформить нижнюю часть куклы.
-
Дополнить художественными деталями.
Соберите много ниток, сложив их одну к другой, это называется «моток». (Школьницы выполняют задание.) Если надо, подровняйте нитки с концов. Сложите моток пополам, определив таким образом его середину. Теперь эту середину надо зафиксировать.
От такого же мотка пряжи или от простой катушки отмотайте довольно длинную нитку и свяжите моток посередине. Не беда, что от нитки останется длинный конец - не отрезайте его, он вам потом понадобится.
Получившийся моток надо сложить пополам по перевязанному месту, это будет макушка куклы. Отступите от макушки на 2-3 см и перевяжите моток ниткой. Видите, мы изготовили корпус куклы с головой.
Чтобы куклу можно было повесить на гвоздик или на шею, нитку, которая осталась у вас после первого перевязывания пучка, свяжите узелком, образуется петля.
VI. Изготовление рук
Теперь сделайте кукле руки. Деталь корпуса пока отложите в сторону. Соберите второй моток ниток, его нужно сделать менее объёмным. Перевяжите его по краям, отступив от каждого края по 1 см. Вставьте полученный моток в деталь корпуса, под перевязанное место шеи, расположите его так, чтобы руки выглядывали равномерно с каждой стороны. Теперь вновь перевяжите корпус ниже рук. (Школьницы выполняют работу.)
VII. Завершение работы
Оставшиеся пряди ниток корпуса составят туловище куклы. Подумайте, как его оформить. Если ваша кукла - мальчик, оставшуюся пряжу поделите еще на две части - ноги, которые надо перевязать в местах щиколоток.
А кукла- девочка будет в юбочке. Для этого оставшиеся пряди нужно подровнять снизу и распушить.
VIII. Оформление поделки
С помощью мелких бусинок или бисеринок оформите кукле лицо. Пришейте тонкой иголкой бисеринки нужных цветов на места, где на лице должны находиться глаза и рот.
Если позволяет терпение, можно сделать кукле волосы из ниток и заплести косички.
Для получившейся куклы можно шить одежду, привязать ей на голову бантики.
Ваша кукла практически готова. При желании вы можете прямо сейчас привязать ее к своей школьной сумке или отнести домой, чтобы сделать кому-то подарок. Кукла-оберег маленького размера может превратиться в шейное украшение.
IX. Подведение итогов урока
Сегодня вы изготовили предмет, который в повседневной жизни принято называть словом «сувенир». Варианты сувениров могут быть самыми разнообразными.
- Какие вы встречали варианты сувениров? (Ответы учениц.)
- А какие сувениры вам под силу выполнить собственными руками? (Мягкая игрушка и др.)
Цель и назначение сувенира - украшение, памятный предмет. Вот таким сувениром в память об уроках технологии в 5 классе может стать ваша куколка.