Рабочая программа по проектной деятельности в 10 классе. Элективный предмет

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Работая по такому направлению школа является одним ...
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель РМО Заместитель директора по УР директор школы ________/Кулагина О.Н/

_________/Юкина Р.Г/ приказ №_______

Протокол №_____ ___________Галкина Л.В/

От «___» _____2014г. От «____» ______2014г от «____»_______2014г.



Рабочая программа педагога Юкиной Раисы Гиясовны

учителя I категории МОУ СОШ с.Долина

по проектной деятельности в 10 классе

2014-2015 уч.г.





Рабочая программа

Проектная деятельность"Край ты мой родной"

10 класс ( 70 часов, 2 часа в неделю)


Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г. в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования.

I. Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания - знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Работая по такому направлению школа является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся десятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 70 (два часа в неделю).

Цели программы:

* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

* воспитание любви к природе родного края;

*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

*развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;

Задачи программы:
Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

* системность и последовательность занятий: 2 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

* научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

* доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих

данному возрасту детей и их развитию;

* наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы,

ИКТ;

* деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и

самостоятельно;

* активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует

самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

* прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания

и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления,

противопоставления;

Формы и методы работы

* познавательная;

* краеведческая;

* просмотр презентаций и видеофильмов;

* проектная деятельность;

* встречи с интересными людьми;

* посещение библиотек;

* трудовой десант;

Организация работы над проектами.

Проектная деятельность:

  • формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,

  • способствует интеллектуальному росту ребенка,

  • учит мыслить от абстрактного к конкретному,

  • открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,

  • актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)

1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.

2. Постановка и обоснование проблемы проекта.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

9. Качество проведения презентации.

10. Качество проектного продукта.

Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).

Ожидаемые результаты программы:


  • Повышение качества обучения.

  • Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.

  • Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.

  • Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети».

  • Расширение диапазона мероприятий (конференции, выставки, конкурсы, фестивали,) для раскрытия творческих способностей

обучающихся.

  • Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.

  • Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся.

  • Укрепление материально-технической базы.


Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Раздел.

Тема занятий

Кол-во часов

Контрольные,

лабораторные,

практические, самостоятельные работы, тесты


Использование ИКТ, интернет ресурсов, дисков



Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

теория

практ

План

Фактич


Введение (10 ч.)

1.

Проект! Проект!


Как выбрать тему проекта? Какие могут быть проекты?

1

1

Тест

През."оформление проектной работы"



През. "Виды проектов"


Дать определение каждому виду проекта




2.


Основные методы исследования. Как задавать вопросы


Защита проекта


1

1



Пр.р.Составление анкеты . Оформление интервью.


През." Методы исследования


Составить вопросы для взятия интервью





3


Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

1

1


Пр.р.Составление плана работы. Формулировка цели и задач.



Сформулировать цель и задачи к проекту ( тема по выбору)




4

Информационный проект. Этапы

работы .

1

1


През. Виды проектов.

Работа со словарём




5

Требования к оформлению проекта

1

1

Тесты







Групповой проект. Информационный. «Край, в котором ты живешь». "Названия улиц нашего села. История в названиях улиц

(18 часов)


6

Выявление проблемы. Определение темы проекта.

Формулирование основополагающего и проблемного вопроса.

«Мозговая атака»


1

1




"Мозговой штурм"



7

Выдвижение гипотез

Составление плана работы

Выбор методов поиска информации.


Распределение ролей в команде


1

1

Пр.Р. Составление плана работы.


Заполнить таблицу

8

Поиск информации: что мы можем узнать от взрослых по данной проблеме.

1

1

Пр.р. Поиск информации: работа с текстом на бумажных носителях (каталог, книга, статья в журнале и др.)



Оформить собранный материал.

Создать презентацию

9

Поиск информации в Интернете: по ключевым словам

Поиск и сохранение информации


1

1

Поиск информации в Интернете: по ключевым словам


Презентация: Улицы моего села

( просмотр)

Систематизировать собранный материал. Приготовить дневник проектной деятельности.

10

Обсуждение полученной информации.


Работа над вводной частью проекта



1

1

Пр.р. Оформление вводной части проекта

През " Требование к оформлению проекта"

Работа с документацией проекта

11

Работа над основной частью проекта


Работа над заключительной частью проекта: формулирование выводов



1

1

Пр.Р. Работа с основной и заключительной частями проекта

През " Требование к оформлению проекта"

Оформить дневник проекта

12

Оформление результатов: продукт, сделанный своими руками ( альбом)



1

1

Пр.р. Оформление альбома.






Оформить альбом, проектную документацию.

13

Оформление результатов: презентация в формате PowerPoint


2

Пр.р.Создание презентации


Подготовиться к защите проекта

14


Защита проекта


2


Презентация учащихся


Групповой. Информационный проект. "История села Ягодное".

( 24 часа)

15

Старт проекту.

Выбор темы проекта.

Создание групп.

Распределение обязанностей.

2

Пр.р. Составление плана работы над проектом.

През. Обзор материала нештатного корреспондента газеты "Вперёд" Цух С.С.

Подобрать материал в сети интернет


Составление плана работы над проектом. Рабочий график

2

Пр.р. составление плана работы

Оформить документацию


16

Пр.р. Поиск информации: работа с текстом на бумажных носителях (каталог, книга, статья в журнале и др.)

1

1

Пр.р. Работа с печатными источниками

Обработка собранного материала



Посетить библиотеку

Собрать материал.


16

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о жителях села Ягодное


2

Экскурсия

Систематизировать собранный материал


18

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о жителях села Ягодное


2

Экскурсия

Систематизировать собранный материал


19

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о жителях села Ягодное


2

Экскурсия

Систематизировать собранный материал



20

Поисковая работа по письмам - запросам "Воспоминания жителей с. Ягодное"

1

1

Обработка собранного материала


21

Обсуждение полученной информации.

Работа над вводной частью проекта

1

1

Тесты "требование к оформлению проекта

Работа с документацией проекта


22

Работа над основной частью проекта

Работа над заключительной частью проекта: формулирование выводов

1

1

Пр.Р.Работа с основной и заключительной частями проекта

През"Требования к оформлению проекта"

Оформить дневник проекта


23

Оформление результатов: продукт, сделанный своими руками ( альбом)

Оформление результатов: презентация в формате PowerPoint

2

Пр.р. Оформление альбома.

Пр.р.Создание презентации

Подготовиться к защите проекта


24

Оформление результатов: продукт, сделанный своими руками ( альбом)

Оформление результатов: презентация в формате PowerPoint

2

Пр.р. Оформление альбома.

Пр.р.Создание презентации

Подготовиться к защите проекта


25

Защита проекта

2

Презентация учащихся


Информационный проект. Коллективный. «Не позволяй душе лениться»

(Сбор материала о героях социалистического труда, проживающих в селе Долина) (18 часов)

26

Старт проекту. Звёздочка обдумывания.

1

1

През. "Звёздочка обдумывания"


27

Составление плана работы над проектом. Рабочий график

2

Пр.р. составление плана работы

Оформить проектную документацию


28

Экспедиция в библиотеку Д/К с.Долина

2

Пр.р. Сбор материала


29

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о героях соц. труда, жителей с.Долина

2

Экскурсия

Систематизировать собранный материал


30

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о героях соц. труда, жителей с.Долина

2

Экскурсия

Систематизировать собранный материал

31

Обработка собранного

материала

2

Пр.р. Работа с документами.


32

Создание презентации материала. Оформление альбома

2

Пр.р. оформление альбома.


33

Предварительная защита проекта

2

Презентация проекта

Внести изменения в проектный материал

34

Защита проекта

2


ИТОГО:

70 часов

Литература:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.

2. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М. : Первое сентября, 2010. - 44 с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

4. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2009.

6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.




15



© 2010-2022