Выступление на семинаре на тему Развитие коммуникативной компенентности школьника

     Ученики сегодня практически ничего не знают о нормах и правилах по­ведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоя­тельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докла...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Развитие коммуникативной компетентности, способствующей профессиональному успеху

(на примере элективного курса «Деловой этикет»)











Выступление на районном семинаре

«Развитие основных компетентностей школьника»









Учитель технологии МБОУ «Новопавловская СОШ №2»

Кищик Л.И.







Одна из основных задач, которая стоит сегодня перед школой - это необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, что является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования.

(Слайд 2)

Ученики сегодня практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.

Между тем такие знания остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.

(Слайд 3)

Поэтому введение в школьную программу элективного курса «Деловой этикет» своевременно и необходимо. И, как подтверждает практика, детям это не только полезно, но и очень интересно. Программа элективного курса знакомит старшеклассников с основами современного делового общения - необходимого элемента профессионализма, залога успеха в любом деле. Курс связан с вопросами самосовершенствования и самопознания человека в процессе общения с другими людьми и в ознакомлении со способами разрешения множества затруднительных ситуаций, возникающих в реальной жизни.

(Слайд 4)

Цель элективного курса - познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами, что и является формированием коммуникативных компетентностей.

(Слайд 5)

Задачи:

1. Расширить представления учащихся о специфике человеческого общения.
2. Научить видеть себя со стороны, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
3. Помочь выработать определённую линию поведения при контактах с окружающими.
4. Научить культуре диалога: умению слушать и вести спор, культуре речи.

Конечно, данный элективный курс является благодатной площадкой для развития коммуникативной компетентности.

Эта компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

(Слайд 6)

Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс социальной адаптации ребенка . Неумение контактировать вызывает ощущения непринятости, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

(Слайд 7)

Каковы же составляющие коммуникативной компетентности?

Это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, соединяющим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности.

(Слайд 8)

Компетентности - это качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Вот поэтому задача учителя - создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Основным видом практических занятий на наших уроках являются ситуативные тренинги, на которых после изучения теоретического материала учащимся предлагается воссоздать какую-либо ситуацию, проанализировать её и показать варианты правильного поведения в ней. Учащиеся примеряют на себя различные роли, а так же меняются ими для того, чтобы иной раз посмотреть на себя со стороны или войти в положение другого человека.

Для формирования умения сотрудничать, работа организуется в группах, причём сменного состава. Таким образом развивается толерантность и умение взаимодействовать с любым человеком.

Любая познавательная деятельность включает мотивационные компоненты, которые определяют для учащегося значимость того, что им познается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию.

Красной нитью через все наши занятия проходит мысль успеху надо учиться. Сами по себе эти знания не возьмутся ни откуда, их надо постигать.

Мотивация учеников к изучению повышается, когда они начинают понимать, что эти знания помогут им проявлять себя только с лучшей стороны, стать более уверенными в себе людьми и в будущем построить эффективные отношения с деловыми партнёрами.

К каким результатам стремимся?

В качестве основных показателей сформированности коммуникативной компетентности у учащихся можно выделить следующие:

  • наличие развитой речи;

  • владение современными информационными технологиями;

  • умение составлять различные документы;

  • высокий уровень коммуникативного контроля;

  • высокий уровень коммуникативной толерантности.

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией

  • умение организовывать совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Таким образом, развивая коммуникативную компетенцию, мы тем самым формируем коммуникативный потенциал личности, что имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

И закончу своё выступление притчей….

(Слайд 10)

Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», - ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку, насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой.

Этот сосуд как жизнь человека, - сказал мудрец - сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями - это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька - это то, что тоже необходимо для жизни. Например, дом. Песок - это повседневные наши дела и заботы.

Вот так и мы, учителя, должны наполнять своих учеников как сосуды не только камнями знаний по школьным предметам, но и галькой основных жизненных умений и навыков, которые мы сейчас красиво называем компетентностями, а также песком ещё множества других полезных знаний, что всё вместе в будущем поможет им стать успешными людьми.

© 2010-2022