Программа модуля Мастера для кружка или факультатива

     Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека.Структура курса состоит из лекций по истории народных ремёсел, особенностям деревянной архитектуры и художественной обработки древесины; практических занятий по технологии обработки древесины, резьбе по дереву; самостоятельных творческих работ учащихся по конструированию архитектурных форм и бытовых ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Формы и режим занятий модуля «Мастера»

Всего часов в год - 72, по 2 часа 1 раз в неделю.

Форма занятий: групповая.

Прогнозируемые результаты

К концу первого учебного года учащиеся должны

знать:

- строение древесины, породы и свойства древесины, условия хранения древесины;

- основное оборудование рабочего места, приспособления;

- инструменты: размёточный, проверочный, обрабатывающий;

- способы соединения деталей;

- виды отделочных работ, технику их выполнения.

Уметь:

- ухаживать за оборудованием своего рабочего места;

- применять различные инструменты, соблюдая правила безопасности;

- соединять детали из дерева различными способами;

- выполнять простые изделия из досок, брусков, фанеры, гнутой древесины;

- вытачивать детали предметов на станке;

- производить ремонт некоторых столярных изделий;

- украшать изделия с помощью выжигания, маркетри, резьбы по дереву;

- наносить покрытия на готовые изделия.

К концу второго учебного года учащиеся должны

знать:

- общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах;

- иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;

- знать виды резьбы и их подвиды;

- требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;

- основные правила безопасности труда.

Уметь:

- организовывать своё рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учётом требования безопасных приёмов работы;

- планировать работу;

- правильно подбирать материалы и заготовки для практических работ;

- выполнять простые творческие проекты.

К концу третьего учебного года учащиеся должны

знать:

- требования к организации работ при выполнении плоскорельефной, рельефной и домовой резьбы;

- безопасные приёмы работы при выполнении более сложных видов резьбы;

- технику плоскорельефной, рельефной, домовой резьбы;

- технику отделки готовых изделий.

Уметь:

- правильно организовывать своё рабочее пространство для выполнения резьбы по дереву с учётом безопасных приёмов работы;

- изготавливать учебные образцы с учётом технологических и эстетических требований;

- владеть техникой различных видов резьбы.

Формы подведения итогов.

Основной формой подведения итогов работ учащихся являются выставки.

Выставки могут быть персональные и общие . Они могут быть отчётными (по итогам года и полугодия), а также тематическими.

Выставки проводятся в мастерской, где проходят занятия. Такие выставки считаются рабочими, они не требуют особого оформления. Либо в специально отведенном месте (выставочном зале).

Содержание модуля «Мастера»


Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека.

Структура курса состоит из лекций по истории народных ремёсел, особенностям деревянной архитектуры и художественной обработки древесины; практических занятий по технологии обработки древесины, резьбе по дереву; самостоятельных творческих работ учащихся по конструированию архитектурных форм и бытовых изделий.

Учебный материал распределён на три уровня.

Первый уровень. Знакомство учащихся с породами деревьев, строением древесины. Обучение самостоятельно подбирать материалы для изделий, и как оборудовать рабочее место, как пользоваться инструментами, какие предметы можно изготовить из дерева и красиво их отделать.

Второй уровень. Освоение школы столярного искусства, деревянного зодчества, плосковыемчатой резьбы и её подвидов.

Третий уровень. Освоение плоскорельефной и домовой резьбы и её подвидов, а также разновидностей резьбы, применяемых в настоящее время.

Большое внимание уделяется безопасным приёмам работы, правильной организации рабочего места, культуре труда.

Более полному освоению содержания курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, итоговые); участие в конкурсах, ярмарках; выполнение общественно полезных работ для школы.

Учебно-тематический план (первый год обучения)

п.п.

Разделы. Темы

Формы занятий. Методы и приёмы

Кол -

часов

во


теория

практика

1

Древесина - материал для твоих поделок.

Групповая. Экскурсия в Музей


2


-


Строение, свойства и хранение древесины.

леса



2

Подготовка к работе.

Групповая. Беседа,

1

-


Оборудование рабочего места.

показ




Приспособления.

Групповая. Лекция, показ

1

-


Размёточный и проверочный инструмент.

Групповая. Лекция, показ

1

-


Обрабатывающий инструмент.

Групповая. Лекция, показ

1

-

3

Способы соединения деталей и вспомогательные материалы.

Групповая, индивидуальная. Беседа, показ,


1



2


Клеи и склеивание.

самостоятельная работа учащихся




Соединение деревянных частей поперёк волокон и по волокнам.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа


1


3


Соединение металлическими скрепками.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

1

3


Соединения при помощи шурупов.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

1

3

4

Различные изделия.

Групповая, индивидуальная.

1

4


Изделия из брусков и досок.

Показ образца, объяснение, практическая работа




Изделия из фанеры.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

1

5


Точёные изделия.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

2

4


Изделия из гнутой древесины.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

1

4


Ремонт столярных изделий.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа

2

4

5

Отделочные работы.

Групповая, индивидуальная.

2

4


Выжигание.

Показ готового изделия, объяснение, практическая работа




Маркетри.

Групповая, индивидуальная. Показ готовых изделий, объяснение, практическая работа

2

5


Резьба по дереву.

Групповая, индивидуальная. Показ образцов, объяснение, практическая работа

2

4


Покрытия.

Групповая, индивидуальная. Объяснение, практическая работа

1

3

Итого: 72 часа (теория - 24 часа, практика - 48 часов).



Учебно-тематический план (второй год обучения)

п.п.

Разделы. Темы

Формы занятий. Методы и приёмы

Кол -

часов

во


теория

практика

1

Деревянное зодчество и резьба по дереву.

Групповая. Экскурсия в


1


-


Народные ремёсла и промыслы России.

Политехнический музей




Знакомство с образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы.

Групповая. Экскурсия в Музей школы №359


1


-

2

Основы культуроведения.

Групповая.

1

-


Понятие культуры.

Просмотр видеоматериалов




Развитие техники и технологии

Групповая.

1

-

3

Технология художественно-прикладной обработки древесины.

Групповая. Экскурсия в

Политехнический


3


8


Школа столярного искусства.

музей




Изготовление макетов - образцов деревянной архитектуры.

Групповая, индивидуальная. Зарисовки, беседа, просмотр слайдов, практическая работа


2


7


Домовая резьба.

Групповая, индивидуальная. Рассказ, просмотр слайдов, практическая работа

2

9


Плосковыемчатая резьба по дереву.

Групповая, индивидуальная. Рассказ, просмотр слайдов, практическая работа

4

13


Выполнение самостоятельных творческих авторских разработок.

Индивидуальная. Беседа, зарисовки, просмотр образцов, самостоятельная работа учащихся


2


13


Общественно полезный труд по заказам школы; проведение экскурсий, ярмарок, выставок.

Групповая. Практическая работа, объяснение учителя


-


5

Итого: 72 часа (теория - 17 часов, практика - 55 часов).

Учебно-тематический план (третий год обучения)

п.п.

Разделы. Темы

Формы занятий. Методы и приёмы

Кол -

часов

во


теория

практика

1

Введение.

Групповая. Беседа,



Знакомство с образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы.

экскурсия в Музей школы №359


1


-


Развитие техники и технологии (негативные последствия).

Групповая. Лекция

1

-

2

Основы выбора профессии.

Групповая.



Выбор профессии. Пути получения профессионального образования.

Лекция, экскурсия в Музей школы №359

1

-


Трудоустройство. Служба занятости.

Групповая. Беседа

1

-

3

Технология художественно-прикладной обработки древесины.

Групповая, индивидуальная. Беседа. Показ.


2


8


Домовая резьба.

Практич. работа




Плоскорельефная резьба.

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практич. работа

3

12


Рельефная резьба

Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практич. работа

3

12


Ремонт и реставрация художественных изделий из древесины

Групповая, индивидуальная. Беседа, показ способов реставрации, практич. работа


2


9


Выполнение самостоятельных творческих авторских разработок.

Индивидуальная. Беседа, зарисовки, просмотр образцов, самостоятельная работа учащихся


2


10


Общественно полезный труд по заказам школы; проведение экскурсий, ярмарок, выставок.

Групповая. Практическая работа, объяснение учителя


-


5

Итого: 72 часа (теория - 16 часов, практика - 56 часов).


© 2010-2022