- Преподавателю
- Технология
- Программа модуля Мастера для кружка или факультатива
Программа модуля Мастера для кружка или факультатива
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ЧЕСНОКОВ Е.П. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Формы и режим занятий модуля «Мастера»
Всего часов в год - 72, по 2 часа 1 раз в неделю.
Форма занятий: групповая.
Прогнозируемые результаты
К концу первого учебного года учащиеся должны
знать:
- строение древесины, породы и свойства древесины, условия хранения древесины;
- основное оборудование рабочего места, приспособления;
- инструменты: размёточный, проверочный, обрабатывающий;
- способы соединения деталей;
- виды отделочных работ, технику их выполнения.
Уметь:
- ухаживать за оборудованием своего рабочего места;
- применять различные инструменты, соблюдая правила безопасности;
- соединять детали из дерева различными способами;
- выполнять простые изделия из досок, брусков, фанеры, гнутой древесины;
- вытачивать детали предметов на станке;
- производить ремонт некоторых столярных изделий;
- украшать изделия с помощью выжигания, маркетри, резьбы по дереву;
- наносить покрытия на готовые изделия.
К концу второго учебного года учащиеся должны
знать:
- общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах;
- иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;
- знать виды резьбы и их подвиды;
- требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;
- основные правила безопасности труда.
Уметь:
- организовывать своё рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учётом требования безопасных приёмов работы;
- планировать работу;
- правильно подбирать материалы и заготовки для практических работ;
- выполнять простые творческие проекты.
К концу третьего учебного года учащиеся должны
знать:
- требования к организации работ при выполнении плоскорельефной, рельефной и домовой резьбы;
- безопасные приёмы работы при выполнении более сложных видов резьбы;
- технику плоскорельефной, рельефной, домовой резьбы;
- технику отделки готовых изделий.
Уметь:
- правильно организовывать своё рабочее пространство для выполнения резьбы по дереву с учётом безопасных приёмов работы;
- изготавливать учебные образцы с учётом технологических и эстетических требований;
- владеть техникой различных видов резьбы.
Формы подведения итогов.
Основной формой подведения итогов работ учащихся являются выставки.
Выставки могут быть персональные и общие . Они могут быть отчётными (по итогам года и полугодия), а также тематическими.
Выставки проводятся в мастерской, где проходят занятия. Такие выставки считаются рабочими, они не требуют особого оформления. Либо в специально отведенном месте (выставочном зале).
Содержание модуля «Мастера»
Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека.
Структура курса состоит из лекций по истории народных ремёсел, особенностям деревянной архитектуры и художественной обработки древесины; практических занятий по технологии обработки древесины, резьбе по дереву; самостоятельных творческих работ учащихся по конструированию архитектурных форм и бытовых изделий.
Учебный материал распределён на три уровня.
Первый уровень. Знакомство учащихся с породами деревьев, строением древесины. Обучение самостоятельно подбирать материалы для изделий, и как оборудовать рабочее место, как пользоваться инструментами, какие предметы можно изготовить из дерева и красиво их отделать.
Второй уровень. Освоение школы столярного искусства, деревянного зодчества, плосковыемчатой резьбы и её подвидов.
Третий уровень. Освоение плоскорельефной и домовой резьбы и её подвидов, а также разновидностей резьбы, применяемых в настоящее время.
Большое внимание уделяется безопасным приёмам работы, правильной организации рабочего места, культуре труда.
Более полному освоению содержания курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, итоговые); участие в конкурсах, ярмарках; выполнение общественно полезных работ для школы.
Учебно-тематический план (первый год обучения)
-
№ п.п.
Разделы. Темы
Формы занятий. Методы и приёмы
Кол -
часов
во
теория
практика
1
Древесина - материал для твоих поделок.
Групповая. Экскурсия в Музей
2
-
Строение, свойства и хранение древесины.
леса
2
Подготовка к работе.
Групповая. Беседа,
1
-
Оборудование рабочего места.
показ
Приспособления.
Групповая. Лекция, показ
1
-
Размёточный и проверочный инструмент.
Групповая. Лекция, показ
1
-
Обрабатывающий инструмент.
Групповая. Лекция, показ
1
-
3
Способы соединения деталей и вспомогательные материалы.
Групповая, индивидуальная. Беседа, показ,
1
2
Клеи и склеивание.
самостоятельная работа учащихся
Соединение деревянных частей поперёк волокон и по волокнам.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
1
3
Соединение металлическими скрепками.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
1
3
Соединения при помощи шурупов.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
1
3
4
Различные изделия.
Групповая, индивидуальная.
1
4
Изделия из брусков и досок.
Показ образца, объяснение, практическая работа
Изделия из фанеры.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
1
5
Точёные изделия.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
2
4
Изделия из гнутой древесины.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
1
4
Ремонт столярных изделий.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практическая работа
2
4
5
Отделочные работы.
Групповая, индивидуальная.
2
4
Выжигание.
Показ готового изделия, объяснение, практическая работа
Маркетри.
Групповая, индивидуальная. Показ готовых изделий, объяснение, практическая работа
2
5
Резьба по дереву.
Групповая, индивидуальная. Показ образцов, объяснение, практическая работа
2
4
Покрытия.
Групповая, индивидуальная. Объяснение, практическая работа
1
3
Итого: 72 часа (теория - 24 часа, практика - 48 часов).
Учебно-тематический план (второй год обучения)
-
№ п.п.
Разделы. Темы
Формы занятий. Методы и приёмы
Кол -
часов
во
теория
практика
1
Деревянное зодчество и резьба по дереву.
Групповая. Экскурсия в
1
-
Народные ремёсла и промыслы России.
Политехнический музей
Знакомство с образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы.
Групповая. Экскурсия в Музей школы №359
1
-
2
Основы культуроведения.
Групповая.
1
-
Понятие культуры.
Просмотр видеоматериалов
Развитие техники и технологии
Групповая.
1
-
3
Технология художественно-прикладной обработки древесины.
Групповая. Экскурсия в
Политехнический
3
8
Школа столярного искусства.
музей
Изготовление макетов - образцов деревянной архитектуры.
Групповая, индивидуальная. Зарисовки, беседа, просмотр слайдов, практическая работа
2
7
Домовая резьба.
Групповая, индивидуальная. Рассказ, просмотр слайдов, практическая работа
2
9
Плосковыемчатая резьба по дереву.
Групповая, индивидуальная. Рассказ, просмотр слайдов, практическая работа
4
13
Выполнение самостоятельных творческих авторских разработок.
Индивидуальная. Беседа, зарисовки, просмотр образцов, самостоятельная работа учащихся
2
13
Общественно полезный труд по заказам школы; проведение экскурсий, ярмарок, выставок.
Групповая. Практическая работа, объяснение учителя
-
5
Итого: 72 часа (теория - 17 часов, практика - 55 часов).
Учебно-тематический план (третий год обучения)
-
№ п.п.
Разделы. Темы
Формы занятий. Методы и приёмы
Кол -
часов
во
теория
практика
1
Введение.
Групповая. Беседа,
Знакомство с образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы.
экскурсия в Музей школы №359
1
-
Развитие техники и технологии (негативные последствия).
Групповая. Лекция
1
-
2
Основы выбора профессии.
Групповая.
Выбор профессии. Пути получения профессионального образования.
Лекция, экскурсия в Музей школы №359
1
-
Трудоустройство. Служба занятости.
Групповая. Беседа
1
-
3
Технология художественно-прикладной обработки древесины.
Групповая, индивидуальная. Беседа. Показ.
2
8
Домовая резьба.
Практич. работа
Плоскорельефная резьба.
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практич. работа
3
12
Рельефная резьба
Групповая, индивидуальная. Показ образца, объяснение, практич. работа
3
12
Ремонт и реставрация художественных изделий из древесины
Групповая, индивидуальная. Беседа, показ способов реставрации, практич. работа
2
9
Выполнение самостоятельных творческих авторских разработок.
Индивидуальная. Беседа, зарисовки, просмотр образцов, самостоятельная работа учащихся
2
10
Общественно полезный труд по заказам школы; проведение экскурсий, ярмарок, выставок.
Групповая. Практическая работа, объяснение учителя
-
5
Итого: 72 часа (теория - 16 часов, практика - 56 часов).