Самоанализ открытого урока по методу проектов

Класс:  9 «б» Тема: «Проектирование ремонтных работ» Характеристика группы:урок проектировался на основе коррекционной технологии учета индивидуальных особенностей учащихся, педагогической дифференциации. Класс, состоящий из 4 человек, был поделен на две группы по 2 человека по принципу взаимодополняемости, малоконфликтности, т.е. на основе психологической совместимости. По данным диагностики уровней саморегуляции (смотри таблицу). По данным психолого-педагогической диагностики (смотри таблицу)...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ


открытого урока профессионально-трудового обучения с использованием метода проектов по профилю

«Штукатурно - малярное дело»



Класс: 9 «б»

Тема: «Проектирование ремонтных работ»

Характеристика группы: урок проектировался на основе коррекционной технологии учета индивидуальных особенностей учащихся, педагогической дифференциации. Класс, состоящий из 4 человек, был поделен на две группы по 2 человека по принципу взаимодополняемости, малоконфликтности, т.е. на основе психологической совместимости. По данным диагностики уровней саморегуляции (смотри таблицу). По данным психолого-педагогической диагностики (смотри таблицу).

Цели и задачи урока, оборудование урока: (смотри конспект).

Структура урока: урок запланирован и проведён в соответствии с календарно-тематическим планом, его сроками, является комбинированным, проблемным с использованием презентации, соответствует вышеуказанным дидактическим целям.

АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Цель урока соответствует:

а) программным требованиям (изучение технологии планирования ремонтных работ, выполняемых ручными инструментами, формирование навыков и приёмов работы с инструментами при подготовке и отделке поверхностей);

б) необходимому уровню знаний и умений (у учащихся сформированы умения и навыки работы по подготовке поверхностей к ремонту и отделке, подбору необходимых инструментов и материалов, планированию предстоящей работы);

в) месту уроков в системе уроков - урок закрепления изученного и изучения нового материала;

г) возможностям учителя;

д) планируемым результатам:

- знания о назначении инструментов и материалов при планировании предстоящей работы по ремонту и отделке тех или иных помещений;

- умения проектировать предстоящую работу и защищать выполненный проект.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Формы обучения.

На уроке оптимально сочетались фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения и воспитания.

На подготовительном этапе было организовано изучение необходимого материала по изучаемой теме.

Выявление проблемы и объяснение правил проектирования было организовано фронтально с целью вовлечения всех учащихся в обсуждение проблемы и с целью ознакомления с последовательностью выполнения этапов проектирования ремонта и отделки помещения.

В соответствии с технологией выполнения проектов, задания выполнялись в группах, практическая работа по изучаемой теме - индивидуально.

2. Методы и приёмы обучения.

Метод проектов выбран, поскольку он позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его любознательность.

Метод проблемного изложения выбран потому, что он передаёт опыт творческой деятельности и применён для развития творчества, инициативы и самостоятельности учащихся.

Частично-поисковый метод выбран, поскольку он приближает ученика к самостоятельному поиску, способствует активизации процессов принятия новых решений.

Исследовательский метод выбран потому, что он направлен на усвоение опыта творческой деятельности, развивает эмоционально-ценностное отношение к действительности и обеспечивает творческое применение знаний.

Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность учащихся на уроке.

Каждый метод характеризуется своим особым составом приёмов, связанных между собой дидактическим, технологическим и психологическим единством.

В рамках проведённого урока применён вариативный приём, позволяющий получить различный результат труда, имея одинаковую информацию и возможности. Данный приём позволил учащимся занять, а с помощью учителя и осознанно принять свою позицию в выполнении проекта.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

1 Соответствие структуры урока его цели и типу структуры урока.

Урок включал в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап (обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, обоснование выбора проекта, исследование проблемы).

2. Конструкторский этап (рассмотрение вариантов, отбор оптимального варианта, составление плана работы, подбор инструментов и материалов).

3. Технологический этап (составление проектов, изучение основного технологического процесса по изучаемой теме: планирование и выполнение ремонтных работ, соблюдение правил техники безопасности).

4. Заключительный этап (защита проекта, выполнение практической работы, контроль качества, отчёт о проделанной работе).

Все этапы урока взаимосвязаны, соответствовали целям и виду урока комбинированного типа. Комбинированный урок был взят потому, что из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков.

Большое значение, в ходе урока, имели отношения учителя и учащихся на уроке, основанные на деловой доброжелательной атмосфере, уважении личности, на внимании не только к результатам его деятельности, но к его внутреннему миру, переживаниям, трудностям, которые он испытывает.

2. Научная организация труда учащихся.

Организация труда продумана. Это правильный отбор дидактического материала, инструментов, приспособлений и материалов для выполнения практических заданий, рациональные приёмы работы с ними, знание их назначения, организация рабочего места, эффективное использование рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

3. Организация начала и конца урока.

Урок начался с организации проблемной ситуации, что создало мотивацию к предстоящей деятельности. В конце урока была проведена рефлексия собственной деятельности учащихся и их отношения к деятельности на уроке, результаты которой подтверждались или опровергались в зависимости от реальной оценки деятельности детей в соответствии с критериями оценки.

4. Оптимальный темп ведения урока.

Темп работы соответствовал возможностям учащихся и позволил в полном объёме выполнить план урока с небольшой задержкой по времени, занятого от перемены.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

Содержание урока отбиралось согласно программным требованиям и целям урока.

Содержание учебного материала делится как бы на две части: основной материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-либо работе на следующем уроке.

При отборе учебного материала руководствовалась следующими требованиями:

- отбиралась наиболее ценная, достаточная информация, всесторонне представляющая изучаемый вопрос и обеспечивающая понимание его сущности;

- материал организован таким образом, что в нём была выделена ведущая идея, главное, основное звено - этапы ремонтных работ;

- содержание учебного материала отражало и методы получения знаний, типичные для данной темы.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

1. Использование средств обучения.

На уроке имели место следующие элементы педагогического процесса:

- повторение, связь с предыдущим материалом;

- стимулирование на новую работу;

- сообщение и изучение нового материала;

- закрепление и фиксация;

- применение знаний и умений, навыков на практике.

На данном уроке было удачным соотношение между изложением со стороны учителя и самостоятельной работой учащихся. Правильно осуществлялось руководство в различные моменты урока.

В ходе урока наблюдалась достаточно высокая активность учащихся, которая способствовала достижению основной дидактической цели.

Индивидуальный и диффиренцированный подход способствовал повышению личной уверенности учащихся, их самореализации через проживание «ситуации успеха».

2. Организация самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы имеет важное значение, т.к. происходит подготовка к конкретной деятельности, проводится вводный инструктаж. В результате такой организации учащиеся знают и чётко представляют, что им предстоит выполнить и как действовать.

3. Педагогическая техника учителя.

Эффективность усвоения учебного материала зависит от педагогической техники учителя. Одна из особенностей детей состоит в нарушении их речи, в связи с чем, при объяснении основного дидактического материала, формулировке зданий, использовались доступные для понимания фразы и инструкции. Для облегчения изложения материала учащимися использовались незаконченные предложения.

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

1. Активность и работоспособность.

Все учащиеся проявляли активность и работоспособность. Они правильно называли рабочие операции, отбирали нужные инструменты, приспособления и материалы, необходимые для выполнения практических заданий, демонстрировали рациональные и безопасные приёмы работы.

2. Интерес к теме и уроку.

Интерес к теме и уроку достигался благодаря разнообразным заданиям, подбору интересной наглядности, выполненной в форме мультимедийной презентации, сменой видов деятельности, индивидуальному подходу, использованию самостоятельной работы во время выполнения творческого проекта. Достаточное внимание уделялось формированию интереса к уроку через определение и исследование проблемы, через защиту выполненного проекта.

3. Выполнение единых требований.

В ходе урока большое внимание уделялось выполнению единых требований к учащимся: изложение учебного материала, полным и правильным ответом, поднятие руки, контроль своих действий, словесный отчёт о них, а также умение, выслушать товарища, не перебивая его.

4. Наличие навыков самоконтроля.

Учащиеся контролируют свои действия в процессе всей деятельности на уроке. Самоконтроль направлен на точность выполнения операций, согласно плану работы и критериям оценки её качества.

5. Качество знаний и умений.

В результате урока учащиеся получили знания по предмету в форме многократного, осмысленного повторения. В ходе урока деятельность учащихся была организована в соответствии с ведущим каналом восприятия. Учащиеся освоили правила составления проектов, закрепили умения и навыки работы по проектированию ремонтных работ в помещении на различных поверхностях, смогли адекватно оценить свою работу.

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1. Уровень освещённости, чистота помещения.

Уборка кабинета ежедневная, освещение достаточное.

2. Приёмы и методы над осанкой.

В течение всего урока контролировалась посадка и рабочая поза учащихся.

3. Режим проветривания. Физкультминутки.

Было проведено проветривание кабинета перед первым уроком и в перемену. Физкультминутка на первом уроке проведена на 20 минуте и включала физические упражнения на расслабление глаз и других частей тела с элементами кинезиологии.

На втором уроке физкультминутка проведена в процессе выполнения практической работы.

4. Соблюдение правил охраны труда.

На партах отсутствовали лишние предметы, учащиеся знают и соблюдают правила охраны труда и техники безопасности, имеют удобную специальную одежду, располагающую к работе. Перед практической работой был проведён инструктаж по ТБ.

5. Аргументная характеристика урока.

По выполненным учащимися работам, по их выступлениям на защите проекта, можно сделать вывод, что все учащиеся усвоили знания по правилам проектирования ремонта помещения и закрепляли умения по выполнению подготовки поверхностей к последующей отделке.

В ходе урока учащиеся учились решать проблемы, применять специальную терминологию, вести внутригрупповой диалог, рассуждать.

Была достигнута достаточно высокая мотивация учащихся, что способствовало достижению поставленных задач.

Хочется отметить, что в ходе урока удалось добиться коммуникативности у всех учащихся.

Считаю, что поставленные цели и задачи урока реализованы в полном объёме.

На этих уроках был применён метод проектов т. к. этот метод более эффективный, чем традиционно используемые на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе. Использование этого метода позволяет не только формировать знания, умения и навыки по профессионально-трудовому обучению, но и способствует развитию личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решение новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты.

© 2010-2022