Бумагопластика

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (скрапбукинг, квилинг, оригами, свит-дизайн, декупаж, разнообразные виды аппликации).
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Тиксинская средняя общеобразовательная школа №1





Рабочая программа

по дополнительной общеразвивающей

образовательной программе

«Бумажный дизайн»»

на 2014-2015 учебный год.



Педагог: Андросов А.В.



Пояснительная записка

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, конструкторское мышление, образное и пространственное мышление.

Актуальность: программа создана с учётом опыта работы педагога по разным направлениям декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (скрапбукинг, квилинг, оригами, свит-дизайн, декупаж, разнообразные виды аппликации).

Концепция данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель данной программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитать творческую активность, общее и творческое развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

• осваивать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

• развивать аналитическое мышление и самоанализ;

• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Воспитательные:

• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и учащимися.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Курс «Бумажный дизайн» рассчитан на два года обучения. В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: учебные занятия групповые, проводятся по два-три часа два раза в неделю. Занятия первого года обучения проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, занятия второго года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Учебный год составляет 36 недель. Наполняемость групп 10-15 человек. Программа адресована детям 7-14 лет.

1 год обучения - 2раза в неделю 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут.

2 год обучения - 2раза в неделю 3 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.

Основной вид занятий - практический.

Формы подведения итогов:

- участие в выставках, конкурсах, ярмарках, записи в книге отзывов и предложений,

- портфолио.

Формы фиксации:

- благодарственные письма, грамоты, дипломы;

- составление альбома лучших работ;

- проведение выставок работ учащихся в кабинете;

- книги отзывов и предложений по проведению выставок

Программа «Бумажный дизайн» состоит из 4 блоков. В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Оригами», «Бумагопластика», «Скрапбукинг», «Аппликация», «Декупаж», «Квилинг», свит-дизайн. Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления. Цикл «Творческие работы» включен в проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.

Занятия можно проводить блочно (погружение в цикл), а также их можно чередовать между собой, тем самым создавать цикличность прохождения материала (например: работа по изготовлению бабочек, изображению насекомых, рыб может выполняться в каждом цикле, занятия поочередно сменяют друг друга).

Программа «Бумажный дизайн» может быть использована в системе дополнительного образования для работы с детьми с дефектами (речи, слуха, дети различных групп коррекции), так и одаренными детьми.

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Теория

Практика

Вводный блок


Инструктажи по ТБ

4

-

Материал - бумага



Оригами

4

18

Бумагопластика

18

Скрапбукинг

16

Аппликация

18

Декупаж

16

Квиллинг

21

Цикл творческих работ



Коллективные работы с использованием разных техник.

-

10

Праздники и подготовка к ним



Тематические праздники. Посещение выставок.

1

10

Итого:

136

Содержание курса первого года обучения

Цикл «Введение».

Проведение первичных и повторных инструктажей в начале каждого полугодия. Целевые инструктажи по правилам дорожного движения и правилам поведения в общественных местах перед выездом на выставки и экскурсии. Краткие инструктажи перед занятиями по использованию опасных инструментов, материалов, правила гигиены и поведения во время работы. Формы занятий: экскурсия по зданию, по кабинетам, беседа, демонстрация образцов, игра «Снежный ком».

Цикл «Материал - бумага»

Теория: как родилась бумага, сколько у бумаги родственников, волшебные свойства бумаги, рассказ об инструментах и материалах, их свойствах и отличиях, способах использования.

Оригами: порядок складывания треугольного модуля оригами, способы соединения модулей (по длинной стороне, по короткой стороне), условные обозначения в технике модульного оригами (согнуть, разогнуть, перевернуть и т.д.). Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами. Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами. Шары «Кусудамы»- разновидность модульного оригами.

Бумагопластика: объемные и полуплоскостные композиции на основе свойств бумаги (разнообразие цвета, фактуры, сминамость, скручиваемость), изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание).

Скрапбукинг: изготовление открыток, коробочек, панно, декорирование предметов интерьера в разных стилях («шебби-шик», «чисто и просто», «фристайл»).

Аппликация: изготовление простой отрывной, полуобъемной аппликации (изображения овощей, фруктов, животных, человеческих фигур, орнаментов), составление коллажей (из фотографий, из разных видов бумаги, из разных видов материалов).

Декупаж: украшение, декорирование с помощью вырезанных бумажных мотивов. Декорирование предметов с использованием разнообразных видов бумаги (фотографии, салфетки, декупажные карты).

Квиллинг : простейшие способы работы в технике бумагокручения (капля, листочек, глаз, треугольник, полумесяц и т.д.), полуплоскостные композиции и декорирование предметов интерьера (фоторамки, салфетницы, и т.д.).

Цикл «Творческие работы»

Изготовление коллективных работ по темам.

Цикл «Праздники и подготовка к ним»

Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий, которые стимулируют их познавательный творческий интерес к деятельности. На воспитание личности ребенка оказывают влияние не только праздники, но и подготовка к ним.

Теория: историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками.

Просмотр видеоматериала по тематике праздников, проведение праздников («Мы хотим все знать», «Новый год», «Весна пришла», «Масленица», «Ура! Каникулы»), участие в мастер-классах, концертах, ярмарках, посещение выставок.

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Теория

Практика

Вводный блок



Инструктажи по ТБ

4

-

Материал - бумага



Оригами

6

30

Скрапбукинг

24

Аппликация

24

Свит-дизайн

30

Декупаж

24

Квиллинг

30

Цикл творческих работ



Коллективные работы с использованием разных техник

-

30

Праздники и подготовка к ним



Тематические праздники. Посещение выставок.

2

12

Итого:

216

Содержание курса второго года обучения

Цикл «Введение»

Проведение первичных и повторных инструктажей в начале каждого полугодия. Целевые инструктажи по правилам дорожного движения и правилам поведения в общественных местах перед выездом на выставки и экскурсии. Краткие инструктажи перед занятиями по использованию опасных инструментов, материалов, правила гигиены и поведения во время работы.

Цикл «Материал - бумага»

Оригами: повторение основных терминов и обозначений, применяемых в оригами (линия перегиба, надреза, согнуть, заправить, повернуть, расправить, соединить, согнуть и разогнуть и т.д.), знакомство с более сложными базовыми формами оригами (катамаран, журавлик, рыба, птица), шары «Кусудама», изготовление цветов (розы, георгины, гладиолусы).

Скрапбукинг: разнообразные способы и виды работ в технике («шебби-шик», «чисто и просто», «фристайл»). Изготовление мини-альбомов, коробочек, панно, декорирование предметов интерьера.

Аппликация: разнообразные полуплоскостные композиции (коллаж) на основе свойств различных материалов (ткань, фетр, бумага, природные материалы, искусственные цветы).

Свит-дизайн: как направление флористики, ознакомление с видами композиций свит-дизайна, с принципами построения простейшей композиции, небольшие объемные композиции (букеты) на основе свойств материалов (пластичность, формуемость).

Декупаж : украшение, декорирование с помощью вырезанных бумажных мотивов (салфетки, распечатанные мотивы, декупажные карты). Декорирование предметов (свечи, металлические и пластиковые банки, мыльницы и т.д.) с использованием разнообразных видов бумаги (салфетки, распечатанные мотивы, декупажные карты).

Квиллинг: изготовление объемных композиций (шкатулка, корзинка) и декорирование предметов интерьера (настенное панно, часы) по выбору учащихся.

В текущем учебном году набрано 4 группы - 50 детей. Из них 1 ребенок инвалид по слуху, 1 ребенок с нарушением речи (моторная алалия), эти дети занимаются в группе учащихся, но во время занятия с ними проводится индивидуальная форма организации учебной деятельности.

Планируемые изменения:

В связи с введением в календарно-тематическое планирование инструктажа по технике безопасности (4 часа в год) и промежуточной (итоговой) аттестации, соотношение часов в разделах учебно-тематического плана уменьшилось согласно введенным темам.

Предметный состав учебно-тематического плана на текущий год остается без изменений.



Планируемые участия студии «Бумажный дизайн» в конкурсах и массовых мероприятиях в учебном году: городской конкурс «Чудотворцы», Рождественская ярмарка, «Дети-детям», краевой фестиваль «У Дивных гор», выставка «Я-сам».







Календарный план на 2014-15 уч. г.

Студия «Бумажный дизайн» / 1 год обучения.



занятия

Тема

часов

1 занятие



2 занятие



3 занятие



4 занятие





5 занятие

6 занятие



7 занятие



8 занятие



9 занятие



10 занятие

11 занятие

12 занятие


Введение в деятельность студии. Знакомство с творчеством детей. Инструктаж по ТБ.

Материалы и инструменты. История возникновения и развития оригами.

Проведение праздника «Осень золотая».

Оригами.

Подготовка бумаги, порядок складывания модуля оригами. Способы соединения модулей.

Плоские фигуры в технике модульного оригами.

Открытка «Цветы любимому учителю».

Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами «Фоторамка».

Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами «Фоторамка».

Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами «Подставка для телефона».

Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами. «Подставка для телефона».

Изготовление шара «Кусудамы»

Изготовление шара «Кусудамы»

Изготовление шара «Кусудамы»



2



2

2





2



2



2



2



2



2

2

2

2

24



13 занятие



14 занятие

15 занятие

16 занятие

17 занятие

18 занятие

19 занятие

20 занятие

21 занятие




Бумагопластика.

Знакомство с технологией (вырезание, сгибание, склеивание).

Настенное панно «Ветка березы».

Настенное панно «Ветка березы».

Мобиль «Заячий парад».

Мобиль «Заячий парад».

Объемная фигура « Мой питомец».

Объемная фигура « Мой питомец».

Открытка «День матери».

Игрушка «Веселый конус».





2

2

2

2

2

2

2

2

2

18



22 занятие

23 занятие

24 занятие

25 занятие

26 занятие

27 занятие



28 занятие

29 занятие

30 занятие


Скрапбукинг.

Знакомство с технологией. Магнит «Мои пожелания».

Магнит «Мои пожелания».

Панно «Зима пришла».

Настенный календарь.

Посещение рождественских ярмарок.

Коллективная работа настенное украшение «Удивительные снежинки».

Открытки «С новым годом», «С Рождеством».

Празднование Нового года.

Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия



2

2

2

2

2



2

2

2

2

18



31 занятие

32 занятие

33 занятие

34 занятие

35 занятие

36 занятие

37 занятие

38 занятие

39 занятие


Аппликация.

Знакомство с технологией. Закладки для книг.

Закладки для книг.

Карандашница «Фантазия».

Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия

Панно «Кошка спит, кошка проснулась, кошка ушла ».

Панно «Кошка спит, кошка проснулась, кошка ушла ».

Декорирование блокнота для записей.

Декорирование блокнота для записей.

Сувениры-валентинки.



2

2

2

2

2

2

2

2

2

18



40 занятие

41 занятие

42 занятие

43 занятие

44 занятие

45 занятие

46 занятие

47 занятие

48 занятие

49 занятие



50 занятие

51 занятие


Декупаж.

Знакомство с технологией. Открытка к 23 февраля.

Подарок к 23 февраля «Подставка под кружку».

Праздник «Наши защитники».

Декорирование нагрудного значка.

Подарок к 8 Марта. Декорирование подсвечника.

Открытка к 8 Марта.

Праздник «8 Марта - женский день».

Декорирование стеклянной банки.

Декорирование рамки для фотографии.

Декорирование рамки для фотографии.

Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».

Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2



2



2

24




52 занятие

53 занятие

54 занятие

55 занятие

56 занятие

57 занятие

58 занятие

59 занятие

60 занятие

61 занятие

62 занятие

63 занятие

64 занятие

65 занятие

66 занятие

67 занятие





68 занятие




Квиллинг.

Знакомство с технологией.

Декорирование яиц.

Декорирование яиц.

Открытка «Светлой пасхи».

Панно «Весенние цветы».

Панно «Весенние цветы».

Салфетница «Апельсинка».

Салфетница «Апельсинка».

Настольное украшения «Кот и пес».

Настольное украшения «Кот и пес».

Коробочка для подарка. Инструктаж по технике безопасности

Коробочка для подарка.

Коллективная работа «На поляне».

Коллективная работа «На поляне».

Подготовка лучших работ к выставке.

Подготовка лучших работ к выставке. Проведение выставки.

Промежуточная аттестация по итогам учебного года



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2



2

2

34

Итого:

136









Календарный план на 2014-15 уч.г.

Студия «Бумажный дизайн» / 2 год обучения.

занятия

Тема

часов

1 занятие



2 занятие





3 занятие

4 занятие





5 занятие



6 занятие



7 занятие

8 занятие

9 занятие

10 занятие

11 занятие


Введение в деятельность студии на ближайший год. Инструктаж по ТБ.

Материалы и инструменты. Повторение основных терминов, знакомство с более сложными базовыми формами оригами.

Проведение праздника «Осень золотая».

Оригами. Подготовка бумаги, порядок складывания модуля оригами. Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами «Ваза».

Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами «Ваза».

Изготовление объемных фигур в технике модульного оригами «Ваза».

Подарок учителю. Изготовление букета цветов «Роза».

Изготовление цветов «Ромашка».

Изготовление шара «Кусудамы».

Изготовление шара «Кусудамы».

Изготовление шара «Кусудамы».



3





3

3





3



3



3

3

3

3

3

3

33



12 занятие

14 занятие

15 занятие

16 занятие

17 занятие

18 занятие

19 занятие

20 занятие

21 занятие

22 занятие




Скрапбукинг.

Портрет «Дыханье осени».

Портрет «Дыханье осени».

Мини - альбом «Это я».

Мини - альбом «Это я».

Волшебная коробочка.

Волшебная коробочка.

Декорирование блокнота для записей.

Декорирование блокнота для записей.

Коллективная работа - коллаж «Мой любимый город».

Коллективная работа - коллаж «Мой любимый город».



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30



23 занятие

24 занятие

25 занятие

26 занятие

27 занятие

28 занятие

29 занятие

30 занятие


Аппликация.

Декорирование вазы (мозаичная техника).

Декорирование вазы (мозаичная техника).

Панно «Жар-птица» (ткань).

Панно «Жар-птица» (ткань).

Посещение рождественских ярмарок.

Открытки «С новым годом», «С Рождеством».

Настенный календарь.

Настенный календарь.



3

3

3

3

3

3

3

3

27



31 занятие



32 занятие

33 занятие

34 занятие

35 занятие

36 занятие

37 занятие

38 занятие

39 занятие

40 занятие

41 занятие


Свит - дизайн.

Знакомство с технологией (материалы и инструменты). Настольная композиция «Новогодняя красавица».

Настольная композиция «Новогодняя красавица».

Настольная композиция «Новогодняя красавица».

Елочное украшение «Сладкая снежинка».

Празднование Нового года.

Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия

Цветок герберы.

Букетик-миник.

Букетик-миник.

Изготовление композиции по собственному выбору.

Изготовление композиции по собственному выбору.





3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33



42 занятие

43 занятие

44 занятие

45 занятие

46 занятие

47 занятие

48 занятие

49 занятие

50 занятие

51 занятие

52 занятие



53 занятие


Декупаж.

Декорирование салфетницы.

Декорирование пластиковой банки.

Сувениры-валентинки.

Сувениры-валентинки.

Подарок к 23 февраля «Керамическая кружка».

Праздник «23 февраля».

Декорирование стеклянной рамки для фотографии.

Подарок к 8 Марта. Декорирование шкатулки.

Открытка к 8 Марта.

Праздник «8 Марта - женский день».

Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».

Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3



3

36




54 занятие

55 занятие

56 занятие

57 занятие

58 занятие

59 занятие

60 занятие

61 занятие

62 занятие

63 занятие

64 занятие

65 занятие

66 занятие

67 занятие

68 занятие

69 занятие

70 занятие

71 занятие

72 занятие


Квиллинг.

Украшение для цветника «Скворечник».

Украшение для цветника «Скворечник».

Панно «Первые весенние цветы».

Панно «Первые весенние цветы».

Декорирование яиц.

Коробочка для пасхального яица.

Открытка «Светлой пасхи».

Рамка для фотографии «Только для…»

Рамка для фотографии «Только для…»

Инструктаж по технике безопасности

Объемное изделие «Шкатулка».

Объемное изделие «Шкатулка».

Интерьерное украшение «Шар».

Интерьерное украшение «Шар».

Коллективная работа «Бабочки-красавицы».

Коллективная работа «Бабочки-красавицы».

Подготовка лучших работ к выставке.

Подготовка лучших работ к выставке. Проведение выставки.

Итоговая аттестация.



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3



3

3

57

Итого:

216



© 2010-2022