- Преподавателю
- Технология
- Технология для мальчиков 11 класс
Технология для мальчиков 11 класс
Раздел | Технология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | E-mail В.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Согласовано «Утверждаю»
Зам.директора по УМР Директор
МБОУ «Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева» МБОУ «Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева»
______________________ / / ______________________ / /
«_____» __________________ 2015г. «_____» __________________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 11 классов
учителя технологии, ИЗО и черчения
Яковлева Валерия Валерьевича
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н.Чиряева»
Верхневилюйский муниципального района Республики Саха (Якутия)
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Д. Симоненко по технологии (базисный уровень), 10-11 классы. Рабочая программа рассчитана на применение учебника Симоненко В.Д. «Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш]; под ред.В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2013.
Основная цель программы - передача учащимся знаний, необходимых для профессионального самоопределения, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивных действий, включая целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять план для решения задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
- ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);
2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды трудовой деятельности учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
По учебному плану на изучение предмета «Технология» отводится в 11 классе 1 ч в неделю, в год - 35 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (НОО)
Личностные ценности
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к Родине, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества, как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание учебного предмета, курса
Программа включает семь разделов:
- пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- содержание учебного предмета, курса;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета);
- календарно - тематический план;
- условию реализации рабочей программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета)
Учащиеся должны знать:
- особенности научно-технической революции второй половины ХХ века;
- глобальные проблемы человечества в конце ХХ века; рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;
- о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
- виды загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- о загрязнении гидросферы и методах борьбы с этими загрязнениями;
- причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
- принципы и виды мониторинга;
- пути экономии энергии материалов;
- особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни;
- о практическом использовании ЭВМ в различных сферах деятельности современного человека;
- принципы освещения объектов на предметной плоскости, виды освещения;
- особенности системного трехмерного моделирования;
- базовые системные средства управления анимацией объектов и визуализацией сцен.
Учащиеся должны уметь:
- учитывать экологические соображения при решении технологических задач;
- учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;
- оценивать качество питьевой воды;
- использовать законы освещения, цвета и формы при создании графических образов.
Календарно-тематический план. 11 класс
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Примечание
Дата проведения
Домашнее задание
План.
Факт.
1
2
3
4
5
6
7
Первая четверть
1
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие
1
06.09.2015
Технология проектирования изделий
2
Особенности современного проектирования
1
13.09.2015
3
Законы художественного конструирования
1
20.09.2015
4
Экспертиза и оценка изделия
1
27.09.2015
5
Алгоритм дизайна
1
04.10.2015
6
Банк идей
1
11.10.2015
7
Дизайн отвечает потребностям
1
18.10.2015
8-9
Мысленное построение нового изделия. Мечта и реальность
2
25.10.2015
01.11.2015
По плану - 9; фактически -
Вторая четверть
10
Научный подход в проектировании изделий
1
15.11.2015
11-12
Приступим к материализации проекта
2
22.11.2015
29.11.2015
Профессиональное самоопределение и карьера
13-14
Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
2
06.12.2015
13.12.2015
15
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
1
20.12.2015
По плану - 6; фактически -
Третья четверть
16
Нормирование и оплата труда
1
17.01.2016
17
Культура труда и профессиональная этика
1
24.01.2016
18
Понятие «культура труда»
1
31.01.2016
19
Профессиональная этика
1
07.02.2016
20-21
Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления
2
14.02.2016
21.02.2016
22-23
Профессиональная карьера
2
28.02.2016
07.03.2016
.
24-25
Подготовка к профессиональной деятельности
Рынок труда и профессий
2
14.03.2016
21.03.2016
По плану - 10; фактически -
Четвертая четверть
26
Виды профессионального образования
1
04.04.2016
27-28
Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме
2
11.04.2016
18.04.2016
29-30
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройтсва
2
25.04.2016
02.05.2016
31-32
Учебный дизайн-проект
2
09.05.2016
16.05.2016
33
Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Темы проектов старшеклассников - победителей олимпиады по технологии
1
23.05.2016
34-35
Резерв
2
По плану - 10л; фактически -
Условия реализации рабочей программы
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются:
- начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
- начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).
Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные работы
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.