• Преподавателю
  • Технология
  • Использование инновационных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе в школе (из опыта работы)

Использование инновационных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе в школе (из опыта работы)

В условиях современного сильного и разностороннего воздействия на природную среду все более возрастает значение экологического образования школьников. Резкое ухудшение экологической  обстановки в мире, угрожающей жизни на Земле вызывает необходимость модернизации обновления всей системы учебно – воспитательной  работы, направленной на воспитание и обучение  поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой. Исходя из собственного опыта, ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных образовательных технологий в учебно - воспитательном процессе в школе (из опыта работы)

Лутфуллина Алсу Раисовна

учитель изо и технологии

высшей кваликационной категории

МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ

имени Героя Советского Союза Н.Х. Шарипова»

Тукаевского района, Республики Татарстан

В условиях современного сильного и разностороннего воздействия на природную среду все более возрастает значение экологического образования школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни на Земле вызывает необходимость модернизации обновления всей системы учебно - воспитательной работы, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

В воспитательной работе мы пытаемся обеспечивать образованность, общекультурный уровень развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося, реализовать потребности школьников в саморазвитии и самообразовании.

В природоохранной деятельности большой удельный вес должно занимать экологическое воспитание подрастающего поколения, повышение их экологической грамотности, формирование активного отношения к проблемам экологии.

Проблема, над которой я работаю многие годы - это разработка и внедрение развивающих модулей, работа с одарёнными детьми.

Исходя из собственного опыта, действенными можно признать проектный, проблемный и поисково-исследовательский методы.

Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.

Творческий проект (в предмете «Технология») состоит из 2-х частей: создания пояснительной записки и изготовления изделия. Пояснительная записка содержит несколько разделов. Во введении указывается цель работы, и даются основные понятия по теме. Историческая справка - это исследовательская работа ученика по направлению творческого проекта. При выполнении данного раздела выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Проектно-конструкторский раздел содержит рисунки, чертежи, перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы. Технологический раздел содержит алгоритм изготовления изделия. В результате выполнения экономического раздела школьники знакомятся с азами экономики, знакомятся с такими понятиями, как себестоимость, калькуляция, ценообразование, в разделе экология - глобальными проблемами экологии. Выполняя рекламу, ученик проявляет способности в умении представить свою работу с наилучшей стороны.

Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.

Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока. Перед учеником ставится задача подготовки конкретного этапа урока: доклад на заданную тему и создание сопровождающей этот доклад презентации или создание фильма на заданную тему. Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.

Чаще всего успешное овладение методами научного исследования подразумевает углублённое изучение предмета в специальных классах, что не всегда возможно. Выходом из такого положения служит организация внеклассной работы, которая позволяет заниматься с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Как важно еще на школьной скамье выявить одарённых детей, развить их способности. Для этой цели существуют научные общества учащихся.

Я провожу методологические семинары для учащихся. На этих занятиях ребята учатся работать с дополнительной научно - популярной литературой, ставят опыты, оформляют научно- исследовательские работы, затем выступают на школьной научно - практической конференции, с лучшими работами участвуют в работе районных, региональных, республиканских научно-практической конференции. («Наше наследие» г. Елабуга, региональном конференции для старшеклассников и студентов КФУ, «Интеллеккт» г. Казань)

Мои ученики на протяжении многих лет участвуют и занимают призовые места в районных олимпиадх, республиканских и всероссийских конкурсах детского творчества и рисунка («Чудеса из кожи », «Чудеса своими руками», «Алтын куллар», «Техническое творчество» и т. д). Принимают участие в ежегодном всероссийском конкурсе проектных работ для старшеклассников «Сименс», в республиканском конкурсе «Трансформер» Работы учащихся напечатаны в сборнике, посвященном организации научной работы г.Елабуге. Так же напечатана в электронных ресурсах «Сеть работников образования»

Таким образом, укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников.

Список литературы

Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.

Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.:Народное образование, 2001. - 272 с.

Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративнойтехнологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.-






© 2010-2022